ОБЩЕСТВО

В частный центр на прием по полису?

Каждый из нас знает: чтобы получить талон на прием врача, человеку нужен полис Обязательного медицинского страхования (ОМС). И много терпения, потому что не всегда визит к доктору – дело быстрое. Сначала нужно отстоять очередь в регистратуре, затем – у кабинета врача. Несмотря на то, что система «Бережливая поликлиника» постепенно решает эту проблему, «бережливость» пока дошла не до всех лечебных учреждений. Да и недостаток специалистов в государственных медучреждениях добавляет пациентам дискомфорта.
Вот и отправляются наши земляки за медицинской помощью в частные медцентры – благо, даже в нашем скромном округе с численностью населения чуть больше 120 тысяч человек их хватает. И наверняка многие были бы счастливы, если бы попасть к «платному» врачу можно было по полису ОМС. Вот только медицинский бизнес не спешит массово переходить на госфинансирование. Почему?
В борьбе за квоты
Подушевое финансирование в нашей стране практикуется во многих сферах. В частности, в медицине: то, как будет финансироваться учреждение, частично зависит от количества прикрепленного к нему населения. Этот же принцип работает и с частными клиниками, работающими в системе ОМС: для того, чтобы получить государственные деньги, им нужно приписать население. Только после этого территориальный отдел Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) согласится оплатить клинике определенное количество законченных случаев (соответственно, чем больше приписного населения, тем больше будет квота). Что такое «законченный случай»? Это одно пролеченное заболевание (у одного пациента их может быть несколько). Как правило, квоты, выделяемые частным клиникам на год, заканчиваются гораздо раньше, и тогда «частники» пытаются убедить компетентные органы в необходимости увеличить финансирование.
В конце 2018-го года в регионе разразился скандал – ушла в отставку заместитель министра здравоохранения Нижегородской области. Причиной стал скандал с квотами по ОМС: директора двух частных стоматологических клиник пришли к чиновнице, чтобы поговорить о несправедливом, на их взгляд, распределении квот на ОМС. Однако замминистра вместо аудиенции вызвала в приемную сначала службу безопасности, а затем наряд полиции. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин назвал поведение экс-чиновницы недопустимым, однако больше вопрос перераспределения квот публично не обсуждался.
И если в Нижнем Новгороде конкуренция между частными клиниками, особенно стоматологическими, велика настолько, что частные компании готовы воевать и за «бесплатных» (то есть лечащихся по ОМС) пациентов, невзирая на более чем скромные расценки, которые предлагает ТФОМС, то на Бору ситуация иная.
Борские первопроходцы
В нашем городе первопроходцем и на данный момент единственной частной медицинской организацией, работающей в системе ОМС, стала стоматологическая клиника. Уже четвертый год подряд пациенты получают здесь помощь врача-терапевта и врача-хирурга по полису – те же, что и в обычной городской стоматологии.
– Системе ОМС абсолютно все равно, частник ты или государственное учреждение – и в том, и другом случае правила для всех одинаковы, – объяснила сотрудница клиники Любовь Николаевна. – Каково это, работать с ОМС? Непросто. Прибыли это не приносит, но с другой стороны мы и не ставили целью получение прибыли. Для нас работа в системе ОМС – это возможность предоставить борчанам качественную стоматологическую помощь, шанс увеличить клиентскую базу и реклама нашей клиники. Если наш пациент получит качественную бесплатную помощь, то за платными услугами, которые не входят в программу государственных гарантий, он, скорее всего, тоже придет к нам.
По словам Любови, участие в программе ОМС напоминает, скорее, благотворительность – с коммерческой точки зрения клинике это не выгодно. Причина – в низких тарифах. Например, за пролеченный кариес клинике заплатят около 600 рублей, тогда как на платном приеме эта же услуга стоит примерно 1500 рублей. Про выгоду от удаления зуба и говорить не приходится – за это страховая заплатит всего 200 рублей. Тарифы демонстрируют настоящие экономические чудеса: вопреки инфляции они снижаются – еще год назад за лечение кариеса клиника могла получить примерно на 50 рублей больше.
– Наша задача – удержать зарплату врачей, работающих с пациентами по ОМС, на достойном уровне, – объяснила Любовь Николаевна. – Хочется, чтобы доктор смог дать пациенту максимум времени и внимания, даже если тот пришел лечиться бесплатно. Врачу интересно работать, если ему за это платят. Поэтому из тех выплат, которые делает фонд ОМС, мы стараемся по максимуму заплатить врачам и ассистентам, закупить качественные материалы. А все немедицинские расходы (оплата коммунальных счетов, зарплаты административного персонала, расходы на содержание здания и прочее) ложатся на платный прием. Если честно, я не представляю, как выживают стоматологические клиники, работающие исключительно в системе ОМС.
За три года работы клиника, принимающая «бесплатных» пациентов, наработала собственное приписное население, а объем помощи, за которую готов платить фонд, вырос с нескольких сотен случаев до нескольких тысяч. Правда, добиваться увеличения выделяемых объемов пришлось с большим трудом.
– Добивались мы этого вместе с нашими пациентами, – объяснила Любовь Николаевна. – Когда у нас заканчивают выделенные нам объемы помощи, мы начинаем писать письма в Минздрав и ТФОМС с просьбой увеличить объемы, причем возмущенные пациенты, которые не смогли получить у нас лечение, делают то же самое. Это долгий и сложный процесс, но если действовать сообща с пациентами против бюрократических препятствий, то все возможно. Просящему дается, это действительно так.
А кадры кто?
И все же самый главный «манок» для пациента – это врач с хорошей репутацией. В обсуждениях в соцсетях борчане внимательно следят за карьерой местных докторов и делятся информацией, где сейчас принимает тот или иной врач. И идут к нему, где бы он ни работал – в частной или государственной клинике. Врачебное сообщество нашего города невелико, каждый специалист на виду, поэтому за медиков с хорошей репутацией медцентры готовы конкурировать и друг с другом, и с государственной медициной.
Однако все блестящие специалисты, ведущие платный прием, пришли в частную медицину из государственной. Именно там, на обычном бесплатном приеме, они получают свою квалификацию и блестящую репутацию.
Не секрет, что многие доктора совмещают платный прием и работу в госклинике. При этом пациенты удивляются: один и тот же врач на платном и бесплатном приеме может вести себя с больным по-разному. «Ага, без денег и лечить не хотят!» – думают пациенты. И очень часто ошибаются.
– В частной клинике времени для приема пациента выделено больше, чем в государственном учреждении, – объяснила зам. главного врача Борской ЦРБ по поликлиническим вопросам Наталья Немойкина. – У нас время приема в среднем составляет 10-15 минут, а в частной клинике – от 30 минут. Конечно, пациенты хотят, чтобы с ним долго беседовали, долго осматривали, а у нас доктор физически не может сделать это за отведенное время, тем более что другие пациенты ждут под дверью, у многих из них назначено определенное время приема. Иногда короткие и сухие ответы врача, работающего с большой нагрузкой, пациент принимает за грубость и невнимание. А в частной клинике этот же доктор спокоен, у него больше времени на подробные объяснения. Но раз уж мы заговорили на эту тему, то должна сказать: вы не представляете, насколько по-разному один и тот же пациент может вести себя в государственной и платной клинике. У нас он может грубить персоналу, открывать дверь «с ноги», жаловаться, что его не приняли без очереди (хотя и не имеет права на такой прием). А в платной клинике он готов ждать приема по записи несколько дней, а если доктор задерживается, то будет тихо сидеть в холле и ждать своей очереди.
Не всегда доктора идут в платную медицину за «длинным рублем»: многих специалистов привлекает возможность работать на современном оборудовании, сравнительно небольшое число пациентов и отсутствие канцелярской работы. С другой стороны, без большого потока пациентов трудно говорить о профессиональном росте врача.
– Недавно ко мне пришла доктор, которая хочет уйти из частной медицины, – рассказала Наталья Немойкина. – Причину озвучила так: «Больше так не могу, я начинаю глупеть». Если через врача проходит большой поток пациентов, он чаще сталкивается с любопытными, нестандартными случаями. Именно на такой вот «полевой» работе доктор нарабатывает опыт, формирует клиническое чутье, учится мыслить нестандартно.
В борьбе за ценные кадры, особенно когда речь идет об уникальных, редких специальностях, конкуренция клиник может становиться недобросовестной.
– Я не хочу называть имен, но у нас недавно был такой случай, – рассказала Наталья Немойкина. – Доктор, совмещавший работу у нас с частным приемом, была вынуждена уволиться из государственной медицины под давлением работодателя. Руководитель частного медицинского центра выдвинул врачу ультиматум: либо она уходит из государственной медицины, либо ее уволят из частной клиники. Причина такова: если на бесплатном приеме не останется узкого специалиста, то все пациенты будут вынуждены идти к нему в платный центр. На мой взгляд, такую конкуренцию назвать добросовестной нельзя.
В очередь на УЗИ
Предположим, доктор в госполиклинике принял больного, но для точной постановки диагноза пациенту нужны дополнительные обследования. И тут перед пациентом вновь встает выбор – он может ждать очереди на бесплатное исследование, а может провести его в частном центре, получить быстрый результат и вернуться с ним к своему лечащему врачу.
– На самом деле очередь на исследования (даже такие, как КТ, МРТ, в то числе и с контрастом) обычно выполняются за 2-3 недели, а с долгим ожиданием пациенты сталкиваются, только если аппарат выходит из строя, – объяснила Наталья Немойкина. – Возможно, сроки ожидания были бы меньше, если бы квот на Борский округ выделялось больше. От чего зависит число квот? Один из факторов заключается вот в чем: мы направляем пациента на исследование к определенному времени, однако он по каким-то причинам передумал ехать. Если пациент позвонил и предупредил, что не сможет приехать, мы отдадим это место другим больным, находящимся в листе ожидания. Но наши пациенты не считают нужным предупреждать. В итоге случай фиксируется как недоезд, в конце месяца недоезды суммируются (у нас иногда это число доходит до 50%) и на следующий месяц число квот будет меньше. А теперь подумайте, будет ли пациент так беспечно относиться к исследованию, если он заплатил за него из собственного кошелька?
О желаниях и возможностях
Да, пациенты – мы с вами – стали более капризными, требовательными. Теперь нам важен не только результат, нам важен комфорт всего процесса лечения: скорость назначения приема, скорость проведения необходимых исследований, вежливое обслуживание… и много чего еще. Мы вправе выбирать, искать «своего доктора» в государственной или частной клиниках, в своем городе или даже в столице. Возможности медицины сейчас так велики! А возможности кошелька? Вот и звучит все чаще вопрос: почему же борские частные клиники не принимают пациентов по полису ОМС?
В нашем регионе в системе ОМС работают 96 частных медицинских центров, полный перечень можно найти на сайтах министерства здравоохранения и ФОМС Нижегородской области. С каждым годом все больше клиник готовы присоединиться к системе госгарантий. И многие борчане уже сейчас пользуются возможностью подлечиться в Нижегородском частном медицинском центре по обычному полису ОМС. Сможем ли мы на Бору когда-нибудь приходить в частную клинику так же, как сейчас приходим в государственную? Ответ на этот вопрос даст только время.
Наталья Романова

Лента новостей