ОБЩЕСТВО

Гармонь без имени. Возможны две причины

В России довольно хорошо изучен гармонный промысел в Тульской, Саратовской, Кировской и Вологодской областях. В Нижегородской области на данный момент очень скромные изыскания в этой области. Бор интересен тем, что почти половина всех музыкальных мастеров Нижегородской области проживали в нашем маленьком городе, расположенном поблизости от областного центра.

Сын одного из местных гармонных мастеров рассказал, что в городе Бор кустарные гармошки изготавливали и ремонтировали 150 мастеров. После 10 лет поисков в моем списке 94 гармонщика. Откуда же возникла эта легенда о 150 мастерах?
Говорят, что был среди борских музыкальных мастеров один злобный ремесленник. Он позавидовал успехам в изготовлении и сбыте гармоней некоторым своим коллегам по промыслу и от бессильной зависти сдал всех мастеров финансовым инспекторам. Возможно, что в списках кляузника были указаны 150 мастеров.
Я неоднократно пыталась найти в Борском архиве этот бесценный для истории кустарного гармонного промысла донос.
Последняя моя попытка разыскать этот интереснейший документ не увенчалась успехом, но были найдены записи о величине штрафов кустарей-гармонщиков. Так, кустарь Петр Иванович Вешкарев (1913–1994), проживавший в центре г. Бор, на ул. Ворошилова, был оштрафован 2 декабря 1966 года на 50 рублей за «ремонт и реставрацию гармоней». Если бы инспекторы узнали, что Петр Иванович еще и изготавливает гармоники и баяны, то наверняка штраф был бы гораздо больше.
В аналогичных финансовых документах за 1971 год есть сведения о штрафе в 25 рублей, выписанном музыкальному мастеру Михаилу Ивановичу Сторожеву (1927–2006), проживавшему на ул. Юрасовской, за «изготовление гармоней с применением цветных металлов».
Я предполагаю, что старательное исполнение своих обязанностей финансовыми инспекторами является причиной того, что часто на правой половине корпуса борской кустарной гармоники нет фамилии музыкального мастера. Например, изготовив гармонь в 1965 году своему другу и соседу Н. Ф. Ганюшину, борский гармонщик Борис Григорьевич Пичугин (1934–2022) сделал на правом полукорпусе скромную надпись: «На память».
В документах Борского исполкома (1961 г.) нашлось следующее распоряжение: «Обязать Горфинотдел / т. Барбинова / улучшить работу по выявлению лиц, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, привлекая их к обложению подоходным налогом».
Второй причиной наличия на рынке безымянных кустарок, думаю, является артельный способ изготовления гармоней. Так, планки для всех гармонщиков Бора, за исключением семьи Пичугиных, пробивал Сергей Бербасов. Два голосовика (Владимир Горащенков и Геннадий Ядров) клепали голоса на планки многим борским мастерам. Меховщица Нина Ситова изготовила меха для большого числа борских гармошек.
Людмила Танских

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28