ОБРАЗОВАНИЕ

Школа открытых сердец: дети с аутизмом сели за парты

Пока ни один ученый не может сказать, почему веселый, любящий играть малыш в возрасте примерно полутора лет вдруг начинает погружаться в себя: перестает откликаться на имя, не хочет играть, перестает ловить мамин взгляд. Все это может быть признаком сложного заболевания – аутизма. 2 апреля отмечался всемирный день распространения информации об аутизме.

Жизнь с аутизмом
«Если ты видел человека с аутизмом, то ты видел только одного человека с аутизмом», – говорят специалисты. Спектр проявлений данного заболевания настолько широк, что профессионалы говорят не столько об аутизме, сколько о расстройствах аутического спектра (РАС). Человек с аутизмом может обладать как высоким, так и средним или низким интеллектом, он может быть тихим или шумным, он может бояться тактильного контакта или стремиться к нему, аутизм может быть единственным расстройством или одним из длинного списка патологий. Единственное, что объединяет всех людей с аутизмом, независимо от степени их расстройства, – это неумение общаться и строить отношения с другим человеком.
Именно над решением этой проблемы – неспособностью к социальному взаимодействию – несколько лет работали специалисты центра социально-речевой адаптации и интенсивной помощи детям с тяжелыми нарушениями. Работали не одни, а в тесном сотрудничестве с управлением образования и, конечно, родителями детей с аутизмом. Один из методов, помогающий ребенку с РАС адаптироваться к этому миру, является обучение в ресурсном классе. Ресурсный класс предполагает, что ребенок с аутизмом будет посещать занятия вместе со своими ровесниками. Сколько будет этих занятий: одно или несколько – зависит от готовности самого ребенка. Находясь в обществе самых обычных (нормотипичных) детей, ребенок с РАС усваивает нормы поведения в обществе, учится общаться.
Всего год назад наша газета писала статью, в которой ставила вопрос: сядут ли за парты дети с аутизмом? Отвечаем: с этого года дети с аутизмом посещают обычную общеобразовательную школу.
В первый раз в первый класс
Веселая музыка, задорная зарядка. Таким довольно обычным способом начинается учебный день в необычном классе. Школа №4 уже не первый год славится инклюзивным (то есть открытым для детей с разными нарушениями здоровья) образованием. С этого учебного года школа открыла специализированный класс для детей с аутизмом. Результат этой сложнейшей работы превзошел самые смелые ожидания.
– С чего все началось? – вспоминает Светлана Судакова, зам. директора школы №4. – Все началось с родителей детей с аутизмом. Знаете, это очень целеустремленные люди. В чем-то похожи на боксеров: никогда не опускают руки. Родители обратились в управление образования, а затем и к нам, чтобы детей приняли в обычную общеобразовательную школу. Для детей с расстройством аутического спектра это означает коммуникацию и социализацию. А где, как не в общеобразовательной школе, они увидят норму, как надо себя вести? Мы долго думали, сомневались, потому что работа с детьми с РАС очень сложна. Ребенок с аутизмом не знает, как вести себя среди других людей, и ребят трудно организовать на уроке. Но все же мы решились и результаты очень впечатляют. Кто-то начал говорить первые слоги, кто-то – первые слова, кто-то начал обращать внимание на одноклассников, на других детей. Счастливы родители, счастливы дети, счастливы и мы от проделанной работы.
На словах все звучит довольно просто: захотели открыть класс и открыли. На деле за этим стоит большой профессионализм организаторов и серьезные финансовые затраты. Для детей с аутизмом оборудован класс с самым современным оборудованием. Если ребенок «перегружается», устает, у него есть возможность выйти в сенсорную зону, чтобы успокоиться и отдохнуть.
Сейчас в особом классе обучаются шестеро детей. Работает с особым классом большое количество специалистов. Помимо учителя, с каждым учеником занимается тьютор (помощник педагога). Он помогает ребенку выполнять задания учителя, внимательно следит за его состоянием, провожает в столовую, прививает элементарные бытовые навыки (такие, как мытье рук, умение аккуратно кушать самостоятельно и т.д.). Кроме учителя и тьютора, с детьми занимаются дефектолог, логопед и психолог.
Меня зовут Карина
– Здравствуй, я – Наташа.
– А я – Карина. Меня уже снимали! Правда, так и не показали по телевизору. А я думала, покажут.
– Я покажу тебя по телевизору, честное слово, Карин! И в газете про тебя напишу, обещаю.
Карина – одна из самых способных учениц в классе. Она совсем не боится съемочной группы, тем более что к вниманию со стороны журналистов уже привыкла – у нее брали интервью для «Первого канала». Карина кажется самой обычной озорной девчушкой: любит качаться на качелях, смотреть мультик про Тарзана и рассказывать о младшем братике, который «вооот такой маленький, он еще долго будет расти, а я – большая и хожу в школу». У нее хорошо развиты бытовые и социальные навыки: она знает, что перед входом в ресурсную зону нужно разуться, а затем – снова надеть обувь, что перед едой нужно помыть руки – простые вещи, которые с большим трудом даются ее одноклассникам. Карина с удовольствием общается, рассказывает о своих успехах взрослым. Постепенно девочка привыкает к обществу, вместе с обычным классом посещает урок музыки.
– У нее больше развиты коммуникативные навыки, она в состоянии прийти в обычный класс, и мы приняли решение, что Кариночка будет посещать урок музыки, – рассказала учитель особых детей, педагог начальных классов школы №4 Наталья Тавлиханова. – На уроке ей очень нравится: она смотрит, наблюдает за другими учениками. Приходит после урока и напевает те песни, которые разучила вместе с обычными ребятами.
В этом и заключается суть инклюзивного образования: в возможности для ребенка с аутизмом обучиться социальным нормам, принятым в обществе, через контакт с ним. На это нужно время, каждый особый ученик будет привыкать к своим ровесникам в собственном темпе. Карина любит музыку, со временем планирует посещать общие уроки физкультуры. За возможность учиться в обычной школе очень благодарны ее родители.
– Ребенку в обществе намного лучше, она быстрее развивается, чем на индивидуальных занятиях, – рассказывает папа Карины Михаил Сатышев. – Прогресс огромный: она уже знает некоторые буквы, учится считать, сама начинает делать поделки, клеить, лепить. Из-за постоянного пребывания в обществе Карина стала намного лучше общаться с людьми, она отзывается на просьбы. В общем, от обучения в школе одни плюсы. Мы ни капли не пожалели, что отдали Карину в школу!
Диагноз – не преграда для дружбы
А пока взрослые в сложных терминах объясняют про «адаптацию» и «социализацию», в мире детей отношения складываются просто и бесхитростно. Ученики 1 «б» класса волнуются: через несколько минут им предстоит показать кукольный спектакль.
– Он называется «В гостях у сказки», – рассказывает Ксюша Морозова. – Мы покажем представление для ребят, которые не могут учиться с нами. Мы часто видимся в столовой и на переменках. Они очень хорошие, совсем безобидные, и если мы не будем кричать, они не будут нас пугаться.
К спектаклю ребята готовились тщательно: учили текст, старательно репетировали. Кукольный спектакль, организованный первоклассниками для особых ребят, – дебют не только для артистов, но и для зрителей. Впервые в жизни детям с аутизмом предстоит смотреть спектакль, репетируя свои социальные навыки – сидеть на месте, концентрировать внимание на происходящем.
В этой сказке нет отрицательных персонажей, и даже Баба Яга здесь – добрая. Зрители счастливы: смеются, аплодируют, повторяют реплики за артистами. Языку дружбы и добра не потребовался перевод.
Несколько лет назад судьба детей с аутизмом была предопределена: домашнее обучение, а затем – пожизненное заточение в четырех стенах. За несколько лет изменилось многое: у детей есть возможность обучаться в обычной школе, дружить с другими детьми, учиться, жить обычной жизнью необычного человека. Дети открыли свой мир для ребят с аутизмом. Сможем ли мы, взрослые, сделать то же самое?
Справка:
* Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей. Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.
* Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Наталья РОМАНОВА

Лента новостей