ИСТОРИЯ
Были и легенды Строгановской церкви
Рукотворное чудо…Без преувеличения, Строгановский храм – уникальный памятник архитектуры и церковного зодчества. Стены из ярко-красного кирпича, белокаменная резьба, разноцветные купола-луковки хорошо видны с разных точек города. Такому всестороннему обзору, безусловно, способствует и удачное расположение церкви – на возвышенности.
Во времена, когда Строгановы держали в Нижнем свое дело, вокруг храма располагались многочисленные торговые помещения и амбары, а неподалеку от них красовались жилые помещения семейства.
Пристроенную к церкви колокольню сверху украшают флюгер в виде развевающегося флага – знак того, что храм стоит на водном пути, и циферблат от старинных часов. С этими часами, кстати, связано имя одного известного нижегородца. Но об этом чуть позже.
Рождественский – один из небольшого количества храмов по всей стране, сохранившихся с того времени и выполненных в особом стиле – «строгановское барокко». Для этого стиля характерно сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносился пышный, будто вручную вылепленный декор.
Представится возможность, рассмотрите Рождественскую церковь внимательнее – вы обязательно заметите, что по форме она очень напоминает шкатулку, да и оформлена похоже. Как когда-то мастера покрывали драгоценные ларцы искусной резьбой, так и церковь украшена пышными резными элементами – цветами, раковинами, кистями винограда… Вот оно – «строгановское барокко» во всей красе! Белокаменная резьба, кстати, присутствует и внутри здания.
Так привлекающие внимание разноцветные главы-луковки в самом начале существования храма были зеленого цвета, а современный внешний вид они приняли в конце XIX в. – по аналогии с Храмом Василия Блаженного в Москве.
Кулибинский дебют
Вернемся к циферблату на колокольне церкви. К сожалению, это все, что осталось сегодня от «астрономических часов». Невероятно, но такой научный прибор, действительно, стоял здесь когда-то. Кроме времени, часы показывали движение Солнца и фазы Луны. А история, связанная с ними, имеет также отношение к нижегородскому изобретателю-самоучке И.П. Кулибину. Вернее, к Ване Кулибину, ведь в то время, о котором идет речь, ему было всего 15 лет. Кстати, семья Кулибиных проживала недалеко от церкви – их дом стоял вверх по склону, и не видеть эти удивительные часы юноша, конечно, не мог. Так вот, спустя несколько лет после установки они неожиданно остановились. Никто не сумел разобраться с хитрым механизмом. Точнее, никто из взрослых. Юное же дарование справилось легко, чем заслужило почет и уважение среди нижегородцев – с той самой поры в дом Кулибиных горожане стали приносить часы, нуждавшиеся в ремонте. И кто знает, возможно, именно этот случай и пробудил у талантливого парня интерес к науке механике…
Со временем на звоннице появились обычные часы, отбивавшие звон каждый час, но к началу XX в. они вышли из строя.
Сегодня на колокольне установлены совершенно другие часы – те, что до революции украшали здание Блиновского пассажа, расположенного недалеко от Строгановской церкви. В 1917 г. их сняли и на долгое время переместили в городской исторический музей. В начале 1990-х гг., когда церковь вернули верующим, раритет попытались установить на колокольню, но часы так и не заработали. Выручил известный часовой мастер из Калуги А.Г. Красников, который в 2004 г. провел реставрацию старинного механизма. Ему удалось полностью его восстановить, а замена потребовалась всего лишь четырем циферблатам.
И как оно было на самом деле…
А вот теперь пора узнать, по какой же причине царь Петр в свое время приказал закрыть храм в честь Собора Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде. Как помним, случилось это в 1721 г. – к тому времени Г.Д. Строганов уже скончался. Поговаривали, что после Божественной литургии в Строгановской церкви государь выбежал оттуда в неимоверной ярости (о крутом нраве Петра Алексеевича мы можем судить хотя бы по фильмам). Причины государева гнева часто называются две, а вот какая из них настоящая, мнения расходятся. И у той и у другой есть свои приверженцы и свои противники, а, что называется, «докопаться до истины» теперь вряд ли получится – уж очень давно это было.
Первая версия состоит в том, что во время службы в двух иконах, а они, кстати, сохранились до настоящего времени, царь якобы узнал иконы, которые он заказывал мастеру Луи Караваку для Петропавловского собора в Петербурге. Будто Строганов увидел их в мастерской художника, настолько впечатлился, что захотел непременно заполучить. Уговорил художника продать иконы ему, а для петербургского собора написать другие. Причем делалось все это тайно, пока Петр находился в Азовском походе. У некоторых исследователей эта версия вызывает сомнения, поскольку у Строганова была своя иконописная мастерская и он не нуждался в сторонних услугах. Его художники ценились очень высоко, а в русской иконописи даже появилась целая школа, получившая название Строгановской. К тому же, несмотря на свое высокое положение, стал ли бы промышленник Строганов напрашиваться на явный конфликт с государем? Тем более что последствия могли быть самыми непредсказуемыми.
Вторая версия гласит следующее. Когда царь вошел в храм и посмотрел на иконостас, то в лике Спасителя якобы отчетливо увидел черты самого Строганова, решившего увековечить себя в своем фамильном храме. Вмиг пришедший в ярость, Петр якобы крикнул: «Ну уж холопу своему я молиться не стану». И выбежал из храма, а на другой день церковь закрыли. С этим предположением тоже согласны далеко не все специалисты, и это также вполне объяснимо: время действия – XVIII век, и тогдашняя строгость нравов – не простые слова, а многочисленные исторические факты, так что за такие «проделки» могло не поздоровиться. К тому же вряд ли набожный Строганов мог поступить настолько оскорбительно по отношению к чувствам верующих.
А вот еще одна местная легенда. Говорят, если побывать в храме при большом стечении народа, ее обязательно можно услышать. Гласит она, что якобы иногда по ночам здесь раздаются шаги, слышатся шепот и молитвы… Вроде как душа главного строителя храма никак не может найти себе покоя. Будто по окончании строительства церкви призвал Строганов к себе этого мастера и спросил, сможет ли тот построить церковь лучше этой. Мастер ответил, что сможет. Не признававший превосходства над собой в чем бы то ни было, купец приказал ослепить его. А на следующий день несчастного нашли в петле у главного входа в храм…
Другая версия этой же легенды рассказывает, что, после того как Строганов приказал ослепить мастера, тот кинулся спасаться на колокольню. Забежал на самый верх, а когда туда прибежали подручные хозяина, то никого там не обнаружили, кроме ворона, который тут же и улетел.
Быль это или легенда, попробуй разбери, к тому же достраивал церковь не сам Строганов, а уже его вдова, так что… Но, согласитесь, есть в этих рассказах что-то очень завораживающее, заставляющее сильнее биться сердца особо впечатлительных натур.
Подготовила
Марина Кудрявцева
Марина Кудрявцева