О ЛЮДЯХ

Позывной «Малой»: «Десантники не сдают позиций»

Он привез с войны три незабываемые вещи: осколок в сердце, боевые награды и понятие «фронтовая дружба». Александр Лапшин с детства хотел стать военным. Думал после срочки подписать контракт, но в армию по призыву его не взяли – не хватило здоровья. В трудные для страны времена строчка «годен» становится почти формальной. И в 2023 году Александр ушел служить по контракту. Десантником, как и мечтал всю жизнь.

Он попал в 11-ю отдельную гвардейскую десантно-штурмовую бригаду ВДВ. Бригаду с богатой историей и героическим прошлым и настоящим. Ее бойцы в свое время достойно показали себя в Афганистане и Чечне. И с первых дней СВО 11-я бригада воюет на самых сложных направлениях.
Одной из первых она зашла в Херсонскую область и установила контроль над мостами через Днепр. Именно ребята 11 й бригады приняли основной удар на суджанском направлении. Героическая операция «Поток» – переход по газовой трубе в тыл ВСУ, что войдет в летопись СВО, тоже не обошлась без их участия. И сегодня парни воюют там, где наиболее горячо.
Но вернемся в ноябрь 2023 года, когда после «учебки» в Луганске и подготовительных действий перед бойцами, в числе которых был и Александр – номер расчета гранатомета, встала задача взять квадрат 100 на 100 под Артемовском (укр. Бахмут).
–Мы ехали на задание весело, под музыку, орали песни. Много смеялись, потому что грузиться и грустить в такой ситуации совсем не к месту. Нашей целью было зайти, зачистить территорию и закрепиться на ней. Мы были настроены стоять до победного. Так и вышло. Штурм начали в 6 утра. Только зашли в бассейн – меня контузило: перевернуло, оглушило, но я не намерен был сходить с пути, оклемался. Мы в схватке вместе с «Левшой», лучшим моим боевым другом (он погиб в том бою), отработали из гранатомета довольно быстро. Когда все снаряды кончились, держали позиции, поскольку противник лез по всему периметру.
В три часа дня рядом с Александром упала минометная кассета. Увидеть ее он успел, отскочить – нет. Все левую сторону тела бойца посекло осколками. Забегая вперед, скажу: Александр так и живет с ними в плече, в боку, в сердце. «Трехсотых», кто мог идти, эвакуировали. Александр же с пробитым легким вместе с раненым товарищем остались в блиндаже дожидаться транспортировки.
–Ко мне бойцы с нашего взвода прибегали, узнавали, как я, помогали чем могли, обрабатывали раны. Я все время лежал, а наутро решил присесть покурить. Ровно в тот момент, когда я присел, и голова моя оказалась в 10 сантиметрах от крыши блиндажа, по нему отработали минометом так, что бетонный блиндаж подкинуло. И вот я снова лежу, голова в крови. Кое-как перебинтовался. И, знаете, прекрасно понял поговорку: «Курение – убивает» (смеется). Курить бросил, кстати.
Четыре километра израненный Александр пешком вместе с группой эвакуации добирался до квадроцикла, на котором его доставили в госпиталь. На рентгене уверенно сказал: «Стоять смогу, шел же» – и тут уж упал без сознания.
Подлечившись, Александр вернулся в войсковую часть, ходил в наряды, ездил в командировки. Привозил к месту службы новобранцев и доставлял домой ребят, которые погибли на СВО. Когда обследования показали – отвоевался, командир уговаривал Александра остаться служить в части, но дома ждали маленькие дети. Боец вернулся на Бор, хочет получить образование и пойти служить в полицию или военкомат.
–Мне все говорят: «У тебя осколок в сердце, надо поаккуратнее быть, ты можешь умереть». А смысл сидеть и бояться смерти? Когда свыше дано, тогда мой черед и придет. Я вот мотоцикл себе новый купил. С одиннадцати лет за рулем. Скорость обожаю, гоняю по лесам. Мотоцикл мне и адреналин дает, и спокойствие. Потому что, когда за рулем, я больше ни о чем не думаю.
В копилке наград Александра – орден Святого Георгия IV степени и медаль «Участнику специальной военной операции». А в сердце – ни капли сожаления и уверенность, что каждый шаг был верен.
Ольга Кадыкова,
фото автора

Лента новостей