О ЛЮДЯХ

Хорошо дома. А где дом, мы решаем сами

В августе 2014 года я узнала немало новых людей, которые приехали с юго-востока Украины. В Россию, на Бор, они бежали от войны. Центры временного размещения в городе Бор и в поселке Рекшино, а для некоторых частные квартиры стали их первыми пристанищами на мирной земле. Тогда волонтеры при поддержке неравнодушных борчан как могли старались помочь мебелью, вещами и едой тем, кто приехал самостоятельно. Приехавшим людям нужна была одежда. Лето выдалось холодным, а многие из них уезжали в спешке и налегке. Две истории, которые я хочу рассказать вам сейчас, о людях этой большой семьи. Судьбы участников сложились по-разному. Спустя почти шесть лет кто-то вернулся в ДНР, кто-то выбрал своим домом Россию. Но обо всем по порядку.

История 1. Зов Родины!
Мы познакомились с Алиной в центре временного размещения на Бору. Она подошла ко мне сама, чтобы рассказать свою историю. Мы оказались коллегами. Дома Алина работала журналистом районной газеты.
Активисты самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Алина Коссе с молодым человеком Дмитрием Шинкаревым занимались организацией референдума о самоопределении ДНР в Старобешевском районе Донецкой области, где и жили. Проводили агитацию в газетах, изготавливали плакаты, встречались с людьми, объясняли ситуацию.
– Наш референдум проходил в предвкушении Крымской развязки, – рассказывала тогда в своем интервью Алина. – Мы по-доброму очень завидовали Крыму и были в ожидании чего-то великого. Но ситуация стала развиваться по другому сценарию. Мы поняли это к концу мая, когда начались военные действия. Пока в Славянске шли активные бои, нацгвардия заняла Старобешево. По улицам стали ездить бэтээры, военные обыскивали, кого хотели, и забирали все, что им нравится, осматривали дома, проверяли телефоны, ноутбуки на наличие российской или ДНРовской символики. Спокойно заходили в магазин и отодвигали автоматом первого в очереди. Они чувствовали себя хозяевами, мы жили под жестким прессингом.
А потом нацгвардия по имеющимся у нее спискам стала вычищать всех активистов ДНР. Как рассказала Алина, в начале июля 2014 го паре позвонили из Донецка: «Если хотите спасти свою жизнь, у вас не больше четырех часов, чтобы уехать». Они мигом собрались и, правда, не миновав обстрела, все же смогли пересечь границу. Следом за ними выехали и родственники, которых тоже начали преследовать. В итоге вся большая семья из девяти человек оказалась на Бору.
Тогда, почти 6 лет назад, Алина и ее семья не планировали возвращаться на родину, объясняя это своим пониманием, что в ближайшие 10 лет Донецк – не жизнеспособный регион. Они думали прижиться в России. Сразу устроились на работу и через два месяца жизни в центре временного размещения переехали в съемное жилье. Но в итоге семеро человек из большой семьи в разное время вернулись домой, в ДНР.
– Зов Родины! – объясняет сегодня Алина. – Мы очень скучали, вот и вернулись. Дом бабушки оказался частично разрушен, а наш уцелел – только окна вылетели во время обстрела. За эти годы много чего поменялось, у каждого своя жизнь, но всех нас объединяют теплые воспоминания о России, которая помогла нам в то тяжелое время. О тех, кто вернулся домой… Бабушки, к сожалению, уже нет в живых. Но она покоится в родной земле. Моя сестра вернулась на свою прежнюю работу здесь, руководит отделом в энергетической компании. Я тоже вернулась в родную газету, позже стала ее редактором, но сегодня я – инженер по охране труда в сельхозпредприятии. С Дмитрием мы расстались. Сегодня я счастлива замужем, мой муж Игорь с самых первых дней войны несколько лет защищал нашу землю. Мы точно не жалеем о том, что вернулись. Мы благодарны России, но своя земля ближе. Мы бы очень хотели, чтобы ДНР стала частью Российской Федерации. Сейчас мы с мужем в стадии оформления российского гражданства. Уже получили паспорта.
Сожалеем ли мы, что в 2014 году отстаивали свои права говорить на родном русском языке, не считать братскую Россию врагом, не признавать Бандеру как героя Украины, в очередной раз молча допустить переворот власти? Нет! И мы не пожалели об обретении Донбассом независимости. Да, до сих пор идет война, гибнут люди, разрушаются дома, тяжело выстроить экономику, и это все происходит с нами здесь и сейчас. Сложно в это поверить, пока не почувствуешь на себе, но это все происходит у нас дома, на нашей земле, и это сегодняшняя наша жизнь, но мы обязательно справимся.
История 2. Бор стал родным
О тех, кто остались на Бору. Борчанами стали красивая пара Виктория и Алексей Фроловы. До войны на Украине они жили в поселке Комсомольское Старобешевского района. Его население – 13000 человек. Сейчас, конечно, меньше, многие уехали из-за войны, хотя и вернулось людей немало. В том числе и родители Виктории.
– В 2018 году мы приезжали на родину, и немного даже не по себе было от пустоты в городе – с довоенным периодом не сравнить, – говорит Виктория. – Хоть линия фронта проходит в 15–20 км, но все же военные действия ведутся. Тем не менее люди возвращаются в республику и живут, приспосабливаются и к мизерным зарплатам, и к комендантскому часу, который до сих пор действует на территориях.
Приехав в 2014 году на Бор, Виктория и Алексей прижились, поженились здесь, получили гражданство, купили в ипотеку квартиру.
– Уже второй год мы живем в собственном жилье, и это дорогого стоит. Обживаемся понемногу. Жизнь идет своим чередом, – рассказывает Виктория. – Мы привыкли к Бору, городок нам нравится. Недавно прогуливались с мужем и поймали себя на мысли, что улочки здесь уже такие нам родные, привычные, истоптанные. Не то что в начале приезда, когда в голове только одни вопросы: что? куда? где? И люди добродушные, отзывчивые.
Если говорить про день сегодняшний, коронавирусный кризис не обошел стороной и частную компанию, в которой работала Виктория. Сегодня она в поиске работы. Алексей – человек творческий. Он работает звукорежиссером в ДК «Октябрь», это благодаря ему так профессионально и чисто звучат все городские праздники. А еще он играет в нижегородской кавер-группе «Елки-Палки». Музыка – неотъемлемая часть семьи Фроловых.
– Считаем ли мы Россию своей страной? Конечно! Знаете песню: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР!»
Ольга Кадыкова,
фото из личного архива Алины Коссе

Лента новостей