ОБЩЕСТВО

Выжить в немецком плену

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Эта дата выбрана в память об интернациональном восстании узников концентрационного лагеря Бухенвальд, которое произошло 11 апреля 1945 года.

Существование фашистских концентрационных лагерей, лагерей смерти – одна из самых страшных страниц мировой истории. Миллионы узников были убиты, погибли от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, голода, тяжелого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Родителям Екатерины Ильиничны Станченковой, которая родилась в немецком плену, удалось выжить. Как и ей самой. Она и рассказала нам о том, что пришлось им всем пережить.
Год рождения – 1943-й. Место рождения – Германия, Хорнебург. Этого факта, что зафиксирован в паспорте Екатерины Ильичны Станченковой, она стыдилась долгие советские годы, а ее родители хранили тайну – свою и дочери – от посторонних. Уроженец Ковернинского района Илья Семенович Рябков и жительница Орловской области Мария Ефимьевна Никулина – родители нашей героини, познакомились во время войны.
– Мама моя жила в деревне Долбилово в Орловской области, немцы оккупировали эту территорию, а папа служил сапером, оказавшись в окружении, скрывался в их деревне. Осенью 1942-го года немцы устроили в деревне облаву и стали угонять всю молодежь в Германию. Ну и нашли отца… Мама уже мной беременная была. В итоге обоих отправили в концлагерь, в Германию. Везли в вагонах. Как кашу людей грузили – женщин и беременных, и с детьми. Все кричали, плакали… Их с отцом везли раздельно, а в лагере они снова встретились. Это было в 1942 году, а я родилась в 1943-м.
В концентрационном лагере родители Екатерины Ильиничны пробыли несколько месяцев, после чего один из немцев забрал их к себе в качестве рабов. Мама Екатерины Станченковой работала на скотном дворе, папа ходил за лошадьми – пас их и заготавливал корма.
– Мама рассказывала мне о таком случае. Как-то отец ехал с поля и увидел, что немцы топят в болоте евреев, загоняя их в трясину. Отец подошел и сказал: «Что вы делаете? Это же люди живые!» – «Ну, я с тобой посчитаюсь!» – ответил фашист. После чего папу привязали к хвосту лошади, а та протащила его по всей деревне. Он еле живой остался, мама его с трудом выходила, лекарств-то никаких не было…
Подрастала маленькая Катя, лежа в корыте, в котором скотине корм подают, пока мама и папа выполняли свою тяжелую работу. Чем их кормили, мама особо не рассказывала, говорила только, что перепадали им иногда остатки с хозяйского стола, даже молоко для маленькой Кати в редком случае.
Но любовь победила плен. И когда весной 1945 года пленных освободили советские солдаты, мама маленькой Кати была беременна вторым ребенком. Сын появился на свет уже на родине. А позже у супругов родилось еще восемь детей! Семь сыновей и три дочери очень дружны и с большим удовольствием и сегодня собираются вместе. Вспоминают заботливую и веселую маму и трудолюбивого отца – председателя колхоза. Родители же о своей жизни в Германии до самых 90-х годов не рассказывали.
– Мама и папа очень долго вообще ничего про плен нам, детям, не говорили. А мама даже фильмы про войну смотреть не могла. Когда уже брат в армию собрался, он у папы спросил: «Когда вас в плен забирали, куда же ты партийный билет дел?» А отец и ответил: «Некуда его девать-то было. Я долго думал, что делать, да и съел его». На этом все разговоры в семье на долгие годы были закрыты. Я даже когда в школе училась, никто не знал, что мои родители были в плену, а я там родилась. Когда на фабрике работала, меня хотели в комсомол принять, а я говорю: «Нет, я не достойна». А о том, что я родилась в плену, рассказала только когда на пенсию собралась.
Каждый год 9 Мая Екатерина Ильинична вместе с семьей обязательно участвует в городском праздничном шествии. И смотрят с портретов на потомков, «шагая» в Бессмертном полку ее родители – Илья Семенович и Мария Ефимьевна, прошедшие и ужасы концлагеря, и рабство, но несдавшиеся и несломленные.
Ольга Кадыкова,
фото автора

Лента новостей