О ЛЮДЯХ

Батюшка ХХI века

Героем очередной программы «НеЧайный разговор» 16+ на телеканале «Левый берег» стал молодой священник, настоятель Воскресенского храма, клирик Борского благочиния отец Андрей. В миру – Андрей Вячеславович Макеев. Мы часто можем видеть его на различных городских совещаниях, встречах со школьниками и медицинскими работниками, представителями общественных организаций, ведь о. Андрей является помощником благочинного Борского округа сразу по двум направлениям – по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями и по образованию и катехизации.

Те, кто с ним общался хоть раз, знают, что батюшка очень эрудированный и остроумный человек и говорит на нашем с вами современном языке, понятном каждому. Мы предлагаем нашим читателям печатную версию беседы ведущей программы «НеЧайный разговор» 16+ Оксаны Москвиной с отцом Андреем.
– Отец Андрей, в России каждый год восстанавливаются и строятся храмы. Есть люди, которых это раздражает. Они считают, что и действующие церкви стоят полупустые, призывают лучше строить школы и больницы. Что им ответить?
– Церковь призвана решать более узкие задачи, чем государство. В первую очередь, она призвана свидетельствовать о правде Божией – нести свет Христовый в мир! Я могу сказать о храме, в котором я несу послушание. До того как на этом месте построили храм по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, там был молитвенный дом в помещении бывшего детского сада. Меня туда назначили за три недели до освящения, и мне удалось послужить в этом детском саду, где был временный храм. Людей приходило настолько много, что дышать было тяжело, открывали окна. И в этот новый храм стало ходить еще больше людей: прихожане, воспитанники воскресной школы. То же происходит и в других храмах. Поэтому утверждение, что церкви стоят полупустые, не соответствует истине.
Что касается больниц и школ, церковь и здесь не остается в стороне. Церковь напрямую их не строит, но она находится в очень тесных отношениях с этими учреждениями, наполняет их вниманием и заботой, окормляет больных, которые в этих больницах находятся, регулярно служатся молебны за здравие. Не всегда об этом говорят, не всегда это на виду.
– Вы замечаете, что церковь меняется, что она уже не та, что была 10–15 лет назад?
– У церкви есть невидимая часть, как Тело Христово, которое остается неизменным. Христос и вчера, и сегодня, и завтра, как глава церкви, определяет само церковное содержание. В этом плане церковь остается, наверное, самым консервативным объединением. Какие-то внешние проявления церковной жизни, в том числе административные, конечно же, меняются. Несложно заглянуть на несколько десятилетий назад, тогда церковная жизнь ограничивалась самим приходом, церковной оградой. Человек приходил, участвовал в таинствах, его крестили, и на этом участие церкви в жизни общества заканчивалось. За последние 30 лет интеграция церкви в жизнь общества совершила рывок. Сейчас есть множество социальных проектов, которые помогают нуждающимся людям. Очень широко представлен спектр просветительских проектов, а много просвещения и помощи людям никогда не бывает!
– Сейчас наступили особые времена – пандемия. Что-то изменилось в отношениях между мирянами и клириками, между церковью и внешним миром?
– Не очень много времени еще прошло, но для мирян это хороший повод задуматься: а чем для них является церковь? Мы начинаем ценить то, что потеряли, только тогда, когда у нас это отнимается. Мы утрачиваем здоровье, теряем своих близких людей и очень сожалеем о потере. То же и с церковью! Для нас же было обычным прийти в воскресенье, в любой другой день в храм, все было доступным, но мы не в полной мере ощущали этот дар, который у нас был. И когда весной прошлого года наступил локдаун и храмы закрылись, люди ощутили отсутствие чего-то родного и близкого. Конечно, вскрылись определенные проблемы многих мирян. Когда человек остается без храма, он предоставлен сам себе. Он не может сам себя организовать. Здесь надо отдать должное священноначалию: были составлены молитвенные чинопоследования, которые помогали людям, находившимся дома, они вовлекали их в молитву, которая транслировалась по радио, телеканалам, раздавалась специальная литература.
– Как Борское благочиние справлялось со всеми этими испытаниями? Наверное, особенно тяжело было маленьким храмам?
– Практика показала, что именно небольшие храмы остались наиболее посещаемыми. Я говорил со своими собратьями, священнослужителями из Нижнего Новгорода, и оказалось, что именно маленькие храмы остались в большей степени на духовном плаву. У нас очень деятельный благочинный – отец Алексий, поэтому у нас все прошло с наименьшими потерями.
– Современный священник не должен отставать от жизни, ему просто необходимо быть начитанным, эрудированным, ведь ему часто приходится выступать перед публикой. Какими еще качествами должен обладать современный священнослужитель?
– Эти требования современный мир предъявляет не только к священнику, но и ко всем, кто общается с людьми. Чтобы человека воспринимали, чтобы он мог донести свою точку зрения, он должен говорить на языке, понятном современному миру. Мы с вами видим, как стремительно расширяется информационное пространство: ту информацию, которая раньше людям была недоступна, сейчас можно получить в несколько кликов.
Какими качествами должен обладать священник? Наверное, такими, которыми он должен был обладать и 300, и 400 лет назад: быть примером, быть таким человеком, у которого слова не расходятся с делами. Потому что фальшь, двуличие рано или поздно проявят себя. И люди это чувствуют!
– Жизнь священника – особая жизнь, жизнь на виду! Вы устаете от этого?
– Если священник остается священником не только в храме, не может быть речи ни о какой усталости!
– А как Вы приняли решение стать священником?
– Это случилось не в то время, когда я решил стать человеком верующим и религиозным. Тогда я от такой мысли был далек. Семья у меня не религиозная, но положительно относится к православию. У меня в школе – я часто об этом рассказываю – был товарищ. У него мама имела отношение к Староярмарочному собору. Собор открылся, и эта женщина стояла в церковной лавке. Я бывал у них дома, мы общались. Может быть, это общение повлияло на мой выбор. У моей мамы была подруга, у которой племянник поступил на один из первых курсов открывшейся тогда духовной семинарии. И у меня возник интерес…
– В Вашем Воскресенском храме община уже сложилась?
– Община там была. Двадцать лет существовал молитвенный дом, потом появился храм. Люди там молодцы – сплотились! Были активные прихожане, так что храм стал закономерным следствием, и мне есть чему у них поучиться – духовной стойкости, верности традициям, которые там уже сложились.
– Вы родились в Кстове, живете в Нижнем Новгороде, служите на Бору. Какой город считаете родным?
– Что касается города Кстово, то мои родители оканчивали там техникум. Поженились и какое-то время жили там. Буквально несколько месяцев. А в Нижний уже переехали, когда мне был год с небольшим. Конечно, Нижний Новгород для меня город родной. На Бору я несу послушание, наверное, лет 6. Город этот всегда мне очень нравился своим месторасположением, люди здесь отзывчивые.
– Мало кто знает, как на самом деле живут священники. Бытует мнение, что они имеют огромные дома или квартиры, «мерседесы», карманы, полные денег. Развейте этот миф. Вы богатый человек?
– Приходите в гости, посмотрите! Большого дома у меня нет, «мерседеса» – тоже, живем мы с матушкой в двухкомнатной квартире. Учитывая, что дети, сыновья трех и пяти лет, у меня еще маленькие, желают они и порисовать на стенах, и что-то оторвать, переделать на свой лад. Никакого загородного дома у меня тоже нет.
– Когда выдается свободное время, как Вы его проводите?
– С детьми! Занимаюсь хозяйственными делами, могу что-то приготовить, например суп сварить…
– Отец Андрей, Вы хотите, чтобы дети пошли по Вашим стопам?
– Важно, чтобы человек был на своем месте. Хочу, чтобы мои сыновья стали хорошими людьми, а в какой профессии они себя реализуют – это вопрос другой.
Подготовила Лариса толстых,
фото из личного архива о. Андрея

Блиц-опрос
– Ваше самое яркое детское воспоминание?
– Первая поездка на море.
– Если бы у Вас была возможность выбрать бесплатное авианаправление, куда бы Вы отправились?
– Наверное, туда, где все совершенно иначе, чем у нас. Это может быть Латинская Америка, но точно не Европа.
– Что или кто может вызвать у Вас слезы?
– Наверное, какая-то человеческая боль, утрата, болезнь человека, когда он находится на пороге жизни и смерти
– Ваш самый любимый праздник?
– Рождество.
– Вы когда-нибудь дрались?
– Да. Я спортом занимался.
– Если бы Вы могли дать совет самому себе в 15 лет, что бы посоветовали?
– Надо доводить начатое дело до конца!

Лента новостей

Нам решать!

26.09.24 14:42

Скоро ярмарка!

26.09.24 14:41