О ЛЮДЯХ

Ирина Масанова:«Я была рада, что осталась жива…»

27 сентября состоялась ультрагонка из Афин в Спарту Spartathlon. Участники преодолевали 246 км легендарного пути Фидиппида. Лучшей среди российских бегунов стала Ирина Масанова (Бор), которая завершила гонку за 28 часов 17 минут 32 секунды, упустив победу на последних километрах дистанции.

Если окунуться в историю Спартатлона, то эта историческая гонка на ультрадлинную дистанцию в 246 км проходит в сентябре каждого года в Греции. Это один из самых сложных забегов в мире. Спортсменов Спартатлон привлекает из-за его уникальной истории и необычной трассы. Марафонская битва, произошедшая в 490 году до нашей эры, является одной из самых известных в мировой истории. Все началось с Геродота и его «Отчета о битве при Марафоне». Великий историк античности много лет спустя описал детали битвы и упомянул о подвигах Фидиппида, афинского воина, посланного, чтобы заручиться помощью для подкрепления скудных афинских сил против предстоящего вторжения. По словам Геродота, Фидиппид прибыл в Спарту на следующий день своего отбытия из Афин.
Маршрут проходит по грубым дорожкам и грязевым тропам (в Греции в это время часто идут дожди), пересекает виноградники и оливковые рощи, поднимается по крутым склонам холмов и, что самое сложное, предполагает восхождение на 1200 метров на гору и спуск с нее ночью в темноте. Эта гора с огромными валунами, покрытая кустарниками, считается той самой, на которой, как говорят, был Фидиппид.
– Физически было очень тяжело. Во-первых, слишком большой набор высоты, – рассказывает Ирина Масанова. – Там постоянно бежишь то вверх, то вниз, и это очень большая нагрузка на мышцы ног, они быстро устают. Во-вторых, очень высокая температура – порядка 38 градусов. Я не знаю, сколько было на солнце, но ощущение такое, что тебя зажаривают на вертеле, особенно с левой стороны. Левая рука и нога будто запеклись, и казалось, что кожа покрывается корочкой. Ноги «сварились», и к 60 километрам они опухли, на подошвах отошла кожа, пальцы уперлись в носок. Конечно, были шикарные виды на море, горы, но солнце адское, и постоянно на такой жаре находиться очень тяжело, благо на пунктах питания можно было остановиться, попить воды и набрать лед в кепку. Его засовывали везде, куда можно.
Ирина очень долгое время лидировала, но за 20 км до финиша многих удивило, как отрыв в 2 минуты на одном из последних чек-поинтов от ближайшей преследовательницы превратился в плюс час на финише. Что-то пошло не так с борской бегуньей, которая резко сбавила темп бега…
– Примерно за 25 километров до финиша мне организм сказал: «Все, хватит!», – вспоминает Ирина.– Я поняла, что не могу больше ничего из себя выжать и не могу сделать следующий шаг, потому что все очень болит: голова, руки, ноги отказывают… Все! И ты понимаешь, что можешь просто потерять сознание. Но я приняла решение не сходить с дистанции. Оставалось 25 километров, и лимит 36 часов был у меня в запасе. Я оставшиеся километры шла пешком по мере своих возможностей. В обычной жизни ты себя не заставишь в такой ситуации ходить, но там надо было дойти до финиша. Я уже понимала, что первое место не удержу. Но старалась по возможности, хотя бы мелкими перебежками, отдыхая на пунктах питания, как можно скорее преодолеть эти 25 километров, чтобы зацепиться и не совсем опозориться. И я просто пошла пешком. Шаг за шагом. Да, это было адски больно. Но я шла и шла. Потом на спусках даже трусила, шваркая ногами по асфальту. В горки шла. Не плакала. Не горевала. Не жалела себя. Я приняла эту боль, мне нужно было пережить бой, вот и все. И когда прошлогодняя победительница, венгерка Сюзанна Мараз, меня догнала, у нее не было радости на лице. Ей самой было тяжело. Я поняла, что она мне реально искренне сочувствует, потому что в таком забеге все становятся близкими и родными. Мы не были соперницами, потому что главная наша цель – дойти до финиша, дотронуться до ступни Леонида и понять, что ты преодолел себя, этот путь, и, если бы ты был Федиппидом, ты бы смог добежать, собрать войско и выполнить свою миссию.
На финише Ирина Масанова была второй. Это было счастье, увидеть статую Леонида и дотронуться до ступни!
– Что я почувствовала? Облегчение – оттого что мне не надо двигаться и я могу расслабиться, присесть, прилечь… Не было ощущения победы… Нет, просто я была очень рада, что это закончилось, что я жива и что у меня на месте руки, ноги и все остальное… А сейчас отдыхать, отдыхать и отдыхать…
Больше двух недель прошло с момента финиша Ирины Масановой. Раны и мозоли у девушки постепенно заживают, ноги восстанавливаются. Она еще не бегает, но уже мечтает о будущих победах.
– Я надеюсь, что начну бегать на следующей неделе, а по поводу дальнейших планов – пока не знаю, но в следующем году, наверное, придется брать реванш, потому что все говорят: «Давай, очень здорово! Круто! Мы все за тебя болели». Люди из разных стран, разных национальностей, цвета кожи говорили: «Ты молодец! Ты такая красивая!» Организаторы говорили, что ждут с победой. Поэтому, думаю, придется вернуться уже с поддержкой. Я ехала на Спартатлон с расчетом и надеждой, что мое имя появится на этой стеле. Не вышло. Значит, в следующем году придется его выбить. Я хочу, чтобы среди списка победителей было написано: «Ирина Масанова, Российская Федерация, победитель Спартатлона!»
Игорь Никитаев,
фото из личного архива И. Масановой

Лента новостей