О ЛЮДЯХ

Владеющий временем

Есть на Бору маленькая старинная улочка с простым названием Набережная. Тихо и неприметно стоят там домики, ловя свежий волжский ветерок с зеленых лугов. Туристы туда не забредают, а вот борчане захаживают, ведь на улочке этой стоит добротный дом с резными наличниками – с виду обычный, а как внутрь войдешь – и не поймешь сразу: то ли ты в гости к уважаемому человеку зашел, то ли в музей попал. И то это только с первого взгляда, ведь каждая комната этого дома будет гостя того удивлять все больше и больше, раскрывая все новые и новые таланты его хозяина. А живет в доме том человек, владеющий Временем…

Борский «золотник»
Ну кто на Бору не знает Альберта Константиновича Усова? Четверть века он отдал заводу «Теплоход», пройдя путь от инженера-конструктора до главного инженера завода, а после еще 20 лет трудился на заводе торгового оборудования. Много у него наград, среди которых золотые и серебряные медали ВДНХ и премия Совета министров за разработку и внедрение в народное хозяйство плавучих кранов. Помнят его и как активного общественника – комсомольца, выступавшего в нижегородской команде КВН в Москве. Тогда ведущая игры Светлана Жильцова на весь Советский Союз представила его как «мал золотник, да дорог». С тех пор его друзья так и звали золотником…
И сегодня, в свои 83 года, Альберт Константинович не почивает на пенсионных лаврах, а трудится. Консультирует местные власти по важнейшим борским проектам, занимается огородом, где выращивает салатные помидоры и ароматный виноград, а потом делает из него чудесное вино, солит в деревянных кадках вкуснейшую капусту, привлекая к этому занятию всю свою большую семью. А еще создает цветные картины из обычных бутылочных пробок, делает снимки красивейших нижегородских пейзажей, достойных персональных выставок, и собирает старинные экспонаты для своего домашнего музея. Кажется, я ничего не забыла.
Именно ради этого уникального музея я и заглянула в гости к Альберту Усову, но хозяин предложил сначала побеседовать, и начал издалека.
– Я с первого по четвертый класс вместе с другом марки собирал – богатая коллекция получилась! И на нашу беду, а может быть, и на счастье, заинтересовался нашими марками один взрослый человек и львиную долю коллекции приобрел, а взамен мне достались коньки на ботинках и немецкий фотоаппарат фирмы «Zeiss Ikon»! С того времени с филателией было покончено и для меня наступила эра фотографии! Вон сколько альбомов с моими снимками хранится, – Альберт Константинович кивнул на тумбу с кипами альбомов. – В них и детские, и юношеские фотографии – солидная фотолетопись получилась!
А лет тридцать назад на свой юбилей А.К. Усов получил японский фотоаппарат и не расставался с ним долгие годы.
– Навык-то мальчишеский остался. Правда, техника шагнула вперед! Уже не надо «химичить» в подвале – щелкнул, сдал, тебе напечатали, ты купил рамку и фото вставил! Главное – поймать нужный кадр.
Тут Альберт Константинович пригласил меня в комнату, где на всех стенах висят его работы. Здесь в основном пейзажи – природа нашего богатого края, ведь любитель-фотограф часто ездил с семьей на Горьковское море, где у него дача, да и друзья приглашали на рыбалку или по грибы. В гостиной на стенах – фотографии его семьи, а на столе – портрет любимой супруги Маргариты Васильевны, с которой познакомились они еще в седьмом классе. Сошлись тогда родственные комсомольские сердца – Альберт был секретарем комсомольской организации в шестой мужской школе, а Рита – в четвертой женской. Потом эти школы объединили. Уже третий год Альберт Константинович вдовец, но в доме чисто, прибрано и уютно – помогают внуки и правнуки, да и дедушка плодами, выращенными на своем огороде, всю семью снабжает. Недавно старшему правнуку – девятикласснику Якову передал свой японский фотоаппарат – пусть теперь он фотографией занимается!
Старый самовар и гитара от Крупской
И еще одну дорогую реликвию показал мне хозяин дома – массивный фотоальбом в фиолетовом кожаном переплете, где собраны фотографии Николо-Знаменского храма.
– Таких альбомов на Бору всего экземпляров десять, – замечает Альберт Константинович. – В них – история нашего храма в моих фотографиях: каким он был раньше, затем в годы разрухи – с остатками икон и росписью на стенах. Я эти снимки хранил, как архив.  – Мы перелистывали с фотографом альбом, словно проживая весь длинный путь старейшего в городе храма. И вот дошли до его восстановления и освящения.
А после фотограф пригласил меня на чердак дома, где и располагаются экспонаты его домашнего музея. Здесь было прохладно, и под пыльной пеленой времени застыли старинные вещи… Утюги, деревянные инструменты, самовары, патефонные пластинки, замки, весы, лампы, часы… Чего тут только не было!
– На базарной площади на месте магазина стоял частный дом. Жили там супруги Куликовы, мои родители с ними дружили – ходили друг к другу в гости, играли в карты, справляли вместе праздники. Однажды узнали, что дом их сносить будут. Вот его хозяйка мне и предложила забрать завалявшийся на чердаке самовар, мол, очистишь его и в хозяйстве будешь использовать. Самовар я взял, но от налета старины избавляться не стал. Вот этот самовар и стал первым экспонатом моей музейной коллекции.
Альберт Константинович начал свою экскурсию по музею. Выверенных, четких экспозиций здесь не было: отдельно лежали кипы пластинок – уникальных, дореволюционных – с голосом Шаляпина, эпохи НЭПа, довоенных и военных, были и современные – джаз и Высоцкий. Пластинок в этой коллекции – 1200 штук! Под стеклом – различные фирмы и марки наручных часов – их у коллекционера наберется тысячи две, а то и больше!
– А где же тот самый первый самовар?  – спрашиваю Альберта Константиновича.
Но хозяин музея уже и не нашел его в череде других пыльных, пузатых друзей – разного калибра и возраста… Заинтересовала меня и картина, написанная на железе, с изображением мужчины. Раздобыл ее наш герой в каком-то борском селе. Написана она неведомым художником, наверное, еще в веке девятнадцатом.
Обращаю внимание на балалайку и гитару – старенькие они, потрепанные, вряд ли уже зазвучат. Тут Альберт Константинович оживился:
– А ведь история этой гитары непростая! В 1936 году наша борская пионерка поехала на Всесоюзный слет, который проходил в Кремле. И эту гитару ей подарила сама Надежда Крупская! Теперь этот инструмент в моем музее!
Музею А.К. Усова уже 20 лет, и, наверное, его экспонаты еще будут множиться. Как распорядится Альберт Константинович всем этим богатством? Оставит своим правнукам в наследство или передаст в дар родному городу? Думаю, об этом говорить рано, ведь коллекционер по-прежнему активен и молод душой, полон творческих замыслов и всегда готов поддержать любую добрую идею, если она идет во благо его родного города.
Думаю, этот оптимизм и многогранность творческой натуры и дают этому человеку силу и здоровье.
* * *
Кто-то говорит, что нельзя окружать себя старыми вещами – забирают они нашу энергию и молодость. А Альберт Константинович считает иначе. В старой дедовской фотографии и молчащей ныне патефонной пластинке, в давно остывшем пыльном самоваре живет людская память, соединяющая прошлое и настоящее, а значит, Время, которым мы владеем, – бесконечно…
Лариса ТОЛСТЫХ,
фото автора

Лента новостей