О ЛЮДЯХ

Золотая жизни пора

Уходя на пенсию, человек проводит определенную черту, которая делит жизнь на до и после. На одной стороне – молодость и работа, энергия и неукротимое желание двигаться вперед. А на другой? Дети выросли, дом построен, да и сад уже отдал свои спелые плоды – стоит задумчивый в осенних ярких красках…

Быть может, поэтому День пожилого человека мы отмечаем 1 октября – в пору тихого листопада и прощальных солнечных лучей. Вот и Людмила Грачева встречает свою уже двадцатую осень на пенсии, которая нынче выдалась особенно теплой и ласковой…
Ох и высоко забралась моя героиня – на пятом этаже живет в доме без лифта! А Людмила Степановна хитро улыбается:
–Я каждый день не по разу поднимаюсь по лестнице – дома не сижу! Однажды семь раз подряд перед Новым годом туда-сюда бегала – шампанское по акции продавали! Хотелось добрый стол для наших теплоходских пенсионеров накрыть!
Всю жизнь Людмила Грачева работала на «Теплоходе» – сначала в механическом цехе, а потом перешла в отдел капитального строительства инженером-экономистом и сметчиком – 30 с лишним лет «на одном стуле просидела». И еще бы работала, да надо дорогу молодым уступать!
–Первые дни на пенсии мне дались тяжело. Вставала по привычке рано, в 7 утра уже была во всеоружии! А делать-то нечего, – вспоминает Людмила Степановна. – Вскоре меня пригласили на завод – на общественных началах работать в Совете ветеранов. Я в эту деятельность ринулась целиком! А потом на конференции меня выбрали председателем первички общества инвалидов! Я устраивала им посиделки, праздники, поездки в оперный театр… А если собиралась в театр, то надо было и о новом наряде побеспокоиться. Так и началась моя новая жизнь на пенсии.
А потом Людмила Грачева стала петь в хоре «Оптимист» – 15 лет коллективу отдала! Однажды увидела по борскому ТВ, как ее ровесники занимаются в группе здоровья – и туда пошла. А через три года Людмилу Степановну пригласили в борский филиал Союза пенсионеров, и все это время она на месте не сидит – зимой еще и на лыжах ходит, а летом дачными делами занимается.
В квартире моей новой знакомой светло и уютно – и весь этот быт создан ее умелыми руками: самостоятельно и обои поклеила, и реечный потолок оформила, и пол настелила... А на стенах – ею же вышитые картины…
–В Третьяковку-то очередь была – не попала, а открыла утром глаза – и передо мной «Девочка с персиками» Серова.
Ну как Людмиле Степановне не знать секретов творчества знаменитых художников, ведь ее внучка Лиза учится в Москве в Академии художеств имени св. Тихона. Вот и нынче 5 сентября приехала она с мужем к бабушке на день рождения. 79 лет исполнилось ее дорогой бабуле! Выйдя на пенсию, воспитывала та свою Лизавету – вместе вышивали, вязали да шили…
–Много я вязала крючком на заказ и картин много вышивала, а в самой большой работе было 75 тысяч крестиков! Там на скамеечке сидит девочка лет пяти и тоже вышивает. На ней платьице бордовое и беленький кружевной фартук, волосики светлые на лицо спущены – каждый волосок надо было вышить! Я тогда использовала сто с лишним оттенков, – тут Людмила Степановна задумалась, словно вспомнила что-то, улыбнулась и продолжила:  – Лиза в меня, а я в свою бабушку – Манефу Михайловну, видимо, пошла. Она все делала сама: мать ее умерла, когда ей было около 8 лет, а отец и братья ее даже в школу не пустили. Она мне рассказывала, как в 14 лет они, девчонки, в деревне Горелово время проводили. По периметру комнаты стояли лавки, на них девушки сидели – кто вышивал, кто прял, кто вязал… А парни общались между собой и под шумок смотрели, кто из девиц на что способен. Ходили парни по кругу и какая девушка им понравится – кидали ей пряник в подол. А кончались посиделки – бабушка моя шла домой с полным подолом пряников! Она у меня и косила, и дрова колола, а меня научила вышивать.
Так что было чем себя занять неугомонной Людмиле Степановне и на нынешнем карантине. А как только его сняли, она летние деньки стала проводить на даче – все в своем саду сделала! А значит, пришло время сыну помогать…
–Прихожу сегодня к Андрею викторию полоть, а он мне у грядки скамеечку ставит, – возмущается пенсионерка, – а я сгибаюсь пополам и ну грядки полоть! Я ведь в наклон могу целый день работать! И спина у меня не болит. Сорок кустов сыну выполола, перекопала, окучила – ждите на следующий год урожая! Я же на своей даче весной еще и сама ремонт сделала – в садовом домике обои поклеила, потолок побелила, пол желтой краской выкрасила, вхожу – дача солнцем залита – не уходила бы!
Вот и за окном Людмилы Степановны царствует осень: золотятся деревья листвой в теплых солнечных лучах – зовут из квартиры прочь! И мудрая женщина откликается на этот зов, однако не любит, как другие ее сверстницы, у подъезда сидеть да о болячках рассуждать…
–Надо думать только о хорошем и верить в лучшее, – улыбается пенсионерка со стажем. – Каждый в этом возрасте может себя в чем-то найти, раскрыться иными гранями, как вон тот красно-желто-оранжевый кленовый лист, что летит обреченно нам под ноги. Так и наша жизнь на пенсии может яркой быть – все от нас зависит…
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей