О ЛЮДЯХ

Павел Шумилов: «Развиваться нужно каждый день»

Работать, лежа на пляже, под нежным солнцем у ласкового моря. Кто не мечтал о трудовом дне в кусочке рая на Земле вместо офиса? Так представлял свое будущее и Павел Шумилов, когда решил с Бора перебраться куда-нибудь поближе к теплому морю.

– Идея работать на море оказалась глупой и нерабочей – солнце светит в монитор, люди ходят, песок мешает, – ​смеется он теперь, рассказывая мне об этом по скайпу со своего рабочего места в домашнем кабинете. В Болгарии.
Только кайф пляжного «офиса» оказался для него мифом. Впрочем, в Пашином случае идея жить в европейской стране с теплым климатом себя оправдала. В 2012 году Павел Шумилов вместе с женой с Бора перебрался в Варну – ​третий по величине город в Болгарии. Потом был Бургас, София и Благоевград, в котором они вместе с маленьким сыном и живут сегодня.
Благоевград – ​небольшой уютный студенческий город на юго-западе Болгарии. В 100 км от столицы, 200 – ​от границы с Грецией и в непосредственной близости к границе с Македонией (до нее всего 15 км).
– Я люблю, когда меняется пейзаж за моим окном. Ради этого и переехал восемь лет назад, и поэтому же переезжал уже три раза в Болгарии, – ​говорит Павел. – ​Очередным местом жительства я выбрал Благоевград по двум причинам. Во-первых, понимал, что очередной финансовый кризис в стране и мире неизбежен, а пережить его с малыми потерями все же проще в небольшом провинциальном городе. А во вторых, это отличное место для путешествий: ​здесь совсем рядом сразу три страны – ​Македония, Греция и Сербия. В Македонии я уже побывал, остальные планы пока притормозил коронавирус.
Скорректировала всемирная изоляция и приезд Пашиных родных к нему в гости. Они наведываются в солнечный край к семье сына примерно раз в два года. Сам же Павел был в России лет 7 назад.
– Мой дом там, где есть интернет и компьютер, будь то Болгария, Россия или другая страна. Мне здесь все нравится, но я не исключаю, что через пару лет переберусь с семьей куда-то еще. В списке вариантов – ​Франция, Португалия, Испания, Италия. Люблю, когда тепло и море рядом. И пока сын маленький и нет привязки к школе, например, мы будем ездить. Когда я переехал в Болгарию, я продал свою однушку на Бору и купил однокомнатную квартиру здесь. Но потом понял, что хочу двигаться, и продал жилье.
Двигаться – ​и в смысле путешествий, и в смысле расширения профессиональных горизонтов – Павел научился именно здесь – ​в неспешной Болгарии. Павел начал работать еще школьником, и к 25 годам, когда он уехал жить за границу, в России у него была успешная компания по разработке и продвижению сайтов, которая отлично существовала и приносила Павлу доход. И после его отъезда – ​в этом прелесть удаленной работы – ​суть его деятельности не поменялась. Но спустя несколько лет, в очередной кризис, когда рубль обвалился и доход резко упал, Павел понял: работать на одну компанию – ​это как держать все яйца в одной корзине.
– Это был такой критический момент, когда я стал думать, что мне делать дальше. Когда человеку разонравилась страна или он заскучал по Родине и поэтому вернулся, это одно. А возвращаться по финансовым причинам – ​это не прикольно. Я не хотел уезжать. И тогда понял, что на одном российском малом бизнесе останавливаться нельзя, и стал создавать англоязычные проекты, которыми сейчас большей частью и занимаюсь. Я делаю сайты про недвижимость, автомобили, велосипеды, медицину. Среди моих рекламодателей – ​американцы, австралийцы, канадцы, британцы. И каждый год я придумываю какие-то новые направления своей деятельности. Если ты работаешь в интернете, у тебя сотни тысяч вариантов, как ты можешь зарабатывать, просто надо действовать – ​пробовать, не стоять на месте, и ты найдешь свою нишу.
Он завел друзей во всех болгарских городах, в которых жил. Он выучил язык, и если местные еще нет, нет, да и спросят в магазине, например: «Ты ведь не болгарин?», то в Македонии, что в 15 минутах езды, никто и не заподозрит, что болгарский язык для Павла не родной. Спустя пять лет после приезда Павел получил ПМЖ – ​статус постоянного резидента – ​он не может избираться во власть и избирать ее, а все остальные права и обязанности у него такие же, как и у остальных граждан Болгарии.
– В Болгарии я научился легко переезжать и совсем не нервничать, здесь люди в основном спокойные и расслабленные. А в целом у меня такая же жизнь, как и в России. Сказать, что она сильно изменилась после переезда, я не могу. Пейзаж и климат только стали другими. Здесь у людей те же радости и те же проблемы. Здесь люди в основном также исповедуют православие, только в более демократическом варианте, я бы сказал. И, кстати, болгары очень любят русских, Россию, особенно старшее поколение. Я даже испытываю некоторое смущение, когда прихожу в госучреждение за какой-то справкой, а там, узнав, что я русский, сразу радуются и так активно стараются мне помочь, что даже неловко. Конечно, и через двадцать лет я буду чувствовать себя немного иностранцем в любой стране, кроме России. Где тебя еще поймут, когда ты пошутишь фразой из комедии Гайдая? Одно могу сказать точно: я ни о чем не жалею.
Ольга Кадыкова,
фото из личного архива П. Шумилова

Лента новостей