О ЛЮДЯХ

Виталий Халезов: «Я люблю бороться!»

– Я даже помню число. 1 сентября 2007 года меня приняли на работу старшим мастером в производство «Мателюкс». Производства, правда, еще не было. Здесь был склад готовой продукции: бетонный пол, металлические привалы, ящики со стеклом. Мы все это убирали, потом строительная компания начала работу. А нам предстояло освоить совсем новое дело.

Когда Виталий Халезов поступал на химический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, он, конечно, не думал и не мог знать, что полученная специальность пригодится ему при освоении совершенно нового для России производства матированного стекла путем химического травления.
Начальник производства, техник-лаборант и старший мастер производства – эти должности Виталий занимает и сегодня, методом проб и ошибок учился делать то, чего никто в стране не умел. Две трехдневные командировки на аналогичное производство на чешском заводе, конечно, капля в море знаний, которые были нужны:
– Вот производство построено, и сначала ты ходишь по пятам за людьми, которые занимаются наладкой оборудования, программируют его, смотришь, что они делают, как все работает… Потом ты пытаешься сам, получается не сразу, ищешь ответы. Это интересно, потому что я люблю бороться, люблю преодолевать себя, и, когда мне предложили эту должность, а до этого я успел поработать и на других производствах завода, я с радостью согласился. Здесь у меня появилась возможность проверить полученные в университете знания, способности, умения, заново их применить, а где-то и пересмотреть.
Пересмотреть, а вернее – адаптировать борчанам пришлось и технологию, и рецепт приготовления травильного раствора, предоставленные чешскими коллегами. Реагенты другой концентрации, отличающиеся по химическому составу сыпучие материалы, оборудование, подходящее под российские стандарты, – все это заставляло творить, думать, экспериментировать.
Как сегодня выглядит процесс матирования стекла? Робот снимает с пирамиды стекло, кладет его на линию, стекло моется, сушится, попадает на станцию нанесения защитной пленки, которая закрывает нижнюю часть стекла, после чего наладчик наклеивает на кромку скотч и стекло отправляется в тоннель для матирования.
А вот с самым первым матированным стеклом на Бору все было иначе.
– На запуск линии, приготовление и обкатку первого раствора к нам приехали наши чешские коллеги, – вспоминает Виталий. – И 25 марта 2008 года было произведено первое стекло Мателюкс. Вручную! Как это было? Вырезали стекло метр на метр, обклеили, положили на выключенный рольганг в туннеле, прямо из ведра налили приготовленный раствор, засекли семь минут, выдержали, промыли. Травит? Да! Годный раствор. Это стекло до сих пор у нас хранится. Здорово осознавать, что мы начинали с полного незнания продукта, технологии и всего остального. А в итоге нам удалось выстроить производство стекла таким образом, что все работает практически без твоего участия. Сегодня мы производим за двенадцатичасовую смену 2050 квадратных метров стекла. Спустя 11 лет с момента запуска мы остаемся на пике. Это дорогого стоит.
В обязанности Виталия входит организация производственного процесса с нужной производительностью и соответствующим коэффициентом использования стекла, обеспечение необходимыми материалами для производства стекла – пленкой, химикатами для приготовления раствора и для станции очистки, а также решение вопросов трудовой дисциплины.
Он любит, когда все четко, правильно, по расписанию и стабильно. Как в армии. Класса до седьмого Виталий даже мечтал поступить в военное училище. Но пришли девяностые годы, которые выжили романтические мечты из голов многих россиян, заменив их на мысли о том, что есть, на что одеваться и где вообще брать деньги. Да и армия тогда переживала отнюдь не лучшие времена. Но судьба штука упрямая. И, получив после окончания университета вместе с дипломом повестку в армию, Виталий задержался там на 7 лет.
Он попал в ряды внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Было это в 1997 году, уже после первой чеченской кампании и обострения Карабахского конфликта. И к этому моменту приоритетные задачи внутренних войск с исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, уже сместились в сторону предупреждения и пресечения вооруженных конфликтов на территории страны.
Вторая чеченская «зацепила» и Виталия. В университете на военной кафедре он получил специальность «Боевое применение мотострелковых подразделений соединений и частей на бронетранспортерах». И в 2001 году в составе сводного специального моторизованного полка он выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики. Принимал участие в проведении контртеррористических операций в городе Гудермесе и его окрестностях, обеспечивал прикрытие поселковых отделов милиции и т. д.
– Конечно, когда спустя полгода я оттуда вернулся, было тяжело, особенно после выпитых 50–100 граммов, а если еще «Любэ» запоет… Но время все лечит. Я постарался все, что там было, забыть. И давно уже ничего не помню.
А вот свое университетское увлечение пауэрлифтингом – силовым троеборьем, в которое входит жим лежа, приседание и становая тяга, Виталий не забыл. Кандидат в мастера спорта, он и сегодня трижды в неделю непременно в зале.
По итогам 2018 года за отличные производственные результаты, проявленную инициативу и активное участие в проектах Виталий Халезов был удостоен звания «Сотрудник года». И его фотография сегодня украшает Доску почета ПО «Полированное стекло».
Ольга Кадыкова,
фото автора и из личного архива
В.Халезова

Лента новостей