РЕЛИГИЯ
Молитва под куполом неба
Среди Руси стоит село Развилье.
Для души твоей есть два пути.
Для того родился ты на свете,
Чтобы выбрать, по которому идти…
Полный текст этого стихотворения одной из прихожанок храма во имя Преподобного Симеона Столпника может прочитать каждый, кто посещает службу.
Синее небо вместо купола, березки на старинной кирпичной кладке, каменный пол, заботливо устланный соломой. Так сейчас выглядит старинный храм во имя преподобного Симеона Столпника.
Хранитель истории
Жители села Развилье с 2006 года медленно и с верой на помощь Божию восстанавливают старинный храм. Он был построен примерно в 1666 году, а само село Розвилье появилось несколькими годами раньше – в 1651 году. Эти сведения отражены в ценном историческом документе – переписной книге новым деревням и починкам Заузольской волости 8 июня 7174 г. (1666 г.) писцов Богдана Жедринского да подъячего Киприана Васильева. Название «Розвилье» поселению дали благодаря приметному дереву с раздвоенной кроной, что росло в лесу у реки Поржмы, где и была основана деревня. Чуть позже село начали называть Развилье, что и стало основой для предположения, что топоним произошел от разветвления дорог.
Деревянную церковь, построенную в 1763 году, вновь освятили в честь преподобного Симеона Столпника, а вот колокольни не было, потому что на ее строительство не хватило денег, пожертвованных «доброхотными дателями». Колокола вывесили просто на деревянных балках. В 1847 году отстроили новую двухпрестольную деревянную церковь на каменном фундаменте, с приделом в честь святого Тихона Армафунтского.
Новая двухпрестольная церковь 21 июня 1893 года полностью сгорела в сильном пожаре, а большинство колоколов расплавились. И только в 1904 году в Развилье на средства нижегородского мещанина Алексея Сергеевича Матвеева начали строить церковь с каменным фундаментом. Глину для кирпичей выдерживали год, а раствор для каменной кладки замешивали на куриных яйцах. Их на подводах привозили местные жители. Строительство было довольно долгим, только через 10 лет начали возводить каменную колокольню высотой восемь метров, а закончили работы только к 1924 году.
В 1909 году в Развилье открыли церковно-приходскую и земскую школы, церковь и ее служители играли важную роль в в сельском приходе. Например, в 1915 году в Развилье организовали промыслово-кредитное товарищество, его председателем был священник Иван Григорьевич Яворский. Церковно-приходские школы в это же время открыли еще в двух деревнях – Ежове и Опалихе, где Иван Яворский преподавал Закон Божий.
–Открытым храм был до 1937 года, пока все церкви уже не закрыли. В нашем храме после разорения Дивеевской обители с 1929 года нашла приют и кров дивеевская инокиня Марфа Тестова. Она жила вместе с монахиней Анастасией Милюковой в сторожке при церкви. Главным занятием матушек было чтение в храме и молитва. Местные жители относились к монахиням с большим уважением, спрашивали совета, помогали женщинам деньгами и продуктами. Вот у нас на стене храма находится икона с изображением преподобномученицы Марфы. А в селе Воробьево поселилась младшая сестра Марфы, инокиня Пелагия, – рассказывает Игорь Логинов, прихожанин храма во имя преподобного Симеона Столпника. – Марфа и Пелагия были арестованы 18 ноября 1937 года за якобы контрреволюционную деятельность и отправлены в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь, где обе погибли от болезней и непосильного труда. Инокиня Марфа умерла 26 апреля 1941 года, а ее сестра – 3 ноября 1944. Марфа и Пелагия Тестовы в начале двухтысячных были причислены к святым новомученицам.
Доброе дело для души
Храм в селе Развилье после 1937 года стоял закрытым, в здании устроили хранилище зерна.
–В 70-е годы прошлого века рухнули все своды, тогда церковь забросили, заколотили просто. Когда мы здесь появились (это было в 2006 году) мусора было – выше человеческого роста. Два года мы выносили ведрами мусор из этого храма, а потом потихонечку начали восстанавливать. Начали с креста колокольни, его восстановили своими силами. Так как средств не было, учились сперва на черном железе. Потом брали дорогое и делали уже капитально. Так закрыли на колокольне все элементы крыши, – говорит об этапах реконструкции храма Игорь Логинов.
Мы разговариваем с Игорем Александровичем и протоиереем Александром Бухвостовым, настоятелем храма, внутри здания. Повсюду расставлены в импровизированных вазах букеты цветов. Ощущения – удивительные, в стенах этого старинного здания вдруг понимаешь, что тебе хорошо и спокойно. На стенах храма – иконы в деревянных окладах. В начале прошлого века иконостас в храме во имя преподобного Симеона Столпника отличался редкой красотой – иконы были вышиты бисером. Но, к сожалению, они не сохранились. Несмотря на то что куполом храма пока служит небо, везде в помещении потрясающая чистота. Прихожане заботятся о своем храме. Перед началом разговора мы попали впросак: по незнанию мы поставили машину у здания храма, а делать этого было нельзя – здесь находится старинное кладбище. Местные жители тщательно оберегают покой ушедших в иной мир и в храм идут по небольшой тропинке.
Вместе с прихожанами храма во имя преподобного Симеона Столпника начал восстанавливать храм и протоиерей Александр Бухвостов, назначенный сюда настоятелем в августе прошлого года.
–Задачи поставлены такие, чтобы законсервировать храм от разрушения. В прошлом году мы закрыли алтарную часть, даже, можно сказать, капитально сделали ее. Здесь постоянно идет молитва, прихожане молятся мирянским чином, а торжественная Литургия совершается раз в год – 14 сентября, на День памяти Симеона Столпника, – рассказывает отец Александр.
Работы по восстановлению храма в основном проводятся местными жителями на благотворительной основе, если какие-то работы своими силами выполнить невозможно, то приглашают специалистов. Пожертвования на строительство поступают в основном от местных жителей, людей в возрасте от 60–70 лет. Жителей мало, зимой в Развилье остается не больше двадцати человек, другие деревни зимой пустуют. Реконструкция идет медленно, но люди не унывают и продолжают понемногу восстанавливать храм.
–Жители очень позитивно настроены. Для них храм – как душа для человека. Человек не может без души, так же как и жители – без храма. Люди приходят, когда я совершаю здесь молебны, панихиды служу, Божественные литургии. Настрой у них добрый, благочестивый, – продолжает рассказ о восстановлении храма в Развилье отец Александр Бухвостов.
Работы предстоит еще немало. В ближайших планах – очистить привезенную древесину и установить леса. В строительстве принимают участие все жители села, каждый с радостью идет помогать. А у Господа прихожане просят только одного – спасения души.
–Вообще, наша жизнь нужна для вечности. Господь и создал нас для вечности, для спасения души. Это самое главное, для чего мы здесь, – чтобы быть Его детьми в вечности. За этим и храм строим. Не ради храма, а чтобы люди спасли через молитву в храме душу, – с надеждой говорят прихожане.
Елена Калашник, фото: Сергей Барышев
* * *
Симеон Столпник жил в V веке.Как монах, 37 лет провел в молитве на столпе близ сирийского города Алеппо. Святой прожил больше 100 лет и ушел из мира живых во время молитвы. В богослужении, посвященном святому Симеону, его называют «небесным человеком, земным ангелом и светильником Вселенной». Преподобный своим примером вдохновил немало последователей. Среди известных русских столпников – преподобный Серафим Саровский, который 1000 дней, стоя на камне, молился Богу