О ЛЮДЯХ

«Живите, люди, счастливо!». «Характер закалила война»

Год за годом уходит в прошлое одна из самых кровопролитных и вместе с тем памятных страниц истории нашего Отечества. Все меньше остается среди нас участников Великой Отечественной войны. Именно поэтому для нас особенно ценны их воспоминания о своей пусть скромной, но великой причастности к тем событиям, когда решалась судьба нашей Родины.

В этом году великий день 9 Мая будут праздновать вместе с нами шестеро земляков-​ветеранов. Кто-то из них уже отметил свой столетний юбилей, а кто-то приближается к нему. Их юность пришлась на страшные, суровые, холодные и голодные годы военного лихолетья, а достигнув восемнадцатилетнего возраста, эти юноши и девушки ушли на фронт. Их подвиг дал нам возможность жить, любить, творить и созидать. Мужество и самоотверженность Поколения Победителей – ​пример для всех нас. Низкий поклон вам, дорогие ветераны!
Николай Иванович Шатский
Более полутора тысяч человек ушли на фронт из Каликина. Вернулись домой только 920, в их числе и Николай Иванович Шатский.
Родился он в Тульской области в большой трудовой семье. Всего пять классов пришлось окончить Николаю. В шестой уже не попал: началась война, и поселок заняли немцы. У каждого дома было свое убежище: вырыта яма, а сверху – накат их бревен. Народ прятался туда от бомбежек. Заняв поселок, немцы обстреливали эти убежища из автоматов, искали солдат и партизан. Не гнушались и грабить население. По всем улицам были настроены виселицы, на которых казненные висели по неделе.
Однажды семье Шатских довелось заполучить ведро патоки. Как они были рады! Понес Коля в кастрюльке патоку на станцию, где работала сестра, чтобы попила она с патокой чайку. По дороге парнишку остановил немец, отобрал кастрюлю. Но этот эпизод меркнет перед другими картинами, что своими глазами видел мальчишка. Вот как ветеран вспоминает зверства фашистов:
– Собирали всех подряд! Смотрят: лысый – значит, солдат, чуть лохматый – партизан. И всех в кучу сводят. На станции была баня большая для водителей паровозов, они мылись там после работы. Помню, всех, кого отлавливали, днем собирали в эту баню. А рядом со станцией, недалеко, был большой карьер, там песок добывали. Ночью из этой бани людей выводили на бровку (обрыв карьера), ставили строем и расстреливали. Трупы падали вниз, их сверху песком засыпали и уходили…
В 1944 году немцев отогнали, и шестнадцатилетний Николай ушел на фронт. Всех ребятишек его возраста сразу же забрали в армию. Летом рядового Шатского отправили в Карелию, где он в составе отдельного стрелкового батальона строил дороги для прохода основных частей армии. Там они пилили лес и вывозили его на лошадях, выстилая лежневку. Это были тяжелые времена, не хватало ни еды, ни одежды. Военные строители сами возвели себе деревянную казарму длиной 200 метров. По краям – две бочки-печки. Так казарма отапливалась.
– Когда объявляли десант, нам давали продуктов на два дня. Очень хотелось есть, вот ты и грызешь сухарик. Старшие говорят: «Хватит жрать! Откуси и рассасывай сухарь-то, а не ешь его!..» А есть хочется страшно! Откусишь, а он сам проглатывается! За день съешь все, и на вторые сутки ничего не остается. Старики раз нам по шее – будешь, мол, знать, как надо питаться в окопе. Дадут свой сухарь – ешь, чтобы тебе до вечера хватило, – вспоминает ветеран.
В 1945 году Н.И. Шатский был награжден медалью «За победу над Германией» В марте 1951 года демобилизовался. Устроился на работу в Алексине, трудился на обрезных станках. В декабре 1954 года послали его на строительство РСП 17 (рельсосварочного предприятия), высадили ночью на станции Каликино. В то время он был уже женат. Приехали вдвоем. Кругом ни огонька, только где-то вдалеке – свет от одной электрической лампочки у сельского магазина. Поселились с женой в одной третьей части вагона. Табуретка, тумбочка, две полки – вот и вся мебель. Вечером натопят печку, а к утру в ведре замерзает вода.
Время шло, в 1965 году уже строили цех и дома. Когда у Шатских родился сын, достойные труженики получили трехкомнатную квартиру. Всего они добивались своим трудом. В 1975 году имя Н.И. Шатского было занесено в Книгу Почета предприятия.
В 1987 году Николай Иванович достиг пенсионного возраста, но, будучи на пенсии, работал до 2001 года. Заглянув в трудовую книжку ветерана, не перестаешь удивляться, сколько там наград и благодарностей. Ветеран Великой Отечественной войны считает, что именно военное лихолетье закалило его характер, а все невзгоды мирного времени можно пережить.
* * *
Николай Иванович Шатский:

«Все невзгоды мирного времени можно пережить. Главное - честно трудиться»
Лариса Толстых

Лента новостей

Любимый Бор!

16.05.24 13:46