О ЛЮДЯХ
Николай Ростовцев. За культуру в провинции
На Борском телевидении Николай Ростовцев работал на общественных началах, то есть не за деньги. За культуру, если можно так выразиться. В начале 2000-х годов Николай Анатольевич был ведущим программы, которая называлась «Видеоканал культуры «Провинция»0+. До того на ТВ «Левый берег» уже был свой видеоканал у стекольного завода, потом – у завода «Теплоход». А у культуры не было. Благодаря предложению Людмилы Александровны Куликовой, руководителя Борского информационного агентства и художественного руководителя телевидения, в начале нового века в эфире города Бор появился и свой канал про культуру. Его редактором стала Валентина Авдюхина, в то время – сотрудник БИА (о ней рассказ на страницах газеты еще впереди).
В жизни каждого человека, да и коллектива тоже, бывает период, который принято считать золотым. У Николая Анатольевича он пришелся на годы, когда он одновременно возглавлял Детскую художественную школу, Борский краеведческий музей и был соведущим большой телевизионной программы.
– Это было лучшее время, – вспоминает Николай Анатольевич, – таких положительных эмоций от работы я не получал никогда. Ни до, ни после.
Крестьянско-творческого происхождения
Николай Ростовцев родился в Нижнем Новгороде в семье, которую он называет сразу и крестьянской, и творческой. Крестьянской, потому что образования у родителей не было: отцу после полутора лет обучения было велено «пасти коров», а творческой, потому что отец умел многое – не только печку сложить. Он рисовал, вырезал из дерева – художник в нем прорывался наружу часто, просто время сложилось так, что было не до картин.
Николай был ребенком поздним, появился на свет, когда отцу было 40. И, наверное, мама с папой постарались вложить в сына то, что недополучили сами. Николай одновременно учился и в художественной школе, и в музыкальной. Окончил обе, но дальнейший выбор пал все-таки на художественное училище. В общем, баян был положен на полку, а молодой художник после училища отправился в Тонкино в художественную школу учить рисованию детей.
Невозможное возможно!
В городе Бор Николай оказался после армии. Это была его вторая художественная школа, в которую он тоже приходил дважды. Просто молодому человеку, а в нашем случае еще и художнику, был необходим опыт: не только жизненный, но и художественный, в переосмыслении действительности. Проще говоря, чтобы рисовать, надо видеть. А чтобы видеть, надо знать. Николай решил: «Похожу-ка с годик по Волге матросом, лучших пленэров не найти». А затянуло на 11 лет. Даже окончил Водный институт – судоводительское отделение. И все же художник поборол волгаря и Николай Анатольевич вернулся к тому, с чего начинал, – в художественную школу. Борскую.
Ей Николай Анатольевич отдал 17 лет жизни. Начинал в деревянном здании, которое стояло на рынке, неподалеку от Успенской церкви. Его давно уже нет. И сегодняшней художественной школы в ее нынешнем здании могло бы не быть. И фасадной облицовки, и газонов напротив школы со скульптурами малой формы. Ничего могло бы не быть. А стало. Николай Анатольевич благодарит за это тогдашнего главу района, мэра города Владимира Александровича Иванова, а мы вправе поблагодарить Николая Анатольевича Ростовцева.
– Это было тяжелое время, – Николай Анатольевич удивляется до сих пор, – невероятно тяжелое. Людям месяцами не выплачивают зарплату, бартер вместо денег, а мы открываем новую школу. Как это вообще оказалось возможным, не понимаю до сих пор.
90-е годы многие вспоминают нехорошими словами, но не все. А может быть, это тоже некий миф, спустя двадцатилетие укоренившийся в массовом сознании, о «лихих 90-х». Ведь это было время возможностей, когда двери открывались и заборы еще не были такими высокими.
– А сегодня – смотрите, заборами огорожено буквально все. Какими широкими были уличные пространства раньше. Сегодня из 10 входов-выходов работает только один. Тогда было много сложностей, много проблем. Но это было невероятно живое время!
С чувством прекрасного
В это время Николаю Анатольевичу предложили возглавить музей после ухода на пенсию Аскольда Владимировича Закусова. Николай Анатольевич отказался уходить из школы. Тогда ему предложили совместительство. Почему? Может быть, потому, что около школы, например, появилось небольшое арт-пространство со скульптурами музыканта, художника. Первую композицию из бетона Николай Анатольевич создавал (или же лепил) вместе с учениками: прекрасная практика для ребят, развивающая и художественный вкус. Первая композиция – самая высокая из скульптур: завершают ее две птицы – фламинго. Тогда эта песня была очень популярной: «Розовый фламинго, дитя заката…» Николай Анатольевич смеется: «Вот, памятник себе ненароком поставил».
В 2006 году Николаю Ростовцеву предложили возглавить Нижегородское художественное училище. Николай Анатольевич вернулся в Нижний. Конечно, вряд ли он жалеет об этом, но нотки ностальгии в его воспоминаниях звучат. Да какие там нотки – звучит целый оркестр!
– Я сейчас работаю – невероятное количество отчетов, бумаг, бумаг, бумаг... Колоссальное количество! Вот я представляю, можно ли было при нынешних порядках открыть школу тогда? Кто бы сегодня мне разрешил все спроектировать до последней розетки? Ведь никакой лицензии не было.
Зато есть школа. Арт-пространство, которое сам Николай Анатольевич называет аллеей. И, самое главное, скольким молодым ребятам удалось привить чувство прекрасного?! Этого точно не знает никто. Потому что не только школа и не только музей, но и еженедельная телевизионная программа, объемная, не 10–15 минут. В ней говорили о высоком и нравственном, о возможностях и открытых дверях, в которые даже не надо стучаться. Николай Анатольевич с гордостью вспоминает, сколько выставок удалось привезти в небольшой город-спутник областного центра, сколько поднять тем, глубоких и важных, на местном телевидении, благодаря которому путь до сердец конкретных жителей становился намного короче.
– Местное телевидение – невероятно нужная вещь. Потому что оно отображает непосредственно твою жизнь и жизнь твоих друзей, соседей. И я благодарен судьбе, что в лучшие годы со мной были эти возможности – не только научить детей чему-то новому, но и расширить их границы прекрасного.
Очевидно, что Николаю Анатольевичу это удалось. И это действительно прекрасно.
* * *
Программа «Видеоканал культуры «Провинция» 0+ выходила на ТВ «Левый берег»12+ с 2002 по 2006 год. Рассказывала о событиях культурной жизни Бора, собирала под свое крыло художников, музыкантов, поэтов, историков-краеведов, книгочеев... Всех тех, кто творил и созидал на борской культурной ниве
Программа «Видеоканал культуры «Провинция» 0+ выходила на ТВ «Левый берег»12+ с 2002 по 2006 год. Рассказывала о событиях культурной жизни Бора, собирала под свое крыло художников, музыкантов, поэтов, историков-краеведов, книгочеев... Всех тех, кто творил и созидал на борской культурной ниве
* * *
Николай Анатольевич Ростовцев – заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», преподаватель Нижегородского художественного
училища
Николай Анатольевич Ростовцев – заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», преподаватель Нижегородского художественного
училища
* * *
Николай Ростовцев:
«Местное телевидение – невероятно нужная вещь. Потому что оно отображает непосредственно твою жизнь и жизнь твоих друзей, соседей. И я благодарен судьбе, что в лучшие годы со мной были эти возможности – не только научить детей чему-то новому, но и расширить их границы прекрасного»
Павел Оленин,
фото: архив БИА
фото: архив БИА