РАЗНОЕ

Федор Шаляпин: «Мое место – у буфета!»

«У нас на Волге жрать умеют! У бурлаков я ел стерляжью уху в два навара. Так вот, Витте и все, которые с ним, в орденах, лентах, такой, брат, ухи не едали! Хорошо здесь!» – так Федор Иванович Шаляпин угощал икрой известного русского художника Константина Коровина.

Великий русский певец Федор Шаляпин, музыкальный гений, благотворитель, кутила, гуляка, любитель женщин, отец девятерых детей, был личностью масштабной. Все, за что принимался Федор Шаляпин, он делал с широким русским размахом. Бог одарил этого человека немалым количеством талантов: певец был незаурядным художником, скульптором, карикатуристом. Федор Иванович славился как выдающийся оперный режиссер, искусный дирижер. Обладал Шаляпин даром рассказчика, был наделен литературным талантом. Его перу принадлежат две книги-автобиографии, стихотворения, рассказы и фельетоны.
Знаменитый бас очень любил и поесть. Большой во всех смыслах гурман, Шаляпин ценил простую русскую кухню, но немало на своем веку отведал и изысканных блюд. Чем же Федор Иванович любил откушать, расскажем с удовольствием.
Вкусная «мура»
Ф.И. Шаляпин родился в бедной семье в Казани. У Шаляпиных было шестеро детей, но только Федор и его брат Василий смогли дожить до взрослого возраста. Семья жила впроголодь, есть досыта будущий великий певец мог далеко не каждый день. Мама пекла на продажу пироги с рыбой и ягодами, но детям строжайше было запрещено даже подходить к ним. В своей книге «Страницы из моей жизни» Федор Иванович вспоминал:
«На заработке отца построена вся наша жизнь. Это на его деньги мать покупает огурцы, картофель, делает из ржаных толченых сухарей или крошеного черствого хлеба вкусную «муру» – холодную похлебку на квасу, с луком, солеными огурцами и конопляным маслом. И это на деньги отца мать торжественно делает раз в месяц пельмени – кушанье, которое я жадно люблю и которого всегда нетерпеливо ожидаю, хотя мне известно, что его можно есть только однажды в месяц, «после 20-го».
Соседские мальчишки уговаривали юного Федю совершать набеги на чужие огороды, где голодные пацаны воровали репу и огурцы, высыпали из зрелых коробочек семена мака и ели их. В 1881 г. Шаляпины переехали в Татарскую слободу. Здесь Федор начал подрабатывать – просушивал и выколачивал меха. За это мальчик получал аж целый пятак, после чего бежал в лавку и покупал халву. Лакомство он делил с братом Колей и сестрой Евдокией.
«Было забавно, когда эта странная штука крепко сцепит челюсти, а потом становится вязкой, как сапожный вар, и тает, наполняя рот молочной сладостью и маслом»  – вспоминал Шаляпин.
Возможно, голодное детство и могучее телосложение и были причиной того, что Шаляпин мог съесть большое количество разнообразной еды.
Большой гастроном
Федор Иванович, даже когда стал знаменитым певцом, всегда сохранял верность своим любимым русским кушаньям. Он обожал стерляжью уху а к ней – свежеиспеченные калачи, пироги с визигой. Не отказывался Федор Иванович и от белуги под хреном, брусничного варенья. Но больше всего Шаляпин любил свежепросоленную икру. Художник Константин Коровин вспоминал, как однажды в Ярославле певец решил поесть свежей икры прямо в рыбной лавке. Лавочник тут же выгреб икру ложкой из распотрошенного при покупателях осетра, поставил миску с икрой и соль перед Шаляпиным, подал калачи.
Любил Шаляпин полакомиться икрой, и проживая в Москве. После бани певец заезжал в булочные «короля московских булошных» Филиппова, покупал баранки и, конечно, калачи. В рыбной лавке Федор Иванович просил отвесить ему два фунта (около килограмма) паюсной икры. Приехав домой, Шаляпин надевал халат, уютно усаживался у горячего самовара, разогревал баранки и калачи на самоварной конфорке и сьедал все до последней икринки и крошки, постепенно опустошая самовар.
Молодого и уже широко знаменитого Федора Шаляпина постоянно приглашали на обеды в богатые дома. Крестьянин по паспорту, Федор Иванович никогда не считал себя барином, манерам поведения за столом обучен не был и часто терялся за щедро накрытым столом с неизвестными ему блюдами. За обучение Шаляпина прекрасным манерам взялся его первый и единственный учитель пения Д.А. Усатов. Он намеренно приглашал своего гениального ученика к правильно накрытому столу, чтобы отобедать вместе. Шаляпин признавался, что нередко попадал в курьезные ситуации за столом:
«Подавались кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть. В тарелке с зеленой жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами».
Учитель заставлял Федора «сидеть за столом прямо, не трогать ножом рыбу». После Д.А. Усатова за совершенствование столового этикета Шаляпина взялись художник Михаил Врубель и композитор Сергей Рахманинов.
Имени Шаляпина
У Федора Ивановича Шаляпина была удивительная способность: везде, где проходили его гастроли, он оставлял после себя не только восторженные аплодисменты поклонников, но и блюда, названные его именем. В одном из самых старых и ужасно дорогих парижских ресторанов «Серебряная башня» в меню до сих пор подается «Утка по-руански», которую Шаляпину приготовили в 1929 году.
Покорил Федор Иванович и японцев, когда в 1936 г. давал 14 грандиозных концертов. Чувствуя себя уже неважно (через год у него обнаружат лейкоз, который и станет причиной ухода из жизни), Шаляпин не мог есть твердую пищу из-за сильной зубной боли, а сил для концертов требовалось немало. Тогда певец рассказал шеф-повару ресторана токийской гостиницы Imperial Hotel, как нужно приготовить стейк из говядины, чтобы он был мягким. Shaliapin Steak до сих пор считается одним из национальных японских блюд, в стране даже проводят ежегодные конкурсы по его приготовлению.
А вот американцы Шаляпина не порадовали. В 1930 г. на гастролях в США ему захотелось домашнего супа с курицей. Но когда кушанье торжественно внесли в зал ресторана на огромном серебряном подносе, Шаляпин весьма изумился.
«В совершеннейшей симметрии, – писал Шаляпин, – на подносе разложены изумительной скульптуры картошечки, лук-порей. В центре, как некий властелин на троне из сухарей, одиноко возлежал чудесно зажаренный, но маленький цыпленок, а по всему подносу плоско разлилась от края до края тонким слоем янтарная жидкость. «Это мой бульон, это моя курица! – с ужасом подумал я. – Варвары, варвары! Что вы сделали с моим Сочельником?»
В эмиграции Шаляпин тосковал по настоящей русской кухне. По воспоминаниям его дочери Ирины, Федор Иванович, обедая с ней в ресторане парижской гостиницы, воскликнул:
«До чего ж мне надоели все эти деликатесы и разные «птифуры». Поел бы я сейчас хороших щей с грудинкой, воблы и вятских рыжиков, а потом попил бы чаю с молоком… Да где уж тут!.. Пожалуй, топленого молока во всем Париже не найдешь!»
Зато со своим большим другом, писателем Максимом Горьким, Федор Иванович всегда находил, чего бы откушать. Отправляясь в гости к Максиму Горькому, Ф. И. Шаляпин всегда приносил любимое блюдо писателя – квашеную капусту с яблоками. Певец приглашал писателя на пельмени, которые готовил его любимый домашний повар Николай Хвостов. А Горький учил Хвостова печь казанские бублики. К сожалению, история не оставила нам сведений, чем же угощал архитектор Павел Малиновский в 1902 году у себя на даче на Моховых горах знаменитых гостей. Зато нам остался на память рецепт, записанный лично Федором Шаляпиным. Это неаполитанский соус к макаронам, которые Федор Иванович попробовал в миланском ресторане «Санта Лючия». Шаляпин лично перевел его с итальянского, который знал превосходно. И эту запись случайно в бумагах отца обнаружил его сын, знаменитый скульптор и живописец Борис Шаляпин. А сегодня попробуем приготовить стейк по шаляпинскому рецепту.
Ваша Стряпуха
Елена Калашник

Стейк «Шаляпин» (орфография автора сохранена)
Ингредиенты: 2 куска говяжьей вырезки по 150 г, 2–3 луковицы, 50 г масла сливочного и 50 г растительного, 3 ст. л. красного вина, 3 ст. л. соевого соуса, 1 ч. л. карт. крахмала.
Приготовление: Лук натереть на мелкой терке. Мясо обернуть пищевой пленкой и тщательно отбить. Покрыть стейки луковой кашей с обеих сторон и оставить в холодильнике на час. Разогреть на сковороде растительное и сливочное масло. Снять со стейков лук, посолить и поперчить мясо. Обжаривать лук до золотистого цвета. Затем обжарить стейки по 1–2 минуты с одной стороны. Накрыть стейк луком с обжаренной стороны и жарить с сырой стороны еще 1–2 минуты. Снять с огня. На той же сковороде довести до кипения вино. Добавить соевый соус. Загустить крахмалом. Получившийся соус подавать к стейкам.

Лента новостей