РЕЛИГИЯ

Скажите, батюшка… «Развенчайте нас!..»

Браки распадаются по разным причинам, и развод – ​это всегда травмирующий процесс не только для мужа с женой, но и для их детей, если они есть, и для остальных членов семей с обеих сторон. Еще сложнее, когда брачующиеся венчались и, расставаясь, считают, что можно «развенчаться». Но так ли это? Об этом нам расскажет протоиерей, помощник благочинного Борского округа по делам молодежи, клирик Борского благочиния Николай Алясов.

– Отец Николай, на самом ли деле так легко развенчаться?
– На Руси издревле существовала пословица «Повенчает поп, развенчает гроб!». В Священном Писании мы слышим слова Христа, который говорит совершенно четкий тезис, что не может человек добровольно разводить чей-то брак. Так случилось, что по нашим каким-то слабостям, нашим чаще всего глупостям, по нашей гордыне (а в основе всех наших проблем как раз лежит она в разных ее проявлениях) человек теряет семью, теряет то состояние брака, к которому когда-то пришел. Церковь, которая, разумеется, не хочет погибели человека, пытается ему помочь, долго убеждает в том, что нужно воссоединиться, пытается объяснить, что это неправильно. Но бывают случаи, когда уже все сделано, и у второй половины появился новый брак, появилась новая семья. Тогда мы, естественно, говорим только одно: ​мы не разводим никого, а только констатируем, что брак распался. Специального обряда расторжения церковного брака нет. Вот, собственно, ответ относительно понятия, которое было вообще употреблено относительно развенчания, хотя такого понятия в церкви не существует.
– А как быть, если люди долго живут в зарегистрированном браке, один из супругов воцерковлен, но венчаться не хочет?
– Если человек якобы воцерковленный отказывается от Таинства венчания, от возможности вступить в благословленный брак – ​церковный брак, в этом нет абсолютно ничего удивительного. Почему? Мы ведь не знаем, что движет человеком, когда он дает отказ. Может, он считает себя недостойным принимать такой подвиг венчанного брака, возможно, сомневается в каких-то началах веры. Мы также не можем говорить о том, что для женщины, которая хочет повенчаться, невенчанный бракэто губительный брак, потому что брак невенчанный блудом не является. Блуд – ​это незаконное сожительство людей.
А в нашем случае мы говорим о том, что люди живут в браке, о том, что у них есть официальные, зарегистрированные отношения, которые тоже являются браком. Но у них нет благословения церковного. Венчание – ​это церковный брак. Если говорить очень глубоко, то венчание нужно не для того, чтобы прийти в храм, пройти эти все моменты, чтобы все молитвы были прочитаныГлавной задачей церковного брака является то, что оба супруга после этого должны друг другу помогать. Но! Помогать не в плане покупки машин или покупки нового жилья, а помогать в плане духовного совершенствования жизни с Христом. В Священном Писании есть слова: «Друг друга тяготы носить, так и исполните закон Христов». И вот это как раз важнейшая вещь – ​поддержка немощи другого человека, чтобы не помешать ему в деле спасения, а не чтобы быт устраивать. Это немножечко разные вещи. Венчание и подвиг венчанного брака – ​это как раз труд крестоношения немощей другого человека.
Елена Калашник

Лента новостей