ИСТОРИЯ

Непарадная сторона города

В ноябре сотрудники правоохранительных органов традиционно отмечают свой профессиональный праздник. Вот и подумалось, чем не повод вспомнить о работе их предшественников по охране общественного порядка в Нижнем Новгороде на рубеже XIX–XX вв. и поговорить о криминальной обстановке того времени? О чем писали нижегородские газеты и что обсуждали между собой простые обыватели? А поговорить было о чем, ведь Нижний не только слыл «карманом России», но и прочно удерживал лидирующие позиции в тогдашнем рейтинге самых криминогенных городов империи.

История знает массу примеров, когда проблемы в экономическо-политической жизни страны неизменно приводили к разгулу преступности. Период конца XIX – начала XX вв. для России вообще, и для Нижнего в частности, на проблемы был особенно щедр. Экономический кризис 1898–1905 гг. вызвал падение темпов производства и ухудшение жизни большинства рабочих, усилив социальную напряженность в обществе; неурожай 1891–1892 гг. в 17 российских губерниях, в числе которых оказалась и Нижегородская, спровоцировал масштабную эпидемию голода; неудачи в русско-японской войне; Первая мировая и революциивсе это шатало империю из стороны в сторону, играя на руку асоциальным элементам. Ну а у Нижнего была и еще одна причина для очень неспокойной жизни.
Злачное место
После того как традиционная ярмарка из Макарьева перебралась в Нижний Новгород, у местных полицейских заметно прибавилось работы, а заодно и головной боли. Каждый год с 15 июля и практически до середины сентября территория ярмарки становилась не только крупнейшей торговой площадкой международного масштаба, но и местом, куда в огромных количествах съезжались те, кто не ладил с законом. Воры всех мастейот мелких «тырщиков» до работавших по-крупному «парадников»; женщины легкого поведения, включая «хипесниц», обворовывавших своих клиентов при помощи наркотических или снотворных веществ; «кукольники» – мошенники, продававшие аппараты для печатания фальшивых денег, которые, кстати, имели обыкновение ломаться сразу после ухода продавца; «душегубы-убивцы» и прочая «публика» подобного рода наводняла Нижний в огромных количествах. Только в 1902 г. за время работы ярмарки на ее территории было зарегистрировано 663 случая нанесения побоев, 523 ранения холодным оружием и еще 550 ранений другого рода, 392 случая получения ожогов, зарегистрировано около 1000 нелегальных жриц любви.
Первыми на ярмарку, еще до ее открытия, приезжали так называемые «тырщики», по-другомуворы-карманники. «Работать» они начинали еще по пути в Нижний, промышляя, главным образом, на пристанях и пароходах. Присматривали наиболее доверчивых торговцев, в основном не сдержанных на язык и не брезговавших пропустить рюмочку-другую «за знакомство». А дальше все просто: в напиток жертвы добавляли определенные препараты, спокойно забирали имущество и сходили на берег на ближайшей стоянке. Там воры пересаживались на другой пароход, где обязательно находился очередной словоохотливый и наивный простофиля. В воровской среде это называлось сработать на «собачку» или на «малинку». Уже в городе к тырщикам присоединялись «городушники», промышлявшие кражами в лавках и магазинах под видом покупателей, а также обычные домушники, взламывавшие замки на входных дверях жилых домов. Самыми «интеллигентными» слыли ворыпарадники». По сути, это были те же домушники, которые отличались тем, что, практически не таясь, заходили в незапертые парадные домов и крали там все ценное.
Прием работы на «малинку» («собачку») использовали в местных притонах, число которых многократно увеличивалось в ярмарочный период, и многочисленных трактирах. Именно летом на ярмарке случались и убийства с целью ограбления.
Множество малочисленных банд, состоявших из обнищавших и опустившихся людей, занимались грабежами запоздавших или подвыпивших прохожих. В начале XX века в селе Сормово стали появляться крупные шайки из местных. При нападении на несчастных обывателей в ход они все чаще пускали уже не только кулаки, но и оружие.
И еще одна большая проблема для нижегородских полицейских того времениэто улица Миллионная (сейчас ул. Кожевенная) – в просторечье «Миллиошка», где обитала городская беднота; притоны Кунавинской слободы и рынок Балчуг, завсегдатаями которого были самые неимущие жители города и его окрестностей. Тем не менее и на этом рынке орудовало достаточное количество мошенников, разводивших на деньги и покупателей, и продавцов.
В общем, криминальный мир Нижнего Новгорода на рубеже двух веков был весьма многоликим и изобретательным...
Подготовила Марина Кудрявцева.

Продолжение следует...

Лента новостей