ОБЩЕСТВО

А не пойти ли нам в баню?

Сегодня не всякий из нас в баню ходит, ну зачем, когда в квартире ванна есть – открыл кран, напустил горячей воды и мойся себе в удовольствие! Вот только удовольствие это вряд ли сравнится с тем, которое мы можем испытать в бане. Как тут не вспомнить рассказ «Хозяин» Бориса Бедного, там герой объясняет своей жене, почему же он в баню ходит: «Тесно в твоей ванне, как в мышеловке, а настоящее мытье простора требует, чтобы веником было где похлопать, попотеть всласть. В ванне только детей купать, а взрослому человеку баня необходима, там он душой добреет…» Да и наши русские классики – Пушкин, Толстой, Чехов – баньку уважали, высказываясь о ее пользе для тела и души.

И история у бани – ой какая длинная! Согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. И если европейцы в эпоху Средневековья и вовсе отказывались мыться, то мы, восточные славяне, русской бане были верны всегда! Вот и нынче бани на Руси живут и здравствуют – домашние, дачные и общественные. Есть и у нас на Бору свои бани. Давайте же заглянем в самую главную – там кабинет борского Мойдодыра – начальника всех бань и командира всех банщиков Олега Сергеевича Блинова.
Банная эпопея
Баню эту знают на Бору. Здание с виду старенькое – давайте зайдем внутрь. Только дверь открыла и тут же поняла – я в бане! Запах древесный, словно в лесу очутилась, да, наверное, и распаренные венички свой аромат отдают – березовые, кленовые, дубовые…
Слева – маленькая будочка кассира Ирины Анатольевны с экзотической фамилией Педро, так что ждут посетителей настоящие испанские страсти: пыл, жар, пар! Впрочем, страсти здесь разгораются наши борские, и венички здесь из местных лесов, и разговоры о нашем житье-бытье тоже привычные…
– Ходят в баню в основном одни и те же люди, – признается кассир, – многих я уже знаю в лицо. Очень нравится с людьми общаться, спрашивают у меня – какой сегодня пар, льготный день или нет. И обычно я им отвечаю, что люди не жалуются, пар хороший!
Жаль, что не попариться зашла я в баню, а пока просто познакомиться с теми, кто здесь работает… Рядом кабинет директора муниципального банно-прачечного предприятия. Олег Сергеевич любезно предложил мне чаю, и мы начали неспешный разговор о бане.
– Наше предприятие сформировалось в 1994 году. До этого времени бани были ведомственными и находились на балансе предприятий: в поселке Октябрьском баня, еще дореволюционная, принадлежала Борремфлоту, она и сейчас работает, в ППК – судоремонтному заводу, в Неклюдове – 6-й фабрике. А с началом реформы (1994–2000 гг.) бани постепенно начали переходить на баланс муниципалитета. Сегодня в наше предприятие входит 14 бань по всему округу. Только бани Линды и Сормовского пролетария остались в своих поселковых коммунальных предприятиях, – начал свой рассказ Олег Сергеевич.
Как же становятся начальниками бань? Наверное, у каждого своя история, а О.С. Блинов мне поведал свою:
– Я родом из деревни Горелово, после родители переехали в Квасово, на Дружбе я окончил школу № 12, потом учился в Горьковском политехническом институте, получил специальность инженера-электрика. Работал на заводе «Красное Сормово» энергетиком цеха, потом мне предложили пойти сюда – и я согласился! Баня – сооружение энергопотребляемое, и мне, как энергетику, здесь все было понятно, к тому же эта большая баня – зеркальное отражение твоей домашней маленькой баньки – принцип работы тот же!
Несмотря на то что у Олега Сергеевича есть своя домашняя баня, раз в неделю он посещает и баню общественную. Чаще всего – эту, но и в поселковую заезжает, чтобы лично ее опробовать, и если есть недостатки, устранить их. Прошлые-то директора в баню не ходили, а зря…
С легким паром!
– В детстве я ходил с родителями в баню на 1-й фабрике, и, когда в армии служил, бывал в сормовских и канавинских банях, так что представление об общественной бане я имел, – признается Олег Сергеевич. – Когда в 1994 году я пришел в эту баню, пар сюда поступал с мебельной фабрики. Он был нехороший – острый, мог и травмировать, мог конденсироваться. Тогда мы не сразу, но перешли в парных на печи накопительного типа. Влажность была высокая, да и пар некомфортный. А сейчас у нас стоят печи непрерывного типа. Камни-голыши в них находятся за металлическим корпусом. Печи разогреваются, топятся, и люди моются. А до этого печь топили и мылись уже после того, как она протопится.
В этой бане есть мужское и женское отделения, душевое отделение, где располагается восемь кабинок. Раньше и прачечная была, сегодня это здание продано под кафе, так как прачечную стало содержать нерентабельно, ведь больницы и детские сады теперь сами себя обстирывают. Какие профессии здесь сегодня представлены? Кассир, дневной рабочий по обслуживанию бани (один в мужском отделении, другой – в женском), истопник. Кроме того, в каждом отделении есть и ночной рабочий по обслуживанию бани, ведь после рабочего дня нужно помыть стены, скамейки, почистить тазики, убрать веники, смести листья…
– Проблемы бань – все примерно одинаковые, – признается Олег Сергеевич. – От высокой влажности и тепла идет деформация стен, отходит плитка… Большая температурная разница зимой и летом приводит к разрушению. Но сегодня люди готовы закрыть глаза на не столь хороший декоративный ремонт, может быть, и на то, что вода не так нагрелась, но парная должна быть хорошей! В нашу баню в среднем ходит от 2-х до 3-х тысяч человек в месяц – и это нормально! Летом посещаемость одна, но сейчас, осенью, уже мало кто будет топить баню на даче, и люди придут сюда! Было время разбрасывать камни, и было время их собирать. Было время – мы собирали эти бани под одно крыло, но оптимальнее, чтобы каждая баня была самостоятельной. У нас в бане моются и льготники – пенсионеры, дети, инвалиды… У нас уже стабильная клиентура!
В кабинет директора заглянула приветливая дама в элегантном черном платье, которая оказалась мастером банно-прачечного предприятия. Елена Телегина пока еще новый человек в коллективе, работает здесь всего второй год.
– Я контролирую труд рабочих по обслуживанию бани. Слесари уехали на объект ремонтировать печь, а с другими нашими сотрудниками я могу вас познакомить, – предложила Елена Владимировна, и мы отправились по помещениям бани…
Голая правда
– Вид у нашей бани старенький, – замечает Е. Телегина, глядя на старый кафель, – но ведь идут сюда для того, чтобы не только помыться, но и пообщаться. Уже много лет, как мне рассказывали, ходят одни и те же люди – фанаты бани! Они здесь отдыхают душой и телом, даже здесь чаевничают, делятся друг с другом своими проблемами.
Я заметила, что в бане очень уютно – повсюду цветы, которые также создают домашнюю атмосферу. А цветам здесь очень вольготно – тепло и много влаги, как в тропиках! И сотрудники, и клиенты несут сюда свои увядшие дома растения, и те со временем начинают благоухать, как в оранжерее! Здесь много видов драцены, фикусы, шефлеры…
Заходим в душевое помещение – пол новый, а вот кафель не меняли с момента открытия бани. Но внутри кабинок есть и вешалки, и лавочки – все моется, убирается и чистится… Поднимаемся по лестнице в женское отделение – в прихожей множество раздевалок, в середине длинный стол, на котором притаились соцветия фиолетовых и розовых фиалок – детище банщицы (рабочей женского отделения) Натальи Юрьевны Кузнецовой. С Еленой Владимировной они уже разливают горячий чай утомленным от легкого пара дамам. Сегодня четверг, а значит «день для пенсионеров», которые за чашкой чая обсудят все свои домашние проблемы, и про Зеленского с Трампом не забудут, и успехами внуков похвастаются. Многие ходят в баню уже лет тридцать – каждую неделю, как, например, Тамара Алексеевна Абрамова:
– Здесь париться – мне одно удовольствие!  – признается женщина.
Ну, не будем отвлекать милых дам от чаепития и отправимся в парную. Чтобы туда попасть, надо пройти женское отделение, где стоят лавки, на которых и моются наши дамы. А в парной на высоких деревянных скамьях две подруги друг друга вениками хлещут, фыркают от удовольствия, увидев корреспондента, начинают позировать, но объектив фотоаппарата быстро запотевает, и я покидаю парную.
А впереди меня ждет посещение мужской парной и знакомство с рабочим этого отделения, которым оказалась… милая девушка Ирина Беляева!
– Скоро уже два года будет, как я здесь работаю. До этого кем только ни была: и моллировщицей, и поваром, и гардеробщицей. Потом из Нижнего я переехала на Бор – сначала мужа нашла, а потом и работу. Стараюсь здесь поддерживать такую же чистоту, как дома. А мужчины моются без меня – сами справляются, – смеется Ирина, – главное, чтобы они меня не стеснялись, а мне за работой стесняться некогда, я здесь «свой парень»!
Тут дверь отделения распахнулась, и на пороге показались два колоритных «мужичка-лесовичка» – распаренные от жара, в банных шляпах, набедренных полотенцах и с мокрыми вениками в руках – Алексей Дмитриевич Смыслов и Геннадий Федорович Судаков.
– Я еще в старой деревянной бане мылся, которая находилась на улице Интернациональной. А эта баня – другая: потолки высокие, воздух чистый, и пара всем хватает! Получаю от бани удовольствие! Встречаемся здесь, общаемся с приятными, хорошими людьми, – с улыбкой говорит Алексей Дмитриевич. А его банный друг Геннадий Федорович ему вторит:
– Баней пользуюсь с 1965 года, как только она была построена. Хожу сюда каждую неделю, считаю, баня дает здоровье, общение и много еще того, от чего сердце радуется! Вот наша банщица Ирочка – самая замечательная из всех банщиц, которых я встречал! Любим ее, замечательная девочка! И истопник хорошо работает, такого еще не было здесь!
Что ж, самое время заглянуть на огонек к истопнику Александру Чураеву. В топочной было жарко, ведь печи давно уже разогрелись.
– Прихожу я на работу в 8.30, а к часу дня, когда открывается баня, печи уже натоплены, – рассказывает Александр. – Мне здесь нравится, ведь добро людям делаю – паром обеспечиваю…
Вот так и живет наша борская баня на дровах – люди отсюда уходят не только чистыми, но и счастливыми! Так что, вряд ли переведутся бани на Руси, жить им еще многие лета. Вот и я, наполняя свою ванну, призадумалась – а не пойти ли мне в баню?
Лариса Толстых,
фото автора

Лента новостей