О ЛЮДЯХ

Огненная резьба Михаила Румянцева

Настоящих умельцев резьбы по дереву во всей борской округе остались единицы – я в этом убедилась лично. По всем деревням искала я умельцев! Таким образом познакомилась с Владимиром Александровичем Шибаевым из д. Зуевка, Алексеем Павловичем Марковым из Ситников. Удивил меня Владимир Зуев, что в Боталове живет, он вырезает ажурные узоры на яичной скорлупе… Уходит это умение безвозвратно и немногие отваживаются перенять секреты резного мастерства у наших корифеев.

Научно-технический прогресс дарит людям все новые и новые возможности для творчества. Так возникла новая техника резьбы по дереву – резка древесины нихромовой проволокой под напряжением! Не слышали о такой? Тогда знакомьтесь с мастером из села Ямнова Михаилом Порфирьевичем Румянцевым.
В доме мастера
В селе он – местная достопримечательность, ведь до него никто этим делом не промышлял. Михаил Румянцев – коренной житель Ямнова, всю жизнь занимался строительными работами, и отец его плотничал. До сих пор смотрит на дорогу деревянный мезонин с ажурными прорезными наличниками, которые мастерил Порфирий Румянцев! Сын его занимался обычными строительными работами, женился, семью завел…
Подъезжаем к дому с резным мезонином – вокруг деревенская идиллия: за соседним забором важные гуси пасутся – гогочут на чужаков, тыкаясь красными носами в белый снег, а сторож Румянцевых – Мухтар – их тут же поддержал, залаял, оповещая хозяев о нежданных гостях.
Михаил Порфирьевич оказался дома один. На всю избу пахло наваристыми щами, которые он готовил к приходу с работы своей супруги. Сейчас ведь он на пенсии – времени много, к тому же зима на дворе – любимым делом не заняться.
Проходим в комнату и видим – журнальный столик с черной окантовкой, такие же стульчики, табуреты, банкетки, тумбы под цветы…
– А это вот резной детский стульчик, – мастер ловко поднял деревянный трон для малыша. Наверное, очень любили его внучата болтать маленькими ножками, сидя за таким же резным столиком, поедая сладкую кашу.
От всех этих мебельных изысков глазу было приятно! Рыжее полированное дерево успокаивало и вместе с тем веселило замысловатыми ажурными прорезями. Присмотрелась я внимательнее ко всем этим вещам и поняла, что вырезал их мастер вовсе не лобзиком…
Огненная проволока – не лобзик!
– Работал я одно время в Кстове рабочим в столовой. Занимался и строительными делами. Был у меня друг-напарник, звали его Иван, к сожалению, он ушел уже в мир иной, – начал свой рассказ Михаил Порфирьевич, поглаживая полированную спинку резного столика. – Удивился я тогда его занятию: вырезал Иван на мебели узоры электрической струной, да так ловко у него получалось – струна та, раскаленная, по дереву как по маслу ходила!
Видел Михаил, как орудовал лобзиком по дереву его отец, а тут – совсем другая техника, с одной стороны, вроде бы проще, а с другой – надо все рассчитать, предусмотреть: огненная проволока – не лобзик вовсе!
Выучился он у друга этому современному ремеслу и, вернувшись в Ямново, решил вплотную заняться огненной резьбой – сделал ее своим хобби. Шаблоны для будущих изделий придумывал сам, так что нигде подобного мы больше не увидим!
Зимней порой грустит Михаил Порфирьевич, а тут еще зарядное автомобильное устройство перегорело – вырезает-то мастер именно с его помощью!
– Теплые дни настанут, новую «зарядку» куплю! И чтобы этим делом заниматься, нужно теплое помещение, ведь проволока остывает на улице в холод. Работаю я в сарае или на улице. Дыма, конечно, при этом много, но он никому не мешает: на свежем воздухе ветерком его по округе развеет и только деревом жженым пахнет – приятно!
Оглядывая изделия М. Румянцева, я подумала, что эту технику, наверное, можно использовать и в более тонких работах, например, таким образом можно делать небольшие сувениры, дамские украшения и игрушки из дерева. Но Михаил Порфирьевич «художественных школ не оканчивал» – делает он свои работы, как может. Многие работы он подарил друзьям, соседям, даже что-то сумел продать, но в основном творит для себя в свое удовольствие!
Сначала готовит шаблон для резьбы, затем переводит эскиз на дощечку, потом режет, шлифует, тонирует и склеивает – и неповторимое изделие готово! На одну работу может уйти день-полтора.
Тут я поймала себя на мысли, что тоже бы хотела иметь подобные вещи в своем интерьере, жаль, что «резьба огнем» – не женское дело. Занятие это для предприимчивых, творческих мужчин, не боящихся открывать в себе новые таланты! Может быть, попробуете?..
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46