О ЛЮДЯХ

Александра Масленникова. Из педагогов – в полицейские

Александра Масленникова круто изменила свою жизнь в 2006 году. И не пожалела. Учитель истории в школе, она решила уйти работать в милицию, параллельно окончила юрфрак, дослужилась до подполковника и с апреля этого года возглавляет следственный отдел в Отделе МВД России по городу Бор.

У меня никто в полиции никогда не работал. Мама, ​человек конкретный, довольно жесткого склада, всегда беспокоилась, что я слишком мягкая, сомневающаяся, и убедила меня, что милиция сделает из вечно доброго ребенка, каким я ей казалась, человека с твердым мнением по любому вопросу. В целом так и вышло, – ​признается Александра. – ​Я научилась анализировать, планировать, думать на несколько шагов вперед и быстро принимать решения. От следователя порой зависит судьба других людей, и здесь уже не до сомнений. Но мне и самой нравилась мысль о службе в полиции. Однажды я разбирала чердак и нашла там свои детские записи, где «расследовала» дела. И, надо сказать, очень «завернутые» (смеется).
Александра и в должности руководителя продолжает расследовать уголовные дела, потому что в следственном деле, как и в целом в полиции, – ​серьезный некомплект. 18 свободных вакансий из 32. Пять дежурных суток в месяц в нагрузку к ненормированному рабочему дню и весьма умеренная зарплата. Но костяк следственного отдела, что работает годами, точно знает, зачем он здесь. Как и сама Александра.
У нас непростая, но очень интересная работа, результат которой ты видишь, – ​говорит Александра. – ​Когда расследуешь уголовные дела, сталкиваешься с разными жизненными ситуациями и понимаешь, что, благодаря в том числе и тебе, разрешился какой-то конфликт. У меня всегда была тяга к справедливости. Сын мой (кстати, ему 15) уже год мечтает стать участковым, нацелился поступать на юрфак.
До вала IT-мошенничеств, когда по три человека за дежурные сутки приходят с заявлениями, Александра помнила и помнит почти всех своих потерпевших и обвиняемых, если приходилось выезжать на место преступления. Помнит и первое свое дело. Это была кража магнитолы. И раскрыть дело тогда не удалось. Однако через полтора года милиционеры задержали человека по многоэпизодному делу, и во время проверки показаний на месте он вдруг рассказал и об этом случае, который следователь сразу вспомнила.
– Хороший следователь должен желать разобраться. В следствии ничего невозможно сделать шаблонно. В каждом деле обязательно есть какая-то своя изюминка, и следователь должен проявить фантазию, найти какой-то особенный ход. Не страдать над своим уголовным делом, а вовремя направить запрос, поинтересоваться, где же ответ. Назначить экспертизу, созвониться с экспертами. А еще нужно быть тонким психологом, даже для того, чтобы «заманить» на допрос. У нас и пострадавшие сегодня считают: «Я написал заявление, а дальше не мое дело». А ведь именно допрос является основным доказательством по делу. И вот мы объясняем людям эту необходимость, лавируем: «Приходите после работы, к девяти вечера, мы дождемся»; «Можете только в выходной? Давайте в выходной». Да еще мошенников развелось, которые представляются сотрудниками полиции, и люди часто просто или бросают трубку, или еще нам что-нибудь ответят «эдакое». Мы, конечно, стараемся с юмором относиться. Понимаем, что любви к нашей службе мало. Но и благодарность от людей тоже видим, когда они осознают, что мы стремимся помочь.
Ольга Кадыкова, фото автора

Лента новостей