О ЛЮДЯХ

Судьбу свою связала...

В этой квартирке во втором микрорайоне всегда тепло и уютно, ведь ее хозяйка каждодневно орудует спицами. Сразу вспоминается детство, когда под мерное тиканье старинных часов бабушка вязала теплые носочки или шарфик, а твоя молодая жизнь в это время неслась кубарем с ледяной горки…

Мало кто вяжет сегодня, да и у бабушек современных ребятишек часто другие увлечения. А вот моя сегодняшняя героиня – Вера Николаевна Галлерова – как взяла в школьные годы спицы в руки, так и до сих пор вяжет – уже целую жизнь связала.
Цветастая шапка с помпоном
Тогда, в 1960 годы, на Бору еще не было детских кружков по вязанию, на трудах в школе девчонки готовили винегрет и другие незатейливые блюда. Вот и Вера, учась в школе № 6, с удовольствием их готовила, и даже не догадывалась о спящем в ней таланте. Однажды на родительском собрании одна мамочка предложила организовать кружок вязания. В первый раз занятие проходило в школе и длилось очень долго – ведь каждой девочке надо было рассказать, что такое лицевая, а что такое изнаночная петли, чувствовалось, что на сердце у мастерицы неспокойно – дома ее ждали домашние заботы. Поэтому в другой раз она пригласила школьниц к себе домой. Пришло на занятия уже не так много девчонок, а потом мастерица и вовсе отказалась проводить занятия. Вера очень огорчилась этому факту, но, поскольку ее мама Римма Николаевна сама и шила, и вышивала, девочка попросила:
–Мама, купи мне ниток, я вязать буду!
Но серьезная мама скептически отнеслась к просьбе дочери, к тому же купить нитки на Бору было большой проблемой – ехать за ними надо было в Горький…
– Так как мама шила, у нее был целый мешочек цветного мулине. И вот как-то она ушла на работу, я эти нитки взяла и соорудила шапку с большим помпоном и маленькими ушками, которые завязывались на подбородке, – рассказывает, смеясь, Вера Николаевна. – Когда мама это увидела, чуть не упала в обморок! Это было первое мое изделие, которое мама не очень-то оценила, однако поехала в Горький и купила моток шерсти. Сколько у меня было радости и счастья! Я его перекрутила и решила, что с накидами узоры еще интересней будут, им меня обучила соседская девочка Наташа Рулева. И тогда я связала красивую шапку с длинными ушами – очень модную в те годы. А когда мама поехала по городам-героям, то пообещала, что обязательно мне ниток купит. Приехала она ночью, мы с братом еще спали, а утром я открыла чемодан и увидела много-много сиреневых шерстяных мотков! Тут же начала их разматывать, думала кофточку связать. Вяжу, вяжу, а клубок мой все не кончается, думаю: наверное, и на платье хватит. Так я связала свое первое платье. Мама сшила мне к нему чехол, ведь когда дырочки на теле, их не очень видно, а чехол рисунок оттеняет. Купили мне к платью модный в то время металлический пояс, и я стала свой «шедевр» носить. Стою на остановке, а люди подходят ко мне и спрашивают: «Девочка, где ты это платье купила?» А я, пунцовая от смущения и гордости за себя, отвечала: «Сама связала!»
А потом юная мастерица освоила и крючок. Вот оно, ее первое желтое платье, связанное крючком, – ему больше тридцати лет, а все как новое, вспоминается, что такие носили модницы в далеких 70-х…
Сколько же времени тратит Вера Николаевна на свои изделия?
– Все зависит от того, какие используешь нитки, – объясняет мастерица. – Если нитки очень тонкие, то вещь, связанная спицами, не очень хорошо смотреться будет. Учитывается и технология: если платье вяжется целиком, то просто сидишь и вяжешь его, как коврик, потом соединяешь – можно такое и за неделю связать. А если нужно навязать мотивчики, потом их соединить, а после все дырочки между мотивчиками заполнить, – то это уже дольше – месяца три на такое платье уйдет. А вот это платье в технике ирландского кружева я дочери полгода вязала.
В каждой петелькетепло
В процессе вязания очень много счета, и это ничуть не смущало нашу героиню, ведь она очень любила математику и после окончания десятилетки подала документы в Горьковский педагогический институт. Однако ее строгая мама возмутилась решением дочери: с твоим-то слабеньким сердцем тебе ли в школе работать, там столько нервов нужно, – и определила Веру учиться в Семеновский деревообрабатывающий техникум. Талантливая девушка стала там ленинской стипендиаткой и окончила техникум с красным дипломом, а после этого еще и Ленинградскую лесотехническую академию.
Отправили молодого инженера-технолога на одно из майкопских предприятий, где она два года проработала в отделе главного технолога. Вскоре вышла замуж и родила дочь Наташу…
–После тяжелого развода с супругом я очень тяжело заболела, сердце отказывалось работать и мама меня уже забирала из больницы как совершенно безнадежного пациента, – рассказывает Вера Николаевна. – И тут ко мне в палату вошла моя семилетняя дочка – грязная, неухоженная, ведь бабушка работала, ей некогда было внучкой заниматься. И я тогда подумала, вот я умру, кому Наташа будет нужна?.. И тогда я решила собраться с силами – начала покупать медицинскую литературу, тренировать свое слабое сердце, целые километры от дома до работы ходила пешком. А потом вместе с дочкой стали посещать бассейн – так я окрепла и встала на ноги.
Сегодня в этой рыжеволосой хохотушке трудно заподозрить нездорового человека, она уже и йогой занимается, и на велосипеде ездит в деревенский дом, ну и, конечно же, вяжет – себе, родственникам, знакомым… А четыре месяца назад в судьбе этой сильной женщины произошло еще одно счастливое событие – у нее родился внук Костик – такой же улыбчивый, как бабушка. И вот уже в их квартире появляются новые вязаные мягкие и нежные изделия – конверты, комбинезончики, костюмчики, ползунки, курточки – все для любимого внука!
И еще об одном таланте нашей героини хотелось бы рассказать. Когда она из Майкопа вернулась на Бор, работала в ПКТБ, потом на заводе торгового оборудования инженером, а после на мебельном предприятии, откуда и ушла на пенсию. И все эти годы она сама проектировала и мастерила мебель для своей маленькой квартирки. Привозила щиты определенного размера, сверлила их, соединяла и вешала – получались удобные шкафчики – самое то для ее малюсенькой кухоньки!
–Я счастлива, что живу, – улыбается моя героиня, – теперь вот буду жить для внука.
В глазах счастливой бабушки я заметила слезы радости. Да, наверное, она не научит своего Костика мастерству вязания, дочка вот вязать не захотела, мол, прошлый век это, в магазинах все можно купить… Ну а как же тепло заботливых рук, которое сохраняет каждая петелька? Так и вяжет Вера Галлерова свою жизнь – теплую, светлую и красивую…

Лариса толстых,
фото автора

Лента новостей