РЕЛИГИЯ

На пути к Всевышнему

Пути Господни неисповедимы, и несколько лет назад мне посчастливилось близко познакомиться с культурой татарского народа – вместе с ними праздновать Курбан-байрам, печь беляши-перемячи и слушать, как читает на могиле своих родственников Коран мудрая татарская женщина – Хадия-апа. А под сводами борской мечети в уютной светлой комнате я провела немало часов, общаясь с имамом Умаром-хазратом и его старыми друзьями – Хабибуллой Баязитовым и Раисом Шариповым.

Результатом этого общения стал цикл статей о культуре борских татар, и, признаюсь честно, мне хотелось вновь встретиться с этими людьми, узнать, как и чем они живут сейчас, и послушать их новые интересные истории. И повод к этому нашелся – в августе прошлого года уже официально была зарегистрирована местная религиозная организация мусульман города Бор, и ее «штаб-квартира» располагается в той самой борской мечети, чему я была очень рада, предвкушая встречу с моими бывшими героями.
Мои знакомые татары!
Сильнейший ливень застал меня у самого крыльца мечети и тут же обдал своей свежестью. Вот такой, вмиг промокшей до нитки, я и взошла по ступеням! В холле мечети повсюду стояли мужские сандалии и туфли, значит, пятничный намаз еще не закончился. Тут я услышала арабские рулады и хотела было войти внутрь помещения, но мне навстречу вышел молодой человек и протянул длинный шарф с просьбой покрыть им голову – та же традиция, что и в нашей православной церкви. Обувь мне тоже пришлось снять. Спросив разрешение на съемку во время службы, я стала фотографировать молящихся. В основном это были молодые люди. Они молча сидели на коленях и слушали проповедь имама – одни на первом этаже мечети, другие на втором.
Наконец намаз закончился, толпа мужчин направилась к выходу, а меня проводили в ту самую комнату, где и состоялось мое первое знакомство с представителями татарской диаспоры.
Мое одиночество длилось недолго, и в дверях показались мои старые знакомые, теперь уже старейшины мусульманского совета – Умар-хазрат, Хабибулла Баязитов и Раис Шарипов. А их молодые помощники тут же накрыли стол со сладостями, налили в чашки чай – словом, встретили меня как добрую, желанную гостью! И пока мы ожидали председателя местной общественной религиозной организации мусульман Касыма Мусина, Умар-Хазрат, начал рассказывать о своем житье-бытье:
– Вот и все наши татары сегодня! Молодежь в мечеть не идет, Аллаху не молится! Ни в рай, ни в ад не верит! А ведь недавно на Кольском полуострове скважину пробурили – 12 тысяч метров – оттуда такие звуки страшные доносились, ну чем не ад? А здесь, в мечети, мы, верующие, очищаемся, прощения у Всевышнего просим. После намазов легче становится, а сейчас можно и чайку попить…
Вскоре к нам присоединился и Касым Абдулгафарович Мусин, которого в августе прошлого года единогласно избрали общим собранием борским имамом. На этом посту он сменил Рушана-хазрата, а до него имамом целых 30 лет был мой старый знакомый Умар-хазрат…
– С кого нам еще брать пример, как не с Умара-хазрата! 83 года исполнилось нашему мудрецу, а он до сих пор в мечеть на велосипеде ездит – не догонишь, – смеется К.А. Мусин и просит своего внука Айрата поухаживать за старейшинами. – Жаль, что в нашей организации так мало молодых татар! Основная масса – таджики, их 90%, а остальные 10% – узбеки, дагестанцы, азербайджанцы, турки, татары. До 120 человек, бывает, приходит к нам на пятничный намаз. Почему среди нас так мало татар? Они женятся, выходят замуж за русских и ассимилируются, растворяются в русском этносе.
Человек сам делает свой выбор
Вот поэтому года два назад Духовное управление мусульман России вынесло богословское заключение, согласно которому межконфессиональные браки мусульман не приветствуются. Решили, что счастливая семья может быть построена только на схожем мнении супругов относительно религии и духовности, хотя строгого запрета на браки с иноверцами все же нет. Допускаются исключительные случаи: все зависит от того, как относится к исламу супруг, который не является мусульманином, важно его уважительное отношение к исламу.
– Есть такое выражение: «Браки заключаются на небесах». Люди, прежде чем пойти в ЗАГС, должны перед Господом заключить свой брак. Так во всех религиях, – объясняет Касым Абдулгафарович. – Мусульманам разрешается брать в жены женщин других религий. Расскажу один случай. Мужчина приходил ко мне каждую пятницу и задавал различные вопросы. Я ему посоветовал пойти учиться в нашу воскресную школу. А он отвечает: «Не могу! У меня жена против религии, она – русская, но в церковь не ходит, обычаев христианских не соблюдает». А я ему отвечаю: «Ты – глава семьи, это ты должен ее привести к Богу. Ведь тебе перед Господом придется держать ответ!»
К Богу идти тяжело. Над всеми святыми издевались, как только могли, но они выдержали эти испытания. Но когда человек приходит к Богу, ему жить становится легко! И беда того мужчины, что ни он, ни его жена не тянутся ни к одной из религий. Или другой пример. Вот умер человек. Как его хоронить? Жена у него – христианка, он – мусульманин. Дети пошли по материнской линии – в православную церковь ходят. Они пришли хоронить мусульманина, а им родственники его сказали, мол, сами похороним, как нужно. Тут и происходит конфликт! Когда я беседую с человеком, я его ни от чего не отговариваю, а пытаюсь объяснить, что именно он ответственен за свой выбор.
А ведь свой выбор между добром и злом человек делает ежедневно, неверующий – неосознанно, как в потемках, а верующий точно знает, куда ему можно идти, а куда нет, ведь его сам Господь ведет…
Касым Мусин родился в городе Горьком в 1969 году. Все у него было, как у многих из нас: школа, армия, женитьба, работа бригадиром на стройке. А в 2006-м он купил земельный участок на Бору и построил здесь дом. Пригласил имама Ихтиора-хазрата новый дом освятить. Имам читал Коран, провел проповедь, сказал, что при мечети есть воскресная школа, а Касыма уже давно религия интересовала, да все мирские дела не давали ему в этот мир окунуться. Но «зов крови» взял свое, а мудрость имама, встретившегося вроде бы случайно на его пути, подтолкнула мужчину к важному жизненному шагу. Касыму Мусину тогда исполнилось уже 40 лет.
– Моя бабушка по отцу была очень набожной, очень грамотной женщиной. Она 104 года прожила и до последнего дня не пользовалась ни очками, ни слуховым аппаратом, у нее была прекрасная память, – рассказывает Касым Абдулгафарович. – Когда она умерла, сестра моя три мешка книг увезла на старотатарском и арабском языках. Помню, бабушка нам все время рассказывала истории из Корана. Когда она умерла, мне было лет одиннадцать. Я ходил в мечеть на крупные праздники дважды в год – вот и вся моя вера была. Но бабушка всегда просила Господа, чтобы мы, ее потомки, могли о ней помолиться, вот и случилось, что я к вере пришел и даже стал имамом.
Внук Касыма Абдулгафаровича Айрат тоже мечтает, как дедушка, имамом стать. Его ровесники сейчас в речке купаются да мяч гоняют, а он чинно сидит за столом да слушает, о чем говорят старейшины, и видно, что не скучно ему совсем – он впитывает каждое слово своего мудрого деда, да и сам бы мог со своими сверстниками поделиться знаниями об исламе. Мальчик уже окончил воскресную школу и трижды становился призером областного конкурса среди чтецов Корана. А так он обычный парень – учится в борском лицее, перешел в 6-й класс, любит математику и участвует в соревнованиях по греко-римской борьбе среди школьников.
«Имамбольшая ответственность
Станет ли юный Айрат имамом, покажет время, а вот у 30-летнего таджика Акрама, ныне помощника К.А. Мусина, эта мечта не за горами.
Таджиков в местной религиозной организации мусульман г. Бор, как мы помним, большинство. Многие приехали сюда на временную работу, но есть среди них и такие, кто здесь уже обосновался, создал семью, получил гражданство. Они нашли на Борской земле свой кусок хлеба, ведь на родине у них работы нет. А здесь некоторые стали даже крепкими предпринимателями. Часть таджиков соблюдают свои традиции, но вступают в браки с русскими женщинами, причем, в дальнейшем приводят их в свою религию. Причина? Русские девушки видят, что таджикским парням чужды вредные привычки, а вот работы они не боятся, и делают вывод: мужья из них будут хорошие!
А вот какую историю поведал мне молодой таджик Акрам:
– Я начал соблюдать традиции нашей религии в 23 года. Родился и вырос я в Нижнем Новгороде. Мои родители родом из Таджикистана, но уехали оттуда в 1983 году. Работали на горьковском заводе, им дали квартиру в общежитии, впоследствии эту квартиру им подарили. Учился я в обычной школе, служил в армии, работал в строительной организации, но мне всегда хотелось больше узнать о своей религии. Я начал изучать ислам и нашел эту религию очень справедливой, красивой и благонравной. Я читал Коран, посещал мечети – вера моя укреплялась. Однажды я попал на праздник Курбан-байрам, и меня покорила его атмосфера! А когда в село Шыгырдан, что в Чувашии, привезли реликвию Пророка, я туда отправился с паломниками. То состояние, которое я тогда испытал, заставило меня сделать окончательный жизненный выбор. Я в том же году поступил в Дагестанский исламский университет, получил образование по арабской грамматике и юриспруденции. А после по ходатайству имама Рушана-хазрата стал его помощником, теперь помогаю Касыму Абдулгафаровичу.
Таджики, узбеки, азербайджанцы, татары, турки – у всех этих народов свои обычаи, но всех их объединяет одно – все они мусульмане и исповедуют одну религию, ислам.
– Даже в одной семье есть разногласия, но мы стараемся их рассматривать в свете нашей религии, – объясняет имам Касым Мусин. – Пророк Мухаммед нас чему учил? Нет превосходства у араба над неарабом, у белого человека над чернокожим! Превосходство может быть только в богобоязненности! Есть два очень важных понятия: нрав и вера. Если верующий человек безнравственный, он может ходить на намаз, но потом он сядет в автобус, там ему наступят на ногу, и он взорвется! А если человек нравственный, но нерелигиозный, он тоже может допускать эти же ошибки, которые весь его нрав порушат! Откуда берутся конфликты между людьми разных национальностей? Разве таджик лучше узбека или наоборот? Если человек знает ислам, для него никогда не встанет такого вопроса! Читайте Коран и учитесь у сподвижников Пророка.
Сегодня в активе борской организации мусульман 10 человек, сюда входит и Совет старейшин. 60 человек учатся в воскресной школе при мечети.
– Наша основная цель – обучить людей правильному пониманию ислама. По сути, мы все – одна большая семья, – признается имам, – а мечтаем мы, чтобы учеников у нас было как можно больше. Хочется, чтобы наши борские татары проснулись, чтобы приходила к религии молодежь. Я в борскую мечеть пришел в 2017 году, работал помощником Умара-хазрата, и мы два года ходили по домам, читали отрывки из Корана, хотели достучаться до каждого. Ведь рано или поздно мы все предстанем перед Господом и он нас станет судить по делам нашим. А смысл нашей жизни – приносить пользу людям, помогать друг другу, добрые дела творить на земле…
Вот такая интересная беседа у меня случилась в борской мечети с мудрыми людьми за чашкой чая. Думаю, что не последняя.
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28