ИСТОРИЯ
Аромат ностальгии
Эти духи в СССР были знакомы каждому. Стеклянный флакон с красной крышкой в форме луковки был предметом вожделения множества советских модниц. Такие стояли на трюмо во многих квартирах, а на улице, в транспорте и самых разных организациях можно было уловить слегка пьянящий запах с нотками гвоздики... Говорят, французские модницы тоже с удовольствием пользовались духами «Красная Москва». Теперь на полках парфюмерных магазинов их не увидишь, разве что встретишь в частных коллекциях. Вот такой флакон духов «Красная Москва» хранит и наш Борский краеведческий музей.
Духи для императрицы
На суд широкой общественности духи «Красная Москва» были вынесены в 1925 году, а за их созданием стояла парфюмерно-мыловаренная фабрика «Новая Заря». В свою очередь, фабрика эта появилась после революции, но возникла она на базе фабрики «Брокаръ и К0» Генриха (Анри) Брокара. Основал он свое предприятие в 1864 году. Изначально на нем работало всего два человека, но уже спустя восемь лет открылся первый магазин.
После кончины парфюмера в 1900 году семейный бизнес возглавили супруга Анри Брокара Шарлотта и приглашенный французский парфюмер Август Мишель.
По словам научного сотрудника Борского краеведческого музея Нины Шимовой, существуют две легенды об истории возникновения аромата «Красная Москва». Согласно одной из них, парфюмерная композиция была создана парфюмером фабрики Брокара для императрицы Александры Федоровны по случаю появления на свет наследника престола Алексея. Другая легенда говорит о том, что аромат с названием «Любимый букет императрицы» создавался к 300-летию дома Романовых и был преподнесен Александре Федоровне в 1913 году. За создание потрясающего аромата, так понравившегося императрице, Генрих Брокар был удостоен звания «Поставщик двора его Императорского Величества».
Уже после революции 1917 года и создания фабрики «Новая Заря» Август Мишель якобы просто воссоздал аромат, полюбившийся императрице.
Однако парфюмерный эксперт Галина Анни утверждает, что ни доказательств, ни опровержения ни одной из легенд нет.
Парфюмерный эксперт уверена в том, что, даже если любая из легенд является правдой, полностью воссоздать композицию в 1924–1925 годах в Советском Союзе было попросту невозможно. Все дело в том, что в то время в стране просто не было тех душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокара до революции. Часть из них за десять с лишним лет попросту вышли из оборота, часть однозначно были заменены. Но, безусловно, основной характер аромата удалось сохранить. В нем слышался фиалково-ирисовый аккорд, который подчеркивался гвоздикой, флердоранжем, илангом и бергамотом.
Кстати, за основу была взята не совсем новая композиция. Она уже появлялась в аромате L Original в 1905 году, и создателем ее был Франсуа Коти. Позже основные нотки использовал в своем аромате «Сумерки», появившемся в 1912 году, Жак Герлен.
Несмотря на то что документальные свидетельства об идентичности «Любимого букета императрицы» и «Красной Москвы» отсутствуют, некоторые коллекционеры, в чьих коллекциях хранились оба аромата, утверждают, что легенда полностью правдива. И ароматы, несмотря на некоторые изменения, все же очень похожи. Август Мишель вполне мог воспроизвести аромат.
Детище «Новой Зари»
После революции, как известно, парфюмерная промышленность переживала далеко не самые лучшие свои времена. На фабриках в то время выпускали отнюдь не ароматы, а мыло, распределявшееся по карточкам. Именно в то время бывшие руководители фабрики Брокара отправились не куда-нибудь, а к самому Ленину. В качестве основного аргумента, почему нужно оставить парфюмерную фабрику, а не передавать ее здание Гознаку, как планировалось, они привели тот факт, что в подвалах им удалось сохранить запасы сырья и эфирных масел.
Во главе созданной парфюмерно-мыловаренной фабрики «Новая Заря» встала Евдокия Уварова, которая, к счастью, была не только пылкой революционеркой, но еще и идейной вдохновительницей сохранения наследия Брокара. Она оставила работать на фабрике Августа Мишеля, который впоследствии сам обучал советских парфюмеров. Опять же, по счастливому стечению обстоятельств французский парфюмер Август Мишель любил Россию. При наличии русской жены и каких-то проблем с документами он не мог выехать из страны после революции. Он лично подготовил двух человек, которые впоследствии стали основателями советской парфюмерной школы – Павла Иванова и Алексея Погудина.
В советское время участие Августа Мишеля в рождении аромата «Красная Москва» и в появлении советской парфюмерной школы нигде не упоминалось. Лишь в 1991 году, когда фабрику «Новая Заря» возглавила Антонина Витковская, легенда о создании самого популярного в СССР аромата ушла в народ.
Впрочем, в то время духи «Красная Москва» уже были совсем не в моде, на смену тяжелому цветочно-ориентальному аромату еще в 1970-е стали приходить импортные. Правда, в основном духи попадали в Советский Союз в единственных экземплярах. Они были доступны, по сути, только правящей верхушке и тем, кто бывал в зарубежных командировках.
Тем не менее и сегодня «Красная Москва» для многих остается ноткой ностальгии по тому прошлому, когда этот аромат исходил от рук мамы.
Лариса Толстых, фото предоставлено
Борским краеведческим музеем
Борским краеведческим музеем
Интересные факты:
● Впервые духи «Красная Москва» презентовали на Всероссийской хозяйственной экспозиции в 1925 году.
● В 1940 году флакон объемом 50 мл можно было заполучить за 28,5 рублей, в 1942 году его стоимость выросла до 57 рублей.
● В 1944 году на ценниках часто можно было увидеть сумму в 500 рублей, что было на 100 рублей больше средней зарплаты по стране.
● В 1950-е годы популярность «Красной Москвы» находилась на своем пике.
● В 1958 году духи «Красная Москва» получили первую премию на Международной выставке в Брюсселе и тем самым обрели европейское признание.