ОБЩЕСТВО

Дорогая цена дешевой славы

90 лет назад в США был продан первый телевизор. Стоил он огромных по тем временам денег – 75 долларов, это – треть цены легендарного мотоцикла Harley-Davidson. Чтобы было понятно: сейчас «харлей» стоит около 34 тысяч долларов США , так что первый телевизор в пересчете на современные цены стоил бы больше 10 тысяч долларов. Вот насколько высокой была цена телевидения, однако люди соглашались платить за возможность стать обладателем «голубого экрана». Человек всегда был готов платить за информацию и развлечения. Вопрос лишь, какую цену?

Разговевшиеся свободой
В начале ХХ века газета, самое распространенное СМИ того времени, по меткому выражению вождя пролетариата В.И. Ленина стала «не только коллективным пропагандистом, коллективным агитатором, но также и коллективным организатором». Газетные строки доносили до людей ту информацию, которую правящая партия считала единственной правильной. Правда, читать на тот момент умели немногие, однако с этой сверхсложной задачей нарком просвещения Луначарский справился на «отлично» – «всеобуч» шагал в народ, давая возможность каждому научиться читать и писать. Малограмотное население срочно обучалось, ну а до тех пор способом воздействия на общество (то есть «важнейшим из искусств») тот же лидер объявили кино и цирк.
Всеобуч прошел успешно: общество стало грамотным и захотело получать больше информации. Телевидение, газеты, книги, театр, музыка, кино – в конце минувшего столетия из этих слагаемых складывалось информационное поле, в котором жил человек. Но на первое место все же вышел его величество телевизор, ставший главным «наполнителем» досуга. Выпуски новостей, телевизионные шоу и даже снимаемые на скорую руку сериалы собирали у голубых экранов (к тому моменту изрядно подешевевших) целые семьи. В 90-х годах люди постсоветского пространства дружно сострадали «Просто Марии» и искренне верили, что богатые тоже плачут.
Во времена Советского Союза понятие журналистской этики и требования к профессионализму «рупора власти» были необычайно велики. Даже за опечатки в тексте, не говоря уже о публикации непроверенной информации, главные редакторы теряли место работы, а иногда и свободу. Десятки лет работы в жестких рамках цензуры, но при этом – в условиях необходимости держать высокую планку, породили целую плеяду великолепных отечественных журналистов. Но строй сменился, цензура ушла. А остался ли профессионализм?
В 90-х годах один из нижегородских телеканалов в выпуске новостей показал тело человека, погибшего в ДТП. Оператор даже не пытался «заретушировать» смерть: крупные планы, никаких прикрас. Зритель удивился, возмутился, отшатнулся. А затем захотел рассмотреть это поближе. В течение следующего десятка лет и на региональных, и на федеральных каналах журналисты словно упражнялись в цинизме, выдавая в эфир жуткие кадры с мест ДТП и других катастроф. К счастью, опьянение такой свободой быстро прошло, оставив после себя похмелье – журналисты, по крайней мере, новостные, все же вспомнили о профессиональной этике. Сейчас ни одно уважающее себя СМИ не опубликует страшных кадров во всех кровавых подробностях. За него это с радостью сделает интернет.
Хайп любой ценой
Времена, когда журналисты были единственными поставщиками информации, остались позади. Сейчас каждый человек, у которого есть смартфон с камерой и выходом в интернет, может объявить себя блогером и начать транслировать миру любую информацию. Если у человека есть талант и он создает качественный продукт (не важно при этом, снимает блогер политические обзоры, дает уроки по нанесению макияжа или учит готовить), то со временем его аудитория вырастет. А в цифровом мире просмотры превращаются в реальные деньги, да и рекламодатели популярным блогерам готовы платить немалые финансы. Вот только время, силы и терпение на кропотливый труд есть не у каждого. Зато желание прославиться здесь и сейчас, причем любой ценой, демонстрируют многие. Самый простой путь к славе – создать вокруг своей персоны хайп (от англ. hype – ажиотаж, шумиха). И, чтобы «хайпануть», оказываются хороши все средства.
Социальные сети ежедневно накачиваются миллиардами фото. «Я на работе», «я в ресторане», «я на отдыхе», «я с детьми», «я без детей» – сэлфи (снимок, сделанный самостоятельно) в сеть выгружают и звезды, и обычные люди. В интернете стала популярной шутка: если в твоей жизни произошло событие, но ты не выложил сэлфи, которое о нем расскажет, значит, ничего не было.
В борьбе за «лайки» люди готовы рисковать жизнью. 17-летняя москвичка отправилась в ванную с планшетом, который стоял на зарядке. Когда девушка решила сфотографироваться, устройство выскользнуло из ее рук – смерть от электротравмы была почти мгновенной. И если беспечность этой жертвы можно объяснить ее юным возрастом, то чем объяснить аналогичный случай – попытка сделать сэлфи в ванной – в той же Москве, случившийся с 41-летней женщиной?
Другая трагедия, на этот раз с двумя жертвами, также произошла по вине вполне взрослой дамы в возрасте «за сорок». В Москве женщина, захотевшая сделать эффектный снимок, легла на тонкие перила на 4-м этаже торгового центра, сорвалась и упала на случайную жертву – проходившую внизу девушку 27-ми лет. Любительница фото скончалась, ее случайная жертва в критическом состоянии была доставлена в больницу. Кстати, свою минуту славы сорвавшаяся с высоты женщина все же получила – видео ее падения в общей сложности набрало более 500 тысяч просмотров.
Ценой карьеры
Привычка выкладывать на публику фотоотчет о каждой секунде своей жизни слегка напоминает социальный эксгибиоционизм, до такой степени «неприкрытой» кажется личная жизнь человека. И все же желание поведать миру о себе сильнее страха потерять карьеру. Анна Ким, медсестра из Сахалина, хотела славы – и получила ее. Женщина делала сэлфи с беспомощными людьми, лежащими в реанимации, снабжала фото едкими комментариями о пациентах и своих коллегах, а затем выкладывала это в соцсети. Что ж, общественное внимание, которого так страстно хотела медсестра, не обошло ее стороной: минздрав Сахалина принес глубокие извинения пациентам и их родственникам, фото и видео которых без согласия были выложены в публичный доступ, прокуратура устроила заведению долгую и скрупулезную проверку, а любительница фото была уволена. Это – далеко не единственный скандал, связанный с поведением медиков: хирурга из Нижнего Тагила уволили за то, что он случайно оказался на сделанном медсестрой фото (потом его восстановили в должности, поскольку его вины в происшествии не было). Не раз руководство медучреждений наказывало сотрудников за фото из операционных, машин скорой помощи – медики нарушали не только врачебную тайну, но и все мыслимые этические нормы. Публика же недоумевала: в чем смысл такой фотографии? Однако даже сами медики, у которых брали пояснения, так и не смогли внятно пояснить, для чего им фото с умирающим, искалеченным человеком.
Следить за своим поведением в соцсетях предпочтительно и полицейским. В Екатеринбурге оперуполномоченный был уволен со службы за неэтичные фото – он сфотографировался в явно нетрезвом состоянии с обнаженными девушками на полицейской машине. Мужчина попытался вернуть себе работу через суд, но судья оставил решение полицейского руководства без изменений. С другой стороны, не обходится и без перегибов: в Омске учительницу истории уволили за фото в купальнике, которое она даже не выкладывала в интернет (это сделала фотостудия). Позже ей предложили вернуться.
«Берегите себя и своих близких»
Казалось бы, лихие 90-е с их вседозволенностью остались позади. В дневное время больше не показывают фильмов и сериалов с откровенно сексуальным содержанием, СМИ обязаны соблюдать возрастной ценз, с экранов исчезла реклама табака и алкоголя. Но информационную повестку дня по-прежнему формируют «скандалы, интриги, расследования», замешанные на перебирании чужого грязного белья. Мало кому знакомо имя Михаила Иванова – одиннадцатиклассника, завоевавшего «золото» на Международной Олимпиаде по математике. Зато имя его ровесницы Дианы Шурыгиной на слуху у каждого. Почему? Потому что о Мише Иванове не говорят в эфире центральных каналов в прайм-тайм. Зато программы с испившей водки «на доннышке» девушкой собирают миллионные просмотры по ТВ, а затем еще столько же – в интернете. На своем горе изнасилованная девушка, вероятно, заработала столько денег, сколько молодой ученый будет зарабатывать годами.
Так в чем же дело? Почему умы аудитории (не важно, смотрят люди ТВ или проводят время в интернете) гораздо больше занимают грязные подробности чужой жизни, чем судьбы людей, которыми можно гордиться? Организаторы ток-шоу уверяют: они – продавцы эмоций. Самых ярких, самых сильных, чаще всего – негативных. Как в 90-е годы люди готовы были платить за яркую упаковку товара, не особо присматриваясь к содержимому, так и сейчас – потребитель информации жадно «глотает» то, что вызывает у него пусть негативную, но яркую эмоцию. Для того чтобы навести порядок среди товаров на рынке, потребовались годы. Интересно, сколько времени пройдет, прежде чем мы с вами, публика, наведем порядок на информационном рынке?
Справка: Что читали в Советском Союзе?
Газета – это не только летопись истории, это еще и срез, по которому отчетливо видно, что занимало умы людей в тот или иной период времени. В 60-е годы СМИ Борского района были представлены газетой «Борская правда». Статьи в «районке» 1965 года много рассказывают о производстве, о состоянии сельского хозяйства, тогда выполнение «пятилетки за три года» было очень важно для людей. В рассказах о людях бэк-вокалом звучит тема войны – слишком мало времени к тому моменту прошло с тех страшных событий, слишком свежа была рана. Удивительно простым и трогательным выглядит рассказ, написанный нашей землячкой ко Дню Победы: ей во время войны довелось жить на оккупированной территории, а затем – перенести жуткие страдания в концлагере. И вот что странно: если верить современным «историкам» либерального толка, то женщину, побывавшую в плену, должно было ждать общественное осуждение, а то и «застенки КГБ», но вместо этого мы видим ее рассказ на страницах газеты. Тираж «Борской правды» на тот момент не достигал и 5,5 тысяч экземпляров.
Спустя 10 лет тираж «районки» превысил 18,5 тысяч. Однако газета порядком поскучнела. Практически все пространство заполнили рассказы о тружениках, о надоях и выполнении плана, а также о решениях очередных и внеочередных пленумов ЦК КПСС. Правда, нашлось в газете место заметке, способной буквально сломать сознание современного человека. В редакцию пожаловался житель пос. Керженец: мол, у них с магазине хозтоваров магнитная лента стоит 4 р, а в Горьком – 2,85, как так? Директор магазина оправдывался: мол, не успели сменить ценник, так как цены быстро снижаются. Да-да, был в нашей истории период, когда цены именно снижались. В 80-е газета меньше писала о политике и больше о красоте, здоровье, развлечениях и отдыхе. Ну и о надоях, конечно, – куда без них. Между тем тираж газеты подобрался к 19 тысячам.
Наталья РОМАНОВА

Лента новостей