ОБЩЕСТВО

Волжский «Титаник»

Об этой трагедии сегодня многие не знают и не помнят – 70 лет прошло с тех пор. Только архивные документы хранят эту тайну, да в сердцах уже немногочисленных очевидцев осталась эта щемящая боль.

Три года назад журналистом Борского телевидения Натальей Синяевой был снят фильм с лаконичным названием «67»(6+) – именно столько человек погибло тогда на волжском «Титанике» – речном трамвайчике (в простонародье финляндчике), следовавшем из Горького на Бор.
Как это было
В тот октябрьский день было очень холодно – дул сильный порывистый ветер, а температура была около нуля. На горьковской пристани в ожидании рейса на Бор столпился народ – студенты, рабочие, молочницы… Речной трамвайчик запаздывал. Наконец, он причалил к берегу, и продрогшие от холода пассажиры ринулись на борт! Самые первые спустились в трюм – там теплее, ну а те, кто не купили билет, в основном это были студенты, брали судно штурмом. Очевидцы вспоминали, что баркас был переполнен и вода не доставала до борта всего 10–15 см… До берега оставалось полкилометра, но тут на пути возник грузовой теплоход «Чувашия». Шел он пустой, без груза. Течение и ветер создали дополнительное притяжение, капитаны, видимо, не рассчитали дистанцию, и «Чувашия» толкнула финляндчик в бок, тот моментально перевернулся. Рассказывали, что люди даже не поняли, что случилось, – они оказались в ледяной воде. А дальше началась борьба за жизнь, и все суда, находившиеся неподалеку от места происшествия, бросились на помощь. Терпящих бедствие подбирали проходящие в тот момент по Волге теплоходы «Куйбышев», «Стрежень» и «Стремительный», а экипаж «Чувашии» даже и не понял, что произошло, после они подобрали лишь одного человека, отнесенного течением…
Молва о том, что у борского берега затонул финляндчик, быстро разнеслась по Бору, и люди поспешили на помощь пострадавшим… Сколько тогда было спасено людей, мы не знаем. Известно, что на тот рейс было продано 172 билета, но ведь было много безбилетников, официальное число погибших – 67 человек…
«В местной газете «Сталинец» в те дни на передовицах были статьи об успехах сельского хозяйства, новости страны и мира, статьи о подготовке к 7 ноября и к 70-летию Сталина и не было ни одного упоминания об аварии. В городе даже не стали объявлять официальный траур. Власти настоятельно порекомендовали родственникам погибших хоронить своих в разные дни, чтобы не нагнетать панику, и даты на могиле ставить стали другие – не 7 октября, а 8-е или даже 9-е…» – так об этом писала «Комсомольская правда» от 30 января 2017 г. в статье «Засекреченная трагедия»: 200 пассажиров корабля погибли на Волге в 1949 году».
Теперь об этом можно говорить открыто – 70 лет прошло с тех пор, и наша борская паромная переправа стоит на том же месте, к которому причаливал тот самый финляндчик…
С болью в сердце
Вот и нынче 7 октября погода нас не жаловала – целый день шел сильный дождь и беспросветное серое небо сливалось с волжскими просторами.
К Успенскому храму подъехали автобусы, куда один за другим садились женщины и мужчины, пожилые и молодые, кого так или иначе коснулась эта трагедия. Они ехали на панихиду по погибшим на волжском «Титанике».
А этим вечером по каналу «Левый берег» повторяли фильм «67»(6+) Н.Синяевой, которая по пути к паромной переправе рассказала мне о том, как возникла идея этого фильма.
– Эта трагедия для меня «всплыла», когда я встретилась с руководителем Борского архива Екатериной Никановой. Произошло это 3 года назад. Она написала статью о том событии и спросила, не смогли бы мы поднять эту тему. Конечно, мы откликнулись и начали работать. Искали свидетелей – тех, кто спаслись, и тех, у кого кто-то погиб. Сначала думали, что просто снимем сюжет, а получился почти сорокаминутный фильм, – рассказывает Наталья. – Когда я над ним работала, мое сердце разрывалось – рыдала месяц… Я раз за разом слушала истории тех, кто спаслись, и тех, чьи родители или дети погибли, – сердце кровью обливалось… Сколько выживших – неизвестно, а погибших борчан официально 67 человек, и еще пятеро из других поселений. Есть история, которая не вошла в фильм, ее рассказал спасшийся человек, который был тогда студентом. У его сестры супруг занимался водолазными работами, и он обмолвился, что только из переднего отсека внизу они вытащили 199 человек! Правда это или нет, не знаю, а в архиве эти цифры просто вычеркнуты. Понятно, что эту историю пытались скрыть, да и сегодня непросто найти правду, выжившим-то уже под 90 лет.
Панихида у паромной переправы длилась полчаса – люди держали зонты, чтобы дождь не погасил свечей, повторяли слова молитвы, а по щекам их текли слезы…
Единственная в толпе женщина стояла с букетом красных гвоздик. Панихида закончилась, люди разбрелись по автобусам, а Галина Владимировна Миронова осталась, не зная, что делать с цветами – памятника-то погибшим на затонувшем баркасе до сих пор нет…
– Мне мама рассказывала о той трагедии на Волге. Она помогала выжившим людям – отогревала их в бане, мыла. Она ждала из того рейса свою сестру, которая тоже утонула. У меня и свекровь тогда тоже тонула, – женщина не может сдержать слез. – Сегодня природа плачет... Я не знала этих людей, но слышала об этой ужасной трагедии и желаю тем, кто уцелел, долгой жизни – у них два дня рождения. Свекровь рассказывала, как девочка одна замерзшая была, но снова пошла в воду, чтобы других спасать, ушла и больше не вернулась… Вот я принесла цветы, а их некуда положить – памятника погибшим на Волге нет до сих пор, пойду к реке, брошу цветы в воду – души их там покоятся…
И она пошла к берегу. Одна за одной падали в серые волжские воды красные гвоздики – вечная вам память, земляки…
* * *
Вот и создатель фильма о волжском «Титанике» Наталья Синяева очень хочет, чтобы такой памятник наконец-то появился у паромной переправы. Вспомнила она рассказ очевидца той трагедии, который говорил, что в трюме обнаружили трех обнявшихся друг с другом подруг-студенток… Наверное, так и должен выглядеть будущий памятник – символ незавершенной дружбы, неслучившейся любви и вечной молодости, унесенных холодными водами Волги…
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей