ИСТОРИЯ

Больше века на плаву

АО «Борремфлот» (бывший СРЗ им. К.Маркса) – одно из старейших предприятий г.о. г. Бор, давно перешагнувшее вековой порог. Лишь небольшой отрезок времени – всего четыре года – занимает в этом длинном пути период Великой Отечественной войны. Но это было, пожалуй, самое трудное и напряженное время в истории предприятия.

Друг нашей газеты, ветеран труда, бывший капитан судов Николай Алексеевич Куликов вот уже в который раз предоставляет нам любопытный материал из своих документальных архивов. Сегодня это воспоминания ветерана завода Андрея Андреевича Чеботарева, который вместе с товарищами доблестным трудом приближал Великую Победу.
Предприятие с богатой историей
Муромский затон (СРЗ им. К. Маркса, Борская РЭБ, АООТ «Борремфлот») Волжского пароходства ведет отсчет своего существования с конца Х1Х века, когда на левом берегу Волги, как раз напротив Нижнего Новгорода, там, где впоследствии появился судоремонтный завод им. К.Маркса, образовалось несколько маленьких кузниц. Построили эти кузницы выходцы из города Мурома, поэтому и слободка с несколькими домиками стала называться Муромской.
Огромное количество судов, остававшихся на зимовку у Нижнего Новгорода, и недостаток удобных мест, безопасных от весеннего ледохода, побудили правление Казанского округа путей сообщения избрать место для устройства затона. Таким местом оказалась Муромская воложка, которая по своему положению удовлетворяла многим требованиям, среди которых – близость к Нижнему Новгороду и отсутствие больших денежных затрат на ее обустройство и содержание.
В архивных документах сказано, что в 1894 г. была построена дамба по проекту инженера Венского, строительство которой было закончено в 1896 г. – так образовался затон.
Вся история затона носит отпечатки различных этапов развития России: в дореволюционный период, благодаря бурному развитию промышленности, судоходства на Волге, получил развитие и Муромский затон, куда ставились суда паровые, моторные и не паровые. Во время Гражданской войны Муромский затон проводил переоборудование судов из гражданских в военные.
С 1924 по 1941 гг. шло укрепление Советской власти, приведение судов в надлежащий вид и состояние. В 1925 г., по просьбе рабочих, Муромский затон получил имя Карла Маркса.
Во время Великой Отечественной войны многие рабочие затона ушли на фронт, оставшиеся, среди которых и Андрей Чеботарев, несли героическую трудовую вахту, работали под девизом: «Все для фронта, все для Победы над врагом!».
Трудом приближали победу
Свою трудовую деятельность на заводе Андрей Чеботарев начал еще до войны – в 1935 году. В 1937 г. был призван в ряды Красной армии, служил на Дальнем Востоке, участвовал в боевых действиях на озере Хасан. В 1940 г. демобилизовался и вернулся на завод, где стал работать столяром.
– Но недолго проработал я по этой специальности: началась Великая Отечественная война, и наш деревообделочный цех перешел на выпуск военной продукции. Начальником нового производства стал К.В. Данилычев, а меня и Ю.Ф. Аршинова назначили мастерами, – вспоминает Андрей Андреевич. – Мы получили заказы и чертежи на изготовление деревянных плавучих понтонов (мостов через реки), водонепроницаемых волокуш для переправы раненых, ящиков для снарядов, аэросаней на лыжах, ножей и финок и другой продукции.
Потребовалась быстрая перестройка производства, коренное изменение технологических процессов:
– Не сразу мы освоили изготовление новой продукции, вначале дело двигалось очень медленно, недоставало нужного оборудования, станков. Мы обратились за помощью в Волжское пароходство и вскоре получили и установили в новом цехе вторую пилораму, станки, пилы.
Работать приходилось круглосуточно, со светомаскировкой, так как фашисты бомбили и Горький, и Бор. Домой мы не уходили, отдыхали в красном уголке, питались в столовой.
Конечно, были трудности в работе, ведь с объявлением войны большинство квалифицированных рабочих ушли на фронт, а вместо них за станки встали женщины преклонного возраста: М.В. Чеботарева, Торгованова, А.Н. Королева и подростки – С. Нюхалева, Васильева, М. Ковалева. В наш цех также были переведены рабочие низких разрядов из котельного и механического цехов, и всех их приходилось обучать. Вот с таким малоквалифицированным пополнением выполняли мы спецзаказы. Работали все с большой отдачей. Рабочие П. Наумов, Баринов, Румянцев, Горячкин выполняли по полторы-две нормы за смену. Даже 12-летний подросток А. Николичев работал на сложном четырехстороннем станке под руководством станочника М.А. Македонского, и как работал! Вдвоем с наставником они обеспечивали все производство пиломатериалами.
Служащие и инженерно-технические работники из заводоуправления и цехов во внеурочное время трудились на распиловке леса, заготовке пиломатериалов, отгрузке готовой продукции. Они старались всеми силами помочь производству, чтобы фронт получал как можно больше заводской продукции.
Немало трудностей испытывал наш завод с обеспечением материалами, деталями, в частности, не хватало гвоздей. Пришлось изготавливать их своими силами: резали гвозди из листового железа, ковали в кузнице. Позже мы получили станок для изготовления гвоздей, на нем работали женщины.
Нелегко было и с транспортом У нас была всего одна бортовая машина и четыре лошади. Поэтому нам пришлось проложить узкоколейные пути от лесоцеха к докам, кузнице, в луга на свалку и к цехам. Все детали из цеха в цех перевозились на вагонетках по узкоколейке.
В трудную минуту нас выручали рабочая смекалка и творческая мысль наших рационализаторов. К примеру, узким местом производства была сверловка отверстий на токарном станке. Несмотря на то что на этой операции были заняты квалифицированные рабочие, существующий технологический процесс позволял делать лишь одно отверстие за 9 минут. Модельщик П. Наумов изобрел приспособление, которое сразу повысило производительность труда в два раза.
В 1942 году меня назначили начальником строительного цеха. В то время на заводе было три дока, работники которых занимались переоборудованием гражданского флота в военный, сооружая на судах фундаменты для установки орудий. В доках не хватало рабочих, а потому люди трудились круглосуточно, без выходных.
В 1948 году К.В. Данилычев был переведен в Рахмановский затон, и я принял цех спецзаказов, одновременно продолжая возглавлять работу строительного цеха.
Благодарим за предоставленное фото С.В.Балцун

Лариса
Толстых

Лента новостей