РАЗНОЕ

Пройдемся по городу и вспомним былое

Наш город еще относительно молод, но его богатой истории может позавидовать и населенный пункт более старшего возраста. Проходя по борским улицам и переулкам, мы даже не задумываемся о том, сколько людей прошло по этим дорогам до нас, о чем они думали и чем жили. Между тем город хранит память обо всех своих жителях. Вот и мы должны помнить и чтить своих предков. Это наш долг, ведь без них не было бы нас.

Улица Пролетарская
Когда-то она была похожа на большой грязный пруд. Это и неудивительно, поскольку в старину глубокий, с высокими берегами пруд как раз и находился на месте нынешнего молодежного клуба «Будь готов!».
Зимой зажиточные горожане устраивали на замерзшем пруду гонки на лошадях, а летом в его окрестностях пасли скот. Здесь же находился скотный двор, который весной и осенью от дождей и талого снега постоянно заливало водой. Добавляла неприглядных красок улице и постоянно стоявшая непролазная грязь. В 1912 г. началось строительство пожарной каланчи, и пруд было решено засыпать.
В 1931 г. здесь, на углу улиц Ленина и Пролетарской, разбили сквер с чугунной оградой. На его территории развели газоны, высадили 60 деревьев разных пород. Сквер стал первым зеленым островком и достопримечательностью города. Инициатором его создания стал Иван Николаевич Гоголев.
Первая пешеходная дорожка в сквере была выложена из сосновых чурбачков. Это место у молодежи называлось топтаком. На топтаке парни и девчата выгуливали свои лучшие наряды, заводили знакомства. В 1934 г. в сквере  был установлен памятник В.И. Ленину. Спустя 23 года, в 1957 году, на месте сквера будет построен кинотеатр им. Ленина.
Все началось с… пожара
Шестигранное здание пожарной каланчи – ​одно из самых необычных сооружений Бора. Когда-то каланча была гордостью первой добровольной народной дружины. А история ее появления такова.
26 июня 1893 г. ​в селе Бор случился страшный пожар. Первой загорелась лавка купца Шерстнева на Крестовоздвиженской улице (ул.Ленина). Погода стояла ветреная, поэтому пламя сразу перекинулось на несколько десятков домов. Пожар свирепствовал пять часов и стал событием губернского масштаба. Огнем было уничтожено 226 домов, 750 человек остались без крова и имущества. Случилось так, что тушить пожар было нечем и некому. После пожара 1893 г. А.Л. Старов пожертвовал погорельцам по 10 рублей на семью и плоты с Унженским лесом, которые он выиграл в карты в Нижнем Новгороде (протяженность плотов была такой, что они тянулись от поселка Нобеля до Знаменской церкви). Каждой семье пострадавших досталось по 10 бревен для строительства новых домов. Полностью село было восстановлено через десять лет.
На одном из сходов жители села постановили выстроить каменную пожарную каланчу и организовать добровольную пожарную дружину. В 1911 г. строительство каланчи началось.
Всем миром
На месте строительства каланчи грунт был болотистым, поэтому общими усилиями сюда свозили ветки ивы и песок с озера Юма, чтобы укрепить фундамент. Строительство велось за счет пожертвований: от кого – копейка, от кого – рубль, от кого – кирпич. По тысяче штук кирпичей дали владельцы кирпичных заводов. Евгений Михайлович Буравников в своей книге рассказывает: «Пожарная каланча была построена также и из кирпича, изготовленного на кирпичных заводах моего деда Буравникова Ивана Михайловича, известного как производитель кирпича в селе Бор... Иван Михайлович после смерти отца продолжил производить кирпич сначала в кирпичных сараях отца, располагавшихся перед гривой вдоль реки Везломы, а потом – на заводах вдоль реки ближе к озеру Макаровскому. Далее по гриве от этого озера, по направлению к Юрасовскому озеру и вдоль него земля находилась в распоряжении кирпичников Одиноковых и А.С. Чуйкова. Поэтому Иван Михайлович смог увеличить производство кирпича лишь тогда, когда сумел поставить новые кирпичные сараи на землях нынешнего парка культуры».
К 1916 г. кладку башни завершили. Наверху строения водрузили огромный бак на 17 000 ведер. Бак сельчанам подарил владелец завода «Нижегородский Теплоход» Д.В. Сироткин в знак благодарности за землю, предоставленную в аренду под строительство завода.
Большой вклад в строительство пожарной каланчи также внес А.И. Московцев. Он строил свой новый дом рядом с пожарной каланчой. Алексей Иванович был известен в селе Бор как торговец лесом и имел на перевозе, около переправы через Волгу, лавку, в которой велась бойкая торговля бакалейными товарами, дом со складскими помещениями, конюшню с двумя лошадьми и коровой, пекарню. Лес для торговли он сплавлял плотами с реки Унжи. Вот что писал Е.М. Буравников: «В 18-м году на Волге произошло небывало сильное наводнение... река вышла далеко из берегов, затопив те окрестности, до которых ранее не добиралась. Разбушевавшаяся стихия смыла все постройки, стоявшие на берегу, полностью разорив всех жителей перевоза, как при пожаре, дотла». Новый дом  для своей семьи А.И. Московцев строил в течение 18 лет, при этом вносил посильный вклад и в строительство пожарной каланчи.
Ради спокойствия жителей
На самом верху каланчи соорудили площадку, где круглосуточно дежурили добровольные пожарные. Свою службу они несли безвозмездно, не получая за нее никакого вознаграждения. Шли служить они по доброй воле, по охоте, поэтому их называли охотниками. Все «охотники» делились на две группы: пешие и конные – ​те, кто обеспечивал подвоз воды для помп.
Каланча, построенная в 1915 г., много лет простояла без дела. В период Первой мировой войны и последовавшей затем революции сельчанам было не до нее. Про каланчу вспомнили молодые жители Бора, вернувшиеся с Гражданской войны. Вот лишь некоторые фамилии этих людей: Пономарев, Куликов, Торгованов, Костерин… Они довели здание до ума. Средства для этого заработали, устроив кузницу на въезде в село. В итоге надстроили деревянную смотровую площадку и впервые заполнили бак водой. В 1934 г. добровольную дружину преобразовали в пожарную часть и поставили на баланс государства. Затем к каланче пристроили основательное каменное здание (1940–1941 гг.), предназначенное для дежурства и отдыха пожарных. Построили конюшню и помещение со всем необходимым для противопожарной охраны.
Борский «Утюг»
Вот как описывает город 1930-х годов в своей книге Е.М. Буравников: «Есть в центре города и деревянный тротуар, проложенный по теневой стороне улицы Ленина от пожарной каланчи, главной достопримечательности города, до лавки Васягина, немного не доходящий до бывшего трактира «Утюг». На улице в 20–30-е годы находился трактир под названием «Утюг». От старшего поколения борских извозчиков друзья переняли обычай отмечать окончание тяжелых работ и встречу больших праздников в трактире с названием «Утюг».
Это название у горожан получило построенное из кирпича полуподвальное помещение со срезанным углом для входа в него. Здание стояло на пересечении современных улиц Ленина и Папанина. Оно было чем-то вроде биржи или делового центра, где заключались устные договоры на предстоящие работы и проводились расчеты по окончании этих работ, также было оно еще и чем-то вроде профессионального клуба извозчиков. Часто несостоявшиеся сделки заканчивались кулачными схватками, которые выплескивались и продолжались на улице. Возле «Утюга» почти всегда можно было видеть обоз из 5–6 лошадей, стоявших в ожидании выхода из дверей своих хозяев. Захмелевшие хозяева вываливались из трактира с осоловевшими от выпитой водки глазами, валились в свои сани, и подвыпивших, «подогретых» извозчиков… умные лошадки зачастую сами развозили по домам. Не обходилось иногда и без «сильных кулачных драк». Вот по этой причине борская молодежь не любила гулять по деревянному тротуару на этой улице. В 60–70-е годы на этом месте была построена столовая № 18. В народе эта столовая (ее давно снесли) долго еще носила название «Утюг».
Сергей Никольский,
фото Татьяны Христачевой
и из архива БИА

Лента новостей