О ЛЮДЯХ

Изолоновое чудо Елены Смирновой

Славится Россия своими традиционными промыслами: дымковской игрушкой, жостовской росписью да семеновской хохломой. Конечно же, все это делается руками мастеров- профессионалов. А вот доморощенные рукодельницы и шьют, и вяжут, и макраме плетут – ну чем еще себя на пенсии занять?!

А в последние годы, когда новые технологии шествуют по миру семимильными шагами, нашим мудрым мастерицам и вовсе некогда скучать. И интернет им в помощь! Тут и алмазная вышивка, и картины из денима, и торсион-папье (плетение из газетных и бумажных трубочек)… Творческий человек всегда найдет применение самым необычным вещам и материалам. Вот и изолон в наше время стали использовать для изготовления удивительной красоты цветов. Внешне этот материал имеет гладкую поверхность, приятен на ощупь и может обладать благородным сатиновым отблеском, к тому же он экологичен, а в руках мастера превращается в настоящий шедевр.
Хохломская молодость
Квартира Елены Евсеевны – настоящий изолоновый музей: огромный цветок распустился в прихожей, в комнате – розы, хризантемы и ромашки-светильники, а в другой комнате – ее мастерская, именно там она творит свои изолоновые чудеса…
– В эту квартиру на Красногорке мы переехали с улицы Воровского вместе с другими нашими соседями десять лет назад, – рассказывает Елена Евсеевна, выкладывая очередную божью коровку на ромашковый лепесток. – Там, возле Мухинского озера, и прошло мое детство. Росли мы с братом и сестрой. Папа был строителем, а мама – простым рабочим в прачечной, но неплохо рисовала карандашом. И я рисовать всегда любила, окончила школу № 4, а вместе с ней и художественную – это был первый выпуск! После поступила в Семеновское хохломское училище, трудилась на Семеновской фабрике. Там и с мужем своим познакомилась, он работал инженером. А после мы уехали с ним в Ковернино, где тоже была фабрика хохломской росписи.
Тридцать лет отдала хохломскому делу Елена Смирнова – любила эту роспись беззаветно!
– Как изделие берешь, так его до конца и доводишь, – вспоминает мастерица. – Единственное, что мы не делали, так это заготовку, и лаком не покрывали. Я освоила все виды росписи: кудрину, травку, фон. Работала в творческой группе, где были собраны лучшие художницы. Мы ездили на всевозможные выставки со своими изделиями и даже были за границей... Помню, в Чехословакии, в городе Брно, проходила международная выставка, там стоял советский павильон, в котором я сидела и писала хохлому вместе с другими мастерицами. Люди приходили на нас смотреть, любовались нашими изделиями. Я все свои краски, кисточки, скипидар с собой брала, чтобы показать мастер-класс. А через год мы поехали во Францию. За десять дней объехали всю эту страну – с юга на север.
Время течет, меняя все вокруг, а старинный хохломской промысел не изменяет своим традициям, так кажется нам. Но Елена Евсеевна возражает:
– Хохлома меняется со временем, например, краски используются уже другие. Раньше ведь их растирали на яйце и добавляли только различный пигмент на олифе – все сами! А сейчас уже готовые масляные краски используют. И лаки новые появились. Пока я работала, в хохломском узоре не менялось ничего, использовались традиционные цвета, а сейчас, смотрю, уже вводят розовые, голубые, белые краски… Мне не очень это нравится, теряется изюминка хохломы.
Супруг Елены Евсеевны, Юрий Дмитриевич, родом из Семенова, туда Смирновы часто наведываются к его маме, да и заглядывают на свою родную фабрику.
– В войну наша хохлома выжила, и сейчас, говорят, непросто фабрике приходится, но выстоит наш золотой промысел, продолжит свой путь в века, – улыбается мастерица. – Моя бабушка все время говорила: «Не падай духом, как бы ни было тебе тяжело». Она осталась в войну с шестью детьми одна – всех на ноги подняла! И у меня четверо детей. В девяностые нас только хохлома и выручала…
Волшебный изолон
Трудно поверить, но изолоновыми изделиями Елена Евсеевна начала заниматься всего-то год назад. Выйдя на пенсию, вместе со своей подругой она начала вязать мочалки, затем сумки – многое раздарила. Не забывала и о любимой хохломской росписи. Но душа художника требовала чего-то еще, а чего – женщина пока не знала…
– Однажды дочь заказала розу-светильник из изолона в интернете. Увидела я ее – и не спала всю ночь, – признается Елена Евсеевна. – Я начала искать, как это все делается. На сайтах предлагались дорогие мастер-классы, но я решила до всего дойти сама! Училась на своих ошибках. Сначала остановилась на бантиках-цветочках для своих внучек. А потом поняла, что изолон – пористая резина – просто волшебный материал! Он сохраняет форму, какую ты ему придашь, не выгорает на солнце, не боится воды, если запылилось изделие, снял его, прополоскал, стряхнул – и оно как новое.
Как-то, готовясь к 60-летию Елены Евсеевны, ее сын поинтересовался, о каком подарке она мечтает, и услышал «странный» ответ: «Подари мне строительный фен!».
Подарил! А потом были куплены клеевой пистолет, фигурные ножницы, пастельные сухие и масляные краски и, самое главное, изолон! Так началась у Е.Е. Смирновой «изолоновая» жизнь. Сколько всего за этот год она сделала, и не упомнит: многое раздарила, другим украсила свой интерьер, где нашлось место розам, георгинам, хризантемам, теперь, как она сама призналась, по ромашкам с ума сходит.
– Крупный цветок сделать проще, а ромашки требуют кропотливости и терпения. Каждой на лепесточек я посадила глиняных божьих коровок и маленьких пчелок, которых тоже сделала своими руками.
Елена Евсеевна берет свою работу, и я вижу, что это и не ваза вовсе, а настоящий ночной светильник, который загорается чуть приглушенным светом. Жаль, что на улице день и солнечно, а в ночное время светильник подарит и свет, и уют. Неужели мастерица сама занимается и электричеством?
– А муж мне на что?  – смеется хозяйка. – Он покупает и монтирует мои светильники. Так что цветы-светильники – это наш общий труд!
У Смирновых четверо детей. Сыновья Михаил и Андрей – двойняшки, по 40 лет им нынче исполнилось, занимаются оба монтажно-строительными работами. И дочери Надежда и Мария тоже двойняшки, на днях они справили свое 30-летие! Так что работы у мамы хватает: теперь она знает, какими подарками порадовать своих детей и какими развлечь и удивить внуков (их у нее шестеро, и самому маленькому полтора года исполнилось!). Приезжают они к бабушке в гости – и сразу же в ее мастерскую, помогать мастерить изолоновые поделки! И бабушка им все свои секреты рано или поздно раскроет – только подрастайте!
Сегодня Елена Евсеевна мечтает сделать светящуюся 3D-картину из изолоновых цветов – как раз ее на стене и не хватает, да пока что с этим не торопится: маленькие внуки любят с ее изолоновыми шедеврами поиграть, лепестки срывают. Путь подрастут немного – сами поймут, что каждая работа мастера времени, труда и таланта стоит. А там, глядишь, и новый, пока что неведомый материал на свет появится и так же будет вдохновлять неугомонных мастериц, как волшебный изолон.
Лариса ТОЛСТЫХ,
фото автора

Лента новостей