ИСТОРИЯ

Герой и лицо Победы, или вывести из забвения

Впереди 80 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Но до сих пор «поднимают» поисковики останки воинов, не выведены из забвения имена героев. Среди них участник трех войн, организатор и командир партизанского соединения на Смоленщине Никифор Захарович Коляда (1891–1955 гг.). Имя Н. З. Коляды по праву могло бы занять свое достойное место в одном ряду с командирами партизанских соединений, Героями Советского Союза С. А. Ковпаком, Д. Н. Медведевым, А. Ф. Федоровым, если бы этот человек не стал разменной монетой в непростой политической борьбе осенью 1942 года.

О Коляде на Бору узнали в начале 70-х гг. прошлого века, когда в средней школе № 4 под руководством военрука Л. К. Новикова начался поиск участников операции «Дети» по спасению смоленских подростков от угона в Германию.
Унтер-офицер, начальник милиции, разведчик…
Н.З. Коляда родился в Харьковской губернии в многодетной крестьянской семье. Первой его войной была Первая мировая. Старший унтер-офицер, выпускник Московской школы прапорщиков Никифор Коляда сражался на австрийско-германском фронте в составе 186-го Асландузского пехотного полка. Боевая биография Н. Коляды была незаурядной: контузия, два ранения и весомые награды – ​ордена Св. Владимира с крестами и бантом, Св. Анны IV и III степени, Св. Станислава IV, III и II степени «За отличия в делах против неприятеля».
После Октябрьской революции Коляда командовал партизанскими отрядами Подольской губернии. В 1922 году он – ​член Военного совета партизанских отрядов Приморья на Дальнем Востоке и заместитель командующего. Потом начальник Приморской рабоче-крестьянской милиции и Уголовного розыска Коляда борется с преступностью, а в 1925 году становится студентом китайского отделения восточного факультета Дальневосточного государственного университета, которое окончил со знанием английского и китайского языков по специальности «внешняя торговля».
Затем были различные руководящие должности в промышленности. Знание языков, боевая биография, разъездной характер работы дали возможность некоторым исследователям говорить о вероятной нелегальной работе Н. З. Коляды в Китае на рубеже 20–30-х годов прошлого столетия, считать чекистом – ​«ценнейшим сотрудником разведслужбы».
В тыл врага по доброй воле
Начало его третьей войны застало Н.З. Коляду в Москве. Как имеющий достаточный опыт партизанской борьбы, он просит направить его для организации диверсионной работы в тыл врага. В июле 1941 г. группу направили в Смоленскую область. В начале 1942 года Коляда, координируя боевую деятельность уже более 20 партизанских отрядов, возглавил штаб северо-западных партизанских отрядов Смоленщины. Партизаны активно боролись с врагом, об их успехах сообщали сводки Совинформбюро, печатала статьи газета «Правда» 16+.
Через разрыв в линии фронта – ​«Слободские ворота» – было выведено большое число окруженцев, переданы на Большую землю запасы продовольствия, организована и проведена операция «Дети». Выводили детей со Смоленщины и везли в тыл всего три молодые партизанки – ​М.И. Вольская, В.С. Полякова и Е.И. Громова. В ходе операции «Дети» три сопровождающие привезли в г. Горький 3225 детей!
Детям, вывезенным в Горьковскую область, не только сохранили жизнь, но и дали профессию, направив их в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Их судьбы сложились по-разному. Среди них первый на сормовском заводе Герой Социалистического Труда Н.И. Анищенкова, строитель А.Е. Иванов, чей сын В.А. Иванов долгие годы был заместителем губернатора Нижегородской области, и многие другие достойные представители детей военного времени. Сегодня среди живых одна участница операции – ​Татьяна Михайловна Мигунова. Ей почти 100 лет!
Партизанское соединение Коляды, занимая территорию в непосредственной близости от Калининского фронта, освободило более 230 населенных пунктов. Здесь, в тылу врага, работали райкомы и райисполкомы, действовали сельские Советы и колхозы, дети ходили в школу. Партизаны, которых Коляда посылал на ответственные, рискованные задания, ощущали не только требовательность и строгость командира, но и заботу, отеческое внимание к ним. Они любовно называли его Батей. И партизанское соединение вошло в историю как соединение «Батя».
Осенью 1942 г. к протоколу допроса Н. З. Коляды был приложен словесный портрет: «Рост – ​высокий, фигура – полная, волосы – черные с проседью, глаза – карие, лицо – круглое… Особых примет нет».
А таким увидел Батю Ираклий Андронников, который встречался с ним летом 1942 года:
«Первое впечатление от Бати – ​хитрый старик и себе на уме. Но это впечатление было неверным. Батя... совсем не старик. Это рослый, стройный, плотный мужчина. А стариком делает его окладистая седая борода: волнистая, мягкая. Лицо у него довольно еще молодое, морщин мало. И глаза молодые, умные, светлые...».
20 лет лагерей?
Соединение Н.З. Коляды успешно бьет врага, Батя на хорошем счету у руководства. В июле 1942 года в Москве он встречается с сотрудниками редакции газеты «Правда» 16+, выступает на радио на английском языке, перед рабочими завода «Серп и молот». В зале английского консульства от имени английского короля Георга VI он получил именной кортик, которым король награждал только высших военачальников! В начале сентября 1942 г. подполковник Коляда был награжден орденом Ленина.
В конце сентября, в самый разгар боев, Батя был вызван в Москву, а в начале октября арестован. В вину уникальному партизанскому вожаку, который в кратчайшие сроки смог без всяких административных рычагов и ресурсов создать в тылу врага боеспособный партизанский край, вменяли невыполнение боевого приказа: соединение «Батя» под натиском немцев перешло линию фронта, несмотря на категорический запрет Центрального Штаба Партизанского Движения партизанам выходить в советский тыл без специального разрешения из Москвы. Приговор – ​20 лет исправительно-трудовых лагерей.
Фашистам, которые боялись партизан Бати и сулили за его голову 50000 рейхсмарок, и в голову не могло прийти, что с Батей покончат не они, а советское командование. Приказом Центрального штаба партизанского движения в октябре 1942 г. соединение «Батя» было расформировано, и из него было выделено шесть самостоятельных смоленских партизанских бригад, которые продолжили героическую борьбу за свободу Родины, но уже без Бати.
То, что произошло с Батей, действительно трудно объяснить. Истинная причина расправы над ним до сих пор является предметом дискуссии. Соглашусь с мнением автора книги «Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941–1943» 6+ В. Кучера: «Вера в незыблемость новых общественных идеалов не позволила Н. Коляде вовремя разглядеть ростки иных приоритетов... Былая самостоятельность личности сменилась ее полной зависимостью от партийных и государственных чиновников... Трагедия этого человека… состояла в нежелании быть похожим на всех и удобным для всех».
Признание – ​победителю!
В 1954 г. Н.З. Коляду реабилитировали. Его освободили из лагеря через 12 лет, за которые он перенес два инфаркта. 1 марта 1955 г. он умрет от третьего инфаркта прямо на улице и будет похоронен на Измайловском кладбище столицы.
Товарищи по оружию никогда не забывали Батю. Они очень хотели возвратить его имя в ряды победителей, хотели, чтоб их Батя был удостоен звания Героя Советского Союза. Они стали собираться на его могиле, обсуждать планы, но архивы еще были закрыты, на руках было только решение о реабилитации их партизанского командира.
В 70–90-е гг. прошлого века соратники Бати начали поиск участников операции «Дети», собирали воспоминания, писали книги, нашли около 500 участников этой уникальной операции, проводили велосипедные и автопоходы по пути операции, создавали музеи.
Сегодня интерес к судьбе легендарного командира партизанского соединения Н. З. Коляды выходит на новый виток. Открываются архивы, в г. Городце Нижегородской области и в Смоленске стоят памятники партизанам – ​организаторам операции «Дети», установлены мемориальные доски, снова издаются книги, пишутся рукописи, появляются новые музейные экспозиции в школьных музеях страны.
Людмила Добролюбова, Алексей Чкалов
* * *
К маю 2025 г. на канале «Культура» 6+ выйдет фильм о Н.З. Коляде. В четвертой школе 28 февраля открылась экспозиция о Бате. Мы готовим к изданию книгу 
«Товарищ Батя» 6+, цель которой –
рассказать о выдающемся партизанском командире, которого, как и других партизанских вожаков, можно считать Героем и Лицом Победы. В планах – ​
установка памятника Бате в Измайловском парке столицы. Наша задача – ​вывести его имя из забвения. Он достоин этого!

Лента новостей