ИСТОРИЯ

«Каждый выбирает по себе…»

Меньше года назад мы отметили большую дату непростого и неоднозначного события в истории нашей страны – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, которая коренным образом изменила жизнь России и мира, прошлась по судьбам ее граждан.

Среди тех, чья жизнь кардинально изменилась после событий октября 1917г., братья Стрельские, священники, служившие на борской земле. В годы социалистического строительства, когда государство закрывало храмы, отвергало религию, каждый из них выбрал свой путь.
Родом из села Стрелка
Фамилия Стрельские происходит от названия села Стрелка, откуда они родом и где служил их предок, дьячок Василий Ефимович Покровский, дьячковский сын. Василий Ефимович Покровский прослужил в Вознесенской церкви с. Стрелка всю жизнь, начиная с 1824 года, когда его определили служить в только что построенную церковь. Надо сказать, что он упоминается в адрес-календаре 1888 года. Там он записан, как заштатный псаломщик, его возраст солидный – 81 год. У Василия Ефимовича и его жены Ольги Ивановны – два сына и две дочери. Именно сыновья Петр и Иван и получили фамилию Стрельские, скорее всего, при поступлении в духовное училище.
Младший Иван Стрельский – 1832г. рождения. На 1860 год он служил дьячком в Благовещенской церкви с. Николаевка Арзамасского уезда. Его жена – Ирина Александровна (1835г. р.), дети – Федор (1854г. р.), Александр (?), Михаил (1860г. р.).
Именно Федор Иванович Стрельский и был отцом Евгения и Михаила Стрельских. Отец Федор обучался в Арзамасском Духовном училище, с 1875г. служил учителем в земских школах Арзамасского уезда. Начинал в 1886г. псаломщиком в с.Тарку Горбатовского уезда. 4 февраля 1887г. был посвящен в сан диакона. В 1908г. Преосвященным Назарием рукоположен во священники к Покровской церкви с. Хахалы Семеновского уезда. В 1913г. Преосвященным Иоакимом перемещен в с. Горшки. Священник Успенской церкви с. Горшки Первого благочиннического Семеновского округа.
Вероятно, это было его последнее место службы, потому что в 1916г. он переезжает в с. Бор с семьей старшего сына Евгения. Здесь он и нашел вечный покой, похоронен в 1920г. на сельском кладбище.
Старший
Некоторые краеведы считают, что на фотографии (фото 4) изображен о. Евгений Стрельский. Сегодня мы можем уверенно сказать, что это портрет семеновского священника о. Евгения Введенского. Фотография 1903г. была подарена священнику Знаменской церкви с. Бор о. Николаю Беляеву.
Евгений же Федорович Стрельский выглядел так (фото 1).
Отец Евгений родился 8 февраля 1883г. В 1903г. окончил Нижегородскую Духовную семинарию со званием студента. 8 апреля 1904г. Преосвященным Назарием определен в священники с. Ступина Семеновского уезда. Законоучитель Ступинской церковно-приходской школы, Евгений Федорович был женат на Валентине Ивановне, дочери Ивана Павловича Орлова, священника с. Копосово Балахнинского уезда. В семье росла дочь Галина, 1905г. р.
На Бор в главный борский храм Знамения Пресвятой Богородицы Стрельский был переведен 17 октября 1916г. Таким (фото 1) запомнился он нашим землякам, боровлянам. Он уже вдов, дочь учится в Нижегородском епархиальном женском училище. Епархиальным начальством «за усердную пасторскую деятельность» о. Евгений был награжден набедренником (1908г.), бархатной фиолетовой скуфьей (ко дню Святой Пасхи 1913г.), бархатной камилавкой (ко дню Святой Пасхи 1916г.). С 1916г. он – цензор проповедей, с 1917г. – член Епархиального совета. 18/31 декабря 1920г. по личной просьбе уволен из членов Епархиального совета через Святейшего патриарха Тихона. Далее его след теряется.
Несколько лет назад абсолютно случайно удалось узнать, что Евгений Федорович Стрельский прожил 77 лет, умер 27 июня 1960г. во Владимире, похоронен на Князь-Владимирском кладбище. Могила его не сохранилась: исчезла под застройкой хозяйственного блока церкви. Сведения о датах жизни взяты из Книги захоронений, которые хранятся в отделе краеведческих исследований Центральной городской библиотеки г. Владимира.
Из рассказов старожилов города известно, что он приехал во Владимир к дочери Галине уже в преклонном возрасте, и во Владимире не служил. Галина (1905–1970гг.) была замужем за преподавателем строительного техникума Михаилом Степановичем Заглимонским, который взял фамилию жены и был известен во Владимире как Стрельский (умер в 1974г.). Галина была домохозяйкой, славилась как хорошая портниха-белошвейка.
Их дочь Ада Стрельская (1931–1991гг.) (свидетельства доктора филологических наук В.И. Фурашова) окончила филологический факультет Владимирского пединститута, защитила кандидатскую диссертацию (но не во Владимире, может быть, в Рязани). Работала в различных вузах (Рязани, Борисоглебска и др. городов), так как во Владимирский институт ее не брали – из-за излишне авантюрного характера.
Ее дочь (Ада или Ида) живет в Москве, адреса ее у владимирцев нет. Родственники Стрельских есть в Туле, но о них сведений тоже нет.
Где же был и что же делал один из последних священников Знаменской церкви с. Бор почти 30 лет? Оказывается, тайну хранили родственники, живущие в Н.Новгороде и… работающие в Нижегородской Духовной семинарии.
Желая избежать репрессий, о. Евгений покинул Бор, отвез или отправил свою дочь во Владимир, а сам долгие годы служил бухгалтером в рыболовецких артелях на Черном море, где было легко затеряться. Свое прошлое, вероятно, скрывал. Есть предположение, что он снял с себя сан.
Младший
Иная судьба ждала младшего брата – Михаила Федоровича Стрельского (фото 3). Михаил был младше Евгения на 7 лет, окончил ту же семинарию. На сайте Казанской духовной академии в списках выпускников дореволюционного периода упоминается Стрельский Михаил Федорович из Нижегородской губернии. Время учебы – 1911–1915гг. Полагаем, это наш М.Ф. Стрельский. Служил он священником в епархиальном женском училище. Благочинный, смелый миссионер. В октябре 1919г. был представлен к наперсному кресту. Далее священник с. Хмелевка Васильсурского Первого благочиннического округа, священник Всехсвятской Церкви в г. Семенове. Жену Михаила Стрельского звали Ольгой Александровной, в семье росли два сына.
В 1929г. о.Михаил служил в Неклюдовской церкви и был арестован «за хранение и распространение нелегальной литературы». В марте 1929г. к Е.П. Пешковой, жене М.Горького, обратилась за помощью жена о. Михаила, Ольга Александровна Стрельская. Автограф этого письма хранится в Москве в фондах Государственного архива Российской Федерации.
«Премногоуважаемая Екатерина Павловна!
Простите, осмеливаюсь вторично беспокоить Вас и вторично просить Вас. Я была у Вас лично 1-го февраля 1929 года и просила Вас похлопотать о муже моем, священнике Михаиле Федоровиче Стрельском, арестованном Нижегородским ГПУ и находящемся и в настоящее время под арестом в Нижегородском изоляторе. За массой всевозможных дел Вы, уважаемая Екатерина Павловна, могли забыть о такой посетительнице, и я осмеливаюсь напомнить о себе.
Вы, может быть, припомните, что мой муж обвиняется в хранении и распространении какой-то нелегальной литературы, единственный экземпляр которой случайно попал к нему и остался непрочитанным и, как выяснилось после, оказался нелегальным, хотя на книжонке была указана типография и тираж ее издания…
С уважением искренним к Вам, с великой благодарностью и надеждой на Вас Ольга Стрельская.
Прошу Вас ответить мне: Нижний Новгород, почтовое отделение Бор Нижегородского уезда, улица Ленина, дом № 6, Ольге Александровне Стрельской».
Заступничество Пешковой не помогло, о. Михаил был приговорен «тройкой» к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
От того неклюдовского периода жизни Стрельских остались письмо Е.П. Пешковой и фотография дома Стрельских в Неклюдове, на заднем плане которой мы видим Неклюдовскую церковь (фото 2). Эта единственная фотография не дошедшей до нас деревянной церкви, известной с XIX века. Сегодня эту фотографию наши читатели видят впервые, как и другие фотографии рода Стрельских.
После освобождения о.Михаил служил священником во Всесвятской церкви г. Семенова, был благочинным. Арестован 14 августа 1937г. как руководитель контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации по Семеновскому району Горьковской области, возглавляемой митрополитом Феофаном (Туляковым). Сохранились протоколы его допросов. На одних листах он подтверждает свое участие в организации, на других заявляет, что «контрреволюционной деятельностью никогда не занимался и виновным себя не признаю».
Сейчас трудно понять, где правда, а где уловки следователей. Вопрос о «методах убеждения» в застенках НКВД – отдельная тема. Известно, что допросы проводились по ночам, арестованных кормили соленой селедкой и не давали воды, людей лишали сна. Следователи менялись, а арестованный продолжал стоять сутками. Применялись побои, пытки.
После трех месяцев постоянных допросов о. Михаил Стрельский был признан виновным и приговорен «тройкой» к высшей мере наказания. Расстрелян 1 ноября 1937г. в возрасте 47 лет.
Жена Ольга Александровна вырастила сыновей. Сейчас род Стрельских продолжается. Вот только о месте захоронения о. Михаила нет никаких сведений.
Его символической могилой считается общее захоронение на старом Бугровском кладбище.
* * *
Два брата, две судьбы. Один выбрал жизнь и семью, другой – веру и смерть. Вы ждете, что я скажу вам, кто поступил правильно? У меня нет ответа на этот вопрос, этот выбор каждый делает сам. Помните слова героя фильма «В бой идут одни старики»: « В жизни бывают минуты, когда человеку никто, никто не может помочь… Рождается сам и умирает сам…»? Мы часто стоим перед выбором. Сделать его бывает нелегко, но нужно. И каждый выбирает сам.
Людмила Добролюбова

Лента новостей