ИСТОРИЯ

Ушедшие в бессмертие пилоты...

После того как в июле 1974 г. автор этих строк нашел место, где совершил свой подвиг-таран наш земляк, летчик-штурмовик Александр Шурганов (около села Новожитомир Криворожского района Днепропетровской области), в самом городе Кривой Рог, на территории Красинского сельсовета, состоялись встречи ветеранов 951-го штурмового авиационного полка и 306-й штурмовой авиационной дивизии, в которую входил этот полк.

С первой же встречи я, в то время сотрудник «Борской правды» и внештатный корреспондент газеты «Труд»16+, нашел взаимопонимание и поддержку со стороны первого заместителя командующего Военно-транспортной авиацией ВВС СССР генерал-лейтенанта, заслуженного летчика Советского Союза, впоследствии председателя Совета ветеранов 306-й штурмовой авиадивизии Владимира Васильевича Гладилина. Меня – журналиста, и его – боевого летчика-штурмовика, отдавшего авиации около 40 лет, объединяло стремление рассказать о людях неба, их участии в битве с гитлеровской Германией.
Мы подружились. Эта дружба продолжалась почти 40 лет. К сожалению, Владимир Васильевич в декабре 2014 г. ушел из жизни. А еще в феврале прислал мне фотографию, сделанную на митинге в пос. Сеща Брянской области по случаю присвоения самолету АН-124-100 «Руслан» его имени. И датировано приложение к фото 3 февраля 2014 года: ровно день в день, 70 лет назад, совершил свой подвиг Саша Шурганов.
Однажды я попросил В. В. Гладилина поделиться воспоминаниями о своем участии в войне, но он сказал:
–Знаешь, лучше расскажу не о себе, а о боевых товарищах-однополчанах, которые повторили подвиг капитана Гастелло. Тем более что среди них есть и ваш земляк – борчанин Саша Шурганов. А всего их было пятеро! Пятеро самых смелых, мужественных и отважных летчиков из нашего штурмового полка. Столько не было ни в одной подобной части!
Правда, не со всеми мне довелось встретиться лично. Мой боевой путь в составе 951-го штурмового авиаполка начался уже в конце войны, но и заочное знакомство с теми, кого уже не было в родной части, было таким запоминающимся, что порой мне кажется – я был рядом с ними. Объяснение этому простое: их уже не было в живых, но живые шли с ними в бой. С них брали пример, портреты их берегли в кабинах самолетов, за них мстили, их подвиг готовы были повторить.
Младший лейтенант Шмелев
– Накануне битвы на Орловско-Курско-Белгородском направлении, – начал свой рассказ В.В. Гладилин, – 306-я штурмовая авиадивизия была полностью укомплектована личным составом и боевыми самолетами Ил 2. В начале июля 1943 г., на рассвете, она всей мощью обрушилась на врага. А он, как известно, в те дни был безумно силен. Напомню заявление Гиммлера перед офицерами танкового корпуса СС, наступавшего на Курск: «Здесь русские должны... захлебнуться в собственной крови». На практике собственной кровью захлебнулся враг. Но и мы понесли большие потери. День 21 июля 1943 г. стал днем траура в 951-м авиаполку.
У д. Долгонькая при штурме танковой колонны были сбиты летчики мл. лейтенанты Смирнов, Митин, Сколобок, погибли в воздушном бою зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Буров, командиры эскадрилий капитан Савинов и капитан Павленко и командир полка подполковник В. Н. Цветков.
Жаль было всех, но не было предела горю, когда узнали, что горящий самолет командира авиаполка упал восточнее Краснополья, занятого в тот день врагом. Это был удивительно скромный, отзывчивый и добрый человек, мудрый командир. Первый командир нашего штурмового полка.
Велика была утрата, но надо было драться с врагом. Снова штурмовики в воздухе – и новые жертвы. На этот раз подбит самолет летчика Шмелева. Отбита часть плоскости, горит мотор. Все, кто был рядом, хорошо видели, как пилот открыл фонарь кабины, несколько раз помахал рукой, прощаясь с товарищами, покачал самолетом с крыла на крыло и направил горящий Ил 2 на танки противника, стоявшие в ожидании заправки на опушке леса.
А еще все видели, как воздушный стрелок сержант Колуцкий тоже помахал окровавленным платком, дал прощальную очередь из пулемета и сполз вглубь кабины.
Группа Зубко, вместе с которой вылетал и лейтенант Шмелев, не обращая внимания на сильный зенитный огонь, облетела место гибели боевого товарища. А на том месте горело 8 танков противника, полыхала черными клубами огня большая цистерна с горючим.
Так погиб только что принятый в ряды ВКП(б) и первый среди личного состава кавалер ордена Красной Звезды и медали «За отвагу», мастер штурмовых ударов летчик Николай Семенович Шмелев. С ним в бессмертие ушел и комсомолец сержант Колуцкий.
Старший сержант Ялович
– Наступил сентябрь 1943 года, – продолжил свой рассказ генерал.  – Враг отходил к Донбассу, но и наши ряды редели. Самолетов все меньше, а ударов надо наносить все больше.
6 сентября – новое перебазирование авиаполка на полевой аэродром Злодеевка. Получен приказ штаба дивизии: уничтожить скопление танков и мотомехколонны на дорогах в районе Шебелаково, Андреевка, Сергеевка. В небо взлетела группа ст. лейтенанта Кобелева. Взлетела тяжело – ночью прошел обильный проливной дождь и серьезно подпортил взлетное поле. Вот почему пришлось растянуть взлет и осуществить сбор над аэродромом. Перелетели линию фронта в районе Барвенкова, быстро обнаружили цель.
Точный удар с пикирования – и две фашистские машины вспыхнули синим пламенем. Еще маневр, и в воздух взлетают несколько автомашин с фрицами. Взревев моторами, краснозвездные штурмовики круто набирают высоту, и в этот момент один их них врезается в сплошную стену зенитного огня немцев. Летчик хорошо видит, как от прямого попадания вражеского снаряда загорается его самолет... Пламя все ярче, и вот уже в небе звучит его голос:
–Убит стрелок! Иду на таран! Прощайте, товарищи!
Объятый пламенем самолет молнией вонзается в самую гущу техники и живой силы врага.
Так геройски погиб еще один отважный штурмовик, славный сын белорусского народа – старший сержант Борис Антонович Ялович.
Младший лейтенант Шурганов
–За лейтенантом Яловичем, – делился своими воспоминаниями В. В. Гладилин, – героически погиб мл. лейтенант Шурганов, обретший крылья еще до войны в Горьковском аэроклубе. Боевое крещение Александр Шурганов получил в небе над Кривым Рогом в январе 1944 г.
30 января комсомолец Шурганов в составе одной из групп полка штурмовал артиллерийские позиции в районе Екатериновки в направлении главного удара 8-й гвардейской армии. В этом полете, в сложных метеоусловиях, летчик показал себя дерзким и отважным штурмовиком.
В этот же день А.Шурганов на малой высоте штурмовал колонны автомашин с войсками противника в районе Авдотьевка – Широкое, что в 20 км южнее Кривого Рога. Три раза в этом бою бросался в атаку наш земляк и лично уничтожил два грузовика с фашистами.
В последний день января того же года две пары Илов, один из которых вел мл. лейтенант Шурганов, нанесли сокрушительный удар по артиллерийским позициям немцев на переднем крае обороны противника в районе Чимеринская – Красное. Умелыми маневрами Шурганов и тут уничтожил автомашину и орудие с прислугой.
1 февраля он вновь в небе, на этот раз над скоплениями автомашин с войсками противника в районе Марьевка – Алексеевский. Следуя за командиром в районе цели на малой высоте, он точно разбомбил технику и расстрелял в панике разбегающихся фашистов, уничтожив при этом отделение пехоты.
3 февраля – последний день в жизни Саши Шурганова. Пролетая справа от села Новожитомир, ведущий обнаружил вражескую мотоколонну из танков и автомашин с орудиями, движущимися в сторону Кривого Рога, в котором располагался немецкий гарнизон. Что произошло дальше, можно было прочитать в газете «Советский воин»: «Над вражеской территорией была подбита машина мл. лейтенанта Шурганова. Самолет загорелся, но герой продолжал вести уничтожающий огонь по фашистам. И когда машину, охваченную пламенем, потянуло к земле... Шурганов направил горящий самолет в скопление противника...Так, презирая смерть, верный сын Родины – младший лейтенант Шурганов повторил подвиг капитана Гастелло».
Майор Зубко
–Свой подвиг Александр совершил на глазах своего командира Петра Наумовича Зубко,– рассказывал генерал Гладилин. – Это был кадровый военный, призванный в ряды Красной армии еще в 1934 г. Добрый хлопец из с. Марковцы, что на Черниговщине, был блестящим летчиком и одаренным организатором летного дела, умел заразить подчиненных верой в собственные силы. Ровно 100 раз водил П. Н. Зубко группы своих Илов по целям, прикрытым зенитной артиллерией и истребителями противника, и все 100 раз успешно штурмовал их.
Как одному из лучших асов самолетовождения, ему не раз поручали особо сложные задания по сбору разведданных в тылу врага, с чем капитан Зубко справлялся безупречно даже в самых сложных метеорологических условиях.
«За период боевых действий с 5 июля 1943 г. по 20 марта 1944 г. группы штурмовиков под руководством командира первой эскадрильи полка уничтожили и повредили свыше 300 автомашин с войсками и грузами, до 40 танков, 6 батарей полевой артиллерии, 4 паровоза, 5 эшелонов, один из них с боеприпасами, свыше 10 складов с боеприпасами, рассеяно и уничтожено свыше 8 рот пехоты, уничтожено на земле и воздухе 10 самолетов противника, из которых лично т. Зубко в воздушных боях на самолете Ил 2 сбил два самолета противника…», – говорится в представлении П.Н. Зубко к званию Героя Советского Союза.
А 20 августа майор П. Н. Зубко погиб у с. Лесное Тарутинского района Одесской области, направив свой подбитый самолет на зенитную батарею противника.
Лейтенант Одноценов
Генерал Гладилин рассказывал: –За комэском Зубко в бессмертие ушел и командир звена лейтенант Герман Петрович Одноценов. Веселого, голубоглазого русского парня из Татарии я знал лично. Как он воевал? Приведу два абзаца из нагрудного листа лейтенанта Одноценова: «Всего за период боевой работы с 20 августа 1944 г. по 5 февраля 1945 г. группы штурмовиков под руководством т. Одноценова уничтожили и повредили свыше 320 автомашин, до 40 танков, 10 батарей полевой артиллерии, 4 паровоза, вызвали крушение 6 железнодорожных эшелонов, взорвали 7 складов с боеприпасами и истребили до 4 рот солдат и офицеров противника. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками... лейтенанта Одноценова представляю к высокой правительственной награде – званию Героя Советского Союза. Командир 951 штурмового авиаполка гв. майор Красночубенко».
К сожалению, лейтенант Одноценов погиб, не узнав о присвоении ему высокого звания. А было это в марте 1945 года. Группу из 18 штурмовиков возглавлял замкомандира полка майор Заболотнов. Предстояло нанести неотразимый удар по танкам противника в районе Сабад-Фаду на территории Венгрии, с чем все экипажи справились блестяще. Было сожжено и взорвано почти 30 единиц вражеской техники. И, как всегда, четко и мастерски стали уходить домой, позволив врагу произвести лишь единственный залп зенитной артиллерии. К горькому сожалению, на него и напоролся лейтенант Одноценов.
А дальше все произошло так, как было с майором Зубко. Со словами: «Прощайте, родные! Смерть немецким захватчикам!» авиатор направил свою бронированную машину в стан врага...
У нашей Победы велика цена, и молодое поколение всегда должно помнить об этом.
* * *
Остается добавить, что за свой подвиг наш земляк младший лейтенант А. Шурганов был представлен командованием 951-го штурмового авиаполка к награде – ордену Отечественной войны. Но произошло так, что наградной лист не дошел, и, несмотря на все хлопоты отца Саши – Дмитрия Мефодиевича Шурганова, огненный таран его сына остался неотмеченным. И горько, и обидно. Но имя героя помним мы, его земляки. О нем неоднократно рассказывала газета «Борская правда», на здании механического цеха завода «Метмаш» установлена мемориальная доска, его именем названа улица в микрорайоне Боталово г. Бор, в Нижегородском кремле на стене у Вечного огня золотом начертаны имена летчиков-нижегородцев, повторивших в годы Великой Отечественной войны подвиг капитана Гастелло. И среди них – имя борского паренька Саши Шурганова. А в 2000 г. на родине отважного сокола побывала группа учащихся-следопытов из клуба «Подвиг» при Красинской средней школе, ухаживающих за братской могилой, где покоятся останки пилота Шурганова и его стрелка Климова. И на Украине помнят героя!
И еще. В 951-м штурмовом авиаполку 306-й штурмовой авиадивизии в конце войны воевал и другой наш земляк – Герой Советского Союза Николай Михайлович Баринов в качестве командира авиаэскадрильи.
Петр легостов,
заслуженный работник культуры РФ,
заслуженный ветеран
Нижегородской области

Лента новостей

Снова о мусоре

25.04.24 15:29

Кусачая тема

25.04.24 15:28