ОБЩЕСТВО

У каждого ребенка должно быть детство

Как школьники будут сдавать экзамены? Когда будет получено разрешение на временное пребывание? Куда взрослым можно устроиться работу? Когда придет единовременная помощь 10 тысяч рублей? Самые разные вопросы задавали вынужденные переселенцы с Донбасса депутату Госдумы Артему Кавинову и главе местного самоуправления городского округа г. Бор Алексею Боровскому. Они посетили жителей Донецкой области, которые сейчас находятся в пункте временного размещения в Борском городском округе.

Они волнуются, смеются и плачут, очень много спрашивают и стремятся рассказать о себе. Особенно дети. 36 детей, из них 15 школьников, учатся жить вдали от дома, но под мирным небом. Они пару дней, как пришли в новую для себя школу. Кто-то вписался в новые реалии, у кого-то в глазах плохо скрываемые слезы – ​новичкам часто непросто вливаться в слаженный коллектив.
На днях многие дети отправятся отдохнуть в круглогодичный лагерь в Городецком районе, там же будут и учиться. А взрослым предстоит решать взрослые вопросы с потенциальными работодателями и прочими нужными специалистами.
– С первых дней у нас постоянно проходят разные встречи с участием представителей структур, которые помогают решать вопросы наших гостей, – ​объясняет Алексей Боровский. – ​Дети учатся в Каликинской школе, ходят в детсад там же, в Каликине. Доставляет их школьный автобус. Нам важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно и были уверены в завтрашнем дне. А мы будем обеспечивать их всем необходимым.
– Люди встревожены, у них много вопросов, которые мы записали, и я обязательно приеду еще раз с готовыми ответами, – ​говорит Артем Кавинов. – ​Мы стараемся, чтобы люди чувствовали себя здесь не как вынужденные переселенцы, а как гости нашей нижегородской земли, чтобы они забылись, познакомились с Нижним Новгородом. Министерство культуры Нижегородской области приготовило для них прекрасную программу с посещением театров и музеев. При подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода у нас появилось немало точек притяжения, которые, я думаю, останутся в памяти всех, кто сюда приехал, особенно детишек. И я надеюсь, когда они вырастут, и Борский округ, и Нижний Новгород будут ассоциироваться у них с добром, весной, улыбками, хорошими и добрыми людьми, которые оказались с ними рядом в эти дни.
Четыре поколения слышат взрывы
Четыре поколения одной семьи. Вера, ее дочь Лена, внучки Кристина и Ира, правнучка Настя приехали из города Дебальцево Донецкой области. Ире – ​7, Насте – ​5. Они веселятся. Сотрудники Центра культуры «Октябрь» здесь организовали небольшой праздник – проводы зимы, с играми и блинами.
Спрашиваю Кристину, маму Насти:
– Люди все же в тревоге. Как Вы считаете, праздник сейчас уместен?
– Да, потому что это возможность для наших детей хоть чуть-чуть забыться. Приятно видеть, что они радуются. Спасибо за эту возможность.
Бабушка Вера смотрит на семилетнюю внучку Иру, которая уже второй раз убегает с родины со своими родными.
– В 2015 м, когда девочке было четыре месяца, нас начали бомбить, мы сумочку бегом собрали да тикать. Через три месяца вернулись – окон в доме нет, ну потихоньку восстановили, порядок навели и стали как-то жить. И вот мы снова бежим. Я в чем стояла, в том сюда и приехала. В сумку только детям по паре колготок да кофточек покидали. Здесь нам помогли: встретили, разместили на проживание, кормят, выдали вещи. Спасибо! Мы сыты, одеты, ​обуты. Сегодня привезли портфели и канцтовары. Спасибо всем большое за гостеприимство. Но мы очень хотим домой.
Сердце рядом с сыном, на Донбассе
– У моих сыновей не было детства. Они не знают, что такое беззаботно бегать, резвиться, играть, построить шалаш и заночевать в нем, как я маленькая, например, – ​рассказывает Анна из Донецка. – Мы живем в Петровском районе, на окраине города. И у нас, так же как в Куйбышевском и в Киевском районах Донецка, с 2014 года война не останавливалась.
У Анны в Донецке остался сын Артем. Ему 18 лет – ​призывной возраст. Но пока, говорит Аня, таких молодых, неподготовленных пацанов в Донецке не призывают. Артем волонтерит в кол-центре круглосуточной линии по вопросам выезда женщин и детей из Донбасса.
Анна приехала на Бор с младшими сыновьями Ярославом (ему 9) и Дмитрием (ему 12) и веселым псом Леви. Дима помнит себя с четырех лет. С тех самых дней, когда в 400 метрах от его дома упала авиабомба, с тех самых дней, когда украинские войска из градов обстреливали поселок. С тех самых дней, когда они с мамой и братьями две недели жили в подвале.
– Мне было очень страшно, – ​говорит Дима. – ​Я помню, как мы ночевали в подвале. Я помню, как рядом все время стреляли. Не только тогда, когда я был маленький. Всегда. Иногда больше, иногда меньше. И когда мы совсем недавно ехали в Россию, кругом тоже стреляли. Мне сейчас нравится здесь жить: спокойно, кормят вкусно. И в школе приняли хорошо. Я отстаю немного: всего полтора месяца проучился в этом году –то ковид, то обстрелы. Но я стараюсь, что непонятно – спрашиваю. Но больше всего на свете я хочу, чтобы у нас дома все было спокойно и мы вернулись.
– Конечно, все эти годы я стараюсь оградить детей от лишних переживаний, не забивать им голову. Начинается обстрел – я внимания не заостряю, включаю погромче телевизор, – ​говорит Анна. – ​Но война глубоко засела в каждом из нас, и когда она выстрелит, какими заболеваниями, какой может случиться психологический срыв у любого из нас, неизвестно. К нам приезжают сюда психологи, я очень хочу, чтобы они поработали с детьми. С конца 2015 года украинские военные еще как-то придерживались минских договоренностей и не использовали тяжелое вооружение. Мирные люди все равно страдали и гибли, но жить было как-то уже не так страшно, мы попривыкли, если к этому можно привыкнуть вообще. А с начала февраля обстрелы стали все чаще и уже из чего-то тяжелого, мы по звуку за эти годы научились чувствовать разницу. К середине месяца стреляли уже каждое утро и каждый вечер. Восемнадцатого февраля я отправила детей ночевать в соседний район, где потише, а сама слушала эти беспрерывные обстрелы и решила: так больше жить мы не можем.
На следующий день Анна с младшими уехали, а дома продолжились обстрелы.
Многие знакомые остались там. Из семей одноклассников Димы и Ярослава выехали из Донецка только они и еще одна семья. Одноклассники и друзья парней не учатся. Одна школа стоит без крыши, окон и дверей, остались одни стены. В ту, в которой учились парни, тоже недавно прилетел снаряд. Досталось в районе и частному сектору. Многоэтажка Анны пока цела. Сын и соседи делятся сводками из прифронтового Петровского района: они уже десять дней живут без воды.
– Здесь очень радушные, приветливые люди, и нам, конечно, приятно, что о нас заботятся, что мы не одни в этом мире. Все вопросы, которые у нас возникают, решаются, без внимания мы не остаемся. Администрация, волонтеры привозят одежду, средства гигиены и что кому еще нужно персонально. Огромное спасибо всем, кто неравнодушен к нашей беде, – ​благодарит Анна.
Ольга Кадыкова,
фото автора

Лента новостей

Ждем открытия!

03.10.24 14:14