О ЛЮДЯХ

От синего поля до синего неба…

Труженицу тыла Зою Васильевну Турилову знают и уважают в поселке Ситники. Она воспитала не одно поколение ребятишек, работая воспитателем, а потом и заведующей детским садом. А свое детство эта мудрая женщина провела в одной из деревень Чкаловского района, который в те далекие годы славился выращиванием льна на всю область.

Совсем крохой она любила выбегать с подружками на горку и смотреть на синие волны цветущего льна. Вот и в тот день она любовалась этими нежными соцветиями. Были летние каникулы – впереди столько дней без школьных хлопот и забот! Зоя и не предполагала, что завтрашнее утро перечеркнет все ее мечты, что этой осенью она уже не сядет за парту счастливой пятиклассницей, а это синее поле из романтичных грез станет ее рабочим местом.
Бескрайнее синее поле…
В этом году Зое Васильевне исполняется 95 лет, но она до сих пор читает без очков. На столе – книга о лекарственных травах.
– Для здоровья лечебные травки надо собирать, от них больше пользы, чем от таблеток, – говорит Зоя Васильевна, перелистывая книжные страницы.  – Газету «БОР сегодня» 16+ читаю с удовольствием, в ней много хороших статей: о ветеранах войны и о сегодняшних бойцах, ушедших на СВО. Надо молодежи об этом рассказывать, и нам, пережившим военное лихолетье, это интересно читать.
А что моя героиня помнит о своей жизни? То, как началась война? Как работала наравне со взрослыми?
– До сих пор в ушах звучит голос Левитана, объявившего о начале войны. Все тогда в душе перевернулось… Отец ушел на фронт, а мама, колхозная активистка, сказала: «Будешь работать со мной в поле!» Мне тогда было 11 лет, и таких, как я, в поле работало много. Конечно, было непросто. После появления всходов их нужно было тщательно прополоть. Все лето подкармливали лен золой и посыпали пометом. А в начале августа, когда он созревал, мы его выдергивали с корнями из земли, связывали в снопы и сушили. Подсохшие снопы отвозили на гумно, где молотили деревянными колотушками. Льняное семя потом отвозили на завод, где из него делали льняное масло, – вспоминает Зоя Васильевна.
Денег в колхозе работникам не платили, расплачивались с ними трудоднями. А еще выдавали семена льна.
– Мы сами мололи рожь на муку, – продолжает свой рассказ Зоя Васильевна. – Стоял жернов, это такой камень, а на нем – другой камень, между ними – ржаные колосья. Мы камень крутим – и мука сыплется. Нам давали и карточки, на которые мама получала хлеб и немного сахарку. Очень выручала нас своя корова – было молоко. Бывало, мама пекла в русской печи хлеб с картошкой, который назывался «кокура», а на Пасху – хлеб с творогом, мы его называли ватрушкой. Отец на фронте потерял зрение и вернулся в деревню раньше окончания войны. Он был очень работящим, даже завел пасеку, и весной все деревенские ребятишки к нам бегали с буханками, которые отец щедро намазывал медом! Это было такое лакомство!
Поднимаясь на свою заветную горку, Зоя с подругами всматривались в синее небо, где далеко, двигаясь в сторону Горького, пролетали зловещими грозовыми тучами вражеские самолеты. 
– Нам было страшно, но мы свято верили, что победим и что наши летчики сильнее фашистских, ведь мы жили в Чкаловском районе и легендарный герой Чкалов был для всех нас маяком, примером мужества и отваги, – с гордостью говорит Зоя Васильевна.
Мирное синее небо
После войны Зоя продолжала днем работать с мамой в поле, а вечером шла на учебу в Чкаловск, в школу рабочей молодежи. Ходила через сосновую рощу, где в живописном местечке располагался детский дом. В это время воспитатель выводила ребятишек на занятия физкультурой. Зоя садилась рядом на скамеечку и наблюдала за происходящим. Наверное, тогда и зародилось ее желание стать воспитателем.
Окончив семь классов, она поступила в педагогический техникум. Успешно его окончила и по распределению попала в пос. Ситники, где открывали детский сад для детей торфоразработчиков. Сначала работала воспитателем, а потом и заведующей детским садом. Многие годы Зоя Васильевна воспитывала в ситниковских ребятишках «мудрое, доброе, вечное». Теперь это уже взрослые люди, которые до сих пор с большой теплотой вспоминают своего любимого воспитателя.
– У меня двое детей, жаль, что они живут неблизко. Сын Николай – в Нижнем Новгороде, а дочь Марина – и вовсе на Урале. Но у меня трое внуков и четверо правнуков. Вот скоро придет соцработник – моя помощница во всем! – говорит Зоя Васильевна, всматриваясь в даль за окном.
А там расстилалось синее полотно весеннего неба, наверное, такое же синее, как то безмятежное довоенное льняное поле, которым любовалась та юная девчонка…
Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей