РАЗНОЕ

Золотая ли жизнь в деревне Золотово?

Сегодня мы продолжим знакомство с теми, кто городскую суету променял на неспешное деревенское житие. Хотя о неспешности бытия героев говорить опрометчиво: жизнь в сельской глубинке для них стала настоящим приключением, достойным экранизации или романа. Ну что, отправляемся в деревню Золотово? Поехали! Гусевы – люди в нашем округе известные, о них писали в самом начале их деревенской эпопеи, а год назад СМИ рассказали и о трагедии этой семьи. Впрочем, обо всем по порядку…

В один из теплых сентябрьских дней отправляюсь в гости к Гусевым. Меньше получаса на машине без пробок – и ты уже в деревне. Ищем дом наших героев, где располагается конный дворик «Черная вьюга». Всю деревню проехали, свернули на дорогу с кочками и ямами. Наконец видим здание фермы, тракторы, слышим ржание бегущей нам навстречу молодой лошадки. А вот и хозяйка выходит. Гладко убранные волосы, рабочая одежда. Вслед за ней – парень лет двадцати, серьезный, подтянутый, чувствуется, что именно он сегодня главный помощник для мамы…
– Вот наша ферма! – пригласила Ольга, широко распахнув дверь конюшни.
Здесь и обитают ее подопечные, правда, тут сейчас пусто. Кто-то в леваде на свежем воздухе, а кто-то свободно резвится на поляне. Разговор предстоял долгий, интересный, ведь двадцать лет назад Ольга Гусева, наверное, так же, как и я, с трудом выносила запах навоза, будучи жителем областного центра.
Городская девчонка
В 1970-х гг. большинство деревенских жителей мечтали переехать жить в город. Вот и родители Ольги, Александр Вениаминович и Елена Николаевна, воплотили в жизнь эту мечту. Папа родом из Кстовского района, мама – из Дальнеконстантиновского. Познакомились на танцах, создали семью и уехали в Горький за счастьем. Но…
– На выходные я ездила в деревню к маминым и папиным родителям, у которых были хозяйства. Потом и мы приобрели садовый участок, но я, кроме прополки травы, ничем там не занималась. Но один момент помню до сих пор. В саду рядом с нами был выгул нетелей, а у пастуха была лошадь. Тогда я подумала: «Вырасту – и у меня будет своя лошадка», – рассказывает Ольга.
После школы Ольга решила поступать в сельхозинститут на экономиста, но не прошла по баллам. Выучилась на портного верхней одежды, работала в ателье и на мебельном производстве, но чувствовала – не ее это. Устроилась на завод «Гидромаш». Здесь и встретила свою судьбу – оператора станка ЧПУ Сергея Гусева.
– В марте мы познакомились, а в октябре поженились. Жили на Автозаводе в половине частного дома мужа. Родился первый сын, Паша, и мы с Сергеем приняли решение переехать в деревню и серьезно заниматься сельским хозяйством, – делится своей историей Ольга.
Листочки на деревьях покачивались золотыми монетками в такт ее словам, а возле наших ног бегал, резвясь, рыжий котенок, шерсть которого отливала золотом. И чего я удивляюсь? Ведь мы же находимся в Золотове!
Почему Золотово?
Почему Гусевы выбрали именно эту деревню? Южное направление области они вообще не рассматривали, интересовались Борским районом: здесь равнины, леса, реки, озера. Ездили в Толоконцево, Тайново, Рябинки, Малое Пикино, но остановили свой выбор на Золотове. Здесь им понравилось! Кирпичный дом стоит на окраине деревни, вокруг – поле, березы. Эта земля была бесхозной, зарастала, вокруг – залежи мусора. Да и дом был в убитом состоянии…
– Родители сетовали: «Мы уехали из деревни в город, а вы назад. Справитесь ли?» – вспоминая те дни, улыбается Ольга. – Завели первую телочку, она жила в маленьком сарайчике. А потом начали строить двор. Интернета не было, многое подсказывали родители, которые помогали в стройке. Трудности начались, когда мы захотели идти дальше – развивать молочное направление.
От личного подсобного хозяйства Гусевы перешли в статус крестьянско-фермерского. Не один кабинет прошла Ольга, чтобы получить помощь от государства. В 2012 г. в Управлении сельского хозяйства семье предложили подать заявку на грант. И они выиграли! На полученные средства построили ферму, в которой жили дойные коровы, телята, козы, свиноматки, перепелки, фазаны, куры-бройлеры. А в 2016 г. фермеры купили первую лошадь.
К слову, 20 лет назад переезд Гусевых в Золотово был воспринят местными жителями неоднозначно. А когда Гусевы взяли в аренду бесхозное поле, некоторые возмутились: мол, они бы тоже могли это поле использовать! Даже жалобы разные писали… Но начинающие фермеры старались все решать мирно.
– Со временем люди поняли, что мы не сдаемся… Сейчас с местными дружим, общаемся. Они приходят на экскурсию, покататься на лошадках, покормить их, – говорит хозяйка фермы.
В симбиозе с природой
– За эти годы не было желания все бросить и уехать в город? – спрашиваю я.
– Никогда! – отвечает не задумываясь Ольга. – Даже когда на пожаре погиб муж и сгорела ферма, я знала, что останусь здесь и продолжу наше дело. Все, что мы делаем, – ради детей, которые будут здесь жить в симбиозе с природой. Кто переезжает в деревню, тот там и остается…
Но вернемся к нашему рассказу. В 2016 г. в хозяйстве Гусевых появилась первая лошадь тракенской породы – с нее и начался конный дворик «Черная вьюга». Это название придумал сын Павел: летала черная лошадка по белоснежному полю, словно растворяясь в дымке. Потом появились и другие лошади, молодняк. С коровами пришлось расстаться и полностью переключиться на лошадей. В 2022 г. Ольга прошла обучение по программе «иппотерапия» и получила квалификацию «тренер по адаптивной верховой езде». Теперь она бесплатно работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и трудится оператором на местной АЗС. Летом – огород, сенокос, заготовка кормов, а зимними вечерами собирает картины из алмазной мозаики.
Найти свое место в жизни и не предать мечты, несмотря на вызовы судьбы, – достоинство сильного человека. Откуда моя героиня черпает силы? В деревенской жизни и в детях.
О плюсах
У Ольги трое детей: старший сын, Павел, младший, Вадим, студент Борского губернского колледжа, и дочь Соня – учащаяся Ситниковской школы. При нашей встрече присутствовал только Павел, младшие дети были на учебе. Присоединилась к разговору и мама Ольги, Елена Николаевна, они с супругом помогают дочери.
– Дети в деревне всегда под присмотром, здесь все друг друга знают, да и в телефонах они у нас меньше сидят, – рассуждает Елена Николаевна.
Я подметила, что сидевший с нами Павел ни разу не достал из кармана телефон.
– Днем дел много, а вечером в телефоне смотрю информацию по технике, нужной в работе. Чатиться неинтересно. Есть друзья, знакомые, с которыми вижусь часто, этого общения достаточно, – рассказывает Павел.
– Второй плюс деревенской жизни – свежий воздух, чистая экология. Вышел утром из дома – пакет белых грибов набрал, ягод, – говорит о местных бонусах Олина мама. – Рядом река Линда, чуть дальше – озеро Спасское. Дед у нас – заядлый рыбак, и Вадик с ним за компанию. Словом, живем обычной деревенской жизнью, которой жили наши предки!
– Деревенская жизнь позволяет приобрести множество полезных навыков, – продолжает тему Павел. – Сегодня делаешь крышу на веранде, завтра чинишь ворота, послезавтра ремонтируешь технику, то пашешь, то копаешь.
– Но это происходит, если дети приезжают в деревню в маленьком возрасте или тут рождаются, – замечает Ольга. – Если ребенок попадает сюда подростком, ему деревня не интересна, он, как и в городе, будет сидеть в телефоне…
В Золотове есть и блага цивилизации: свет, газ и чистейшая вода, которую Гусевы берут из скважины. У соседей, правда, с водой гораздо хуже.
– Чистая – не по всей деревне. В тридцати метрах от нас вода ужасная, с избытком железа, у соседей прямо коричневая, – рассказывают хозяева.
А еще в Золотове нет ни поликлиники, ни магазина… Это уже о минусах.
Без проблем не бывает
О некоторых благах комфорта жители Золотова только мечтают. Вроде бы живут близко к городу, а хорошего транспортного сообщения нет.
– Последний автобус от нас уходит в пять часов вечера. Если нет машины – это беда! – говорит Елена Николаевна. – Ходят к нам четыре автобуса, но они пройдут утром, потом в обед, затем вечером. А хотелось бы, чтобы транспорт ходил каждый час. Вторая проблема – в деревне нет магазина, ближайший – за четыре километра отсюда. Недавно открыли магазин в Серебряном Бору. А так ездим в Толоконцево, на Дружбу или на Бор…
– И еще одна наша извечная российская беда – дороги, – вздыхает Ольга. – По центральной улице Золотова по программе «Вам решать!» дорогу сделали, а нашу улицу – нет, так как мы не набрали голосов. В деревне живет человек 150, 22 дома. Мы с горем пополам набрали 760 голосов, но не хватило…
– А еще свет у нас часто отключают. Здесь много линий электропередачи, рядом высокие деревья, которые валит ураган, – замечает Павел. – Не все гладко в деревне, но в город не уеду: мне там делать нечего.
Показать людям другую деревню
Всю свою сознательную жизнь Павел провел в деревне, видел, как трудятся родители, и сам хотел хозяйством заниматься. А после увлекся машинами. В 2015 г. вместе с другом собрали карт (машина для картинга), потом еще что-то конструировали. А дальше у Паши появились зарубежные автомобили, потом перешел на отечественный автопром – дорого стало иномарку содержать. Так что с техникой парень дружит, даже с тракторами, необходимыми в хозяйстве, успешно справляется. Отучился в Борском губернском колледже, отслужил в армии и вернулся в деревню. Окончил школу фермеров по государственной программе от Россельхозбанка при сельскохозяйственном институте. А в следующем году Павлу Гусеву предложили пойти учиться в Сельхозакадемию.
– Мое место – в деревне. Я продолжу родительское дело. А главная цель – возродить сельское хозяйство в нашей стране, – уверенно говорит Павел. – Деревню легко возродить, если в это верить. Но у людей этой веры с каждым годом все меньше: старики умирают, деревни пустеют, а те, что находятся ближе к городу, застраивают большими домами. Но это уже другая жизнь, которую трудно назвать деревенской. Чтобы людей привлечь в деревню, им нужно показать, что такое современная деревня на самом деле. До сих пор к нам приезжают покататься на лошадях и спрашивают: «Наверное, тяжело рано вставать и поздно ложиться?» Это заблуждение. Мы установили свой режим, и животные под него подстраиваются. Встаем в 6.30, поскольку в 7 часов Соню забирает школьный автобус. После занимаемся хозяйством и в 21.00 мы свободны. Так ведь и в городе люди допоздна делами занимаются.
Есть у Павла мечта – открыть агротуристический комплекс для тех, кто хочет приехать в деревню, чтобы люди окунулись в деревенскую жизнь, остались переночевать, а наутро можно козу подоить, на лошади прокатиться… И, чтобы осуществить эту мечту, энтузиаст уже собрал команду единомышленников – друзей, знакомых, которые тоже выросли в деревне. Ну а Ольга, конечно, поддерживает своего сына.
Послевкусие
Из Золотова я уезжала абсолютно счастливой и с большой надеждой в сердце на скорые счастливые перемены для ее жителей. Верю, что появится в деревне Золотово агротуристический комплекс, а значит, быть здесь и ровным дорогам, и магазину, и автобусы сюда будут ходить чаще. Ведь золото деревни Золотово – в людях, которые умеют свои мечты воплощать в жизнь.
Лариса Толстых, фото автора
* * *
Ольга Пантюхина: «я пытаюсь сплотить людей»
Староста деревни Ольга Пантюхина – тоже не коренной житель Золотова, переехала сюда в 1991 году из Нижнего Новгорода. Семья купила здесь дом. Правда, сейчас трудится Ольга Николаевна специалистом в администрации Нижегородского района, но и деревенские проблемы из поля зрения не выпускает.
– В прошлом году по программе «Вам решать!» была отремонтирована дорога на центральной улице. Нынче поступило предложение сделать и вторую улицу, но необходимо софинансирование – с каждого дома надо собрать по 39 тысяч рублей. Не все жители к этому готовы, приходится искать спонсора…
Проблем в деревне много! Нет детской площадки. Возле своего дома я установила качели, качалку, турник и песочницу, чтобы ребятишки там могли поиграть. Через дом раньше был овраг, туда деревенские мусор таскали. Там мы и решили сделать детскую площадку – ​сбросили в овраг корни деревьев, глиной засыпали, но оказалось, что земля эта не муниципальная, а леспромовская. Надо другое место искать.
Проблема у нас и с транспортом. Надо бы сделать дорогу на деревню Борисовку, там автобусы ходят чаще. Тут лесополоса, рядом железная дорога – ​за детей, идущих пешком, опасаешься. Да и остановка у нас красотой не блещет, на площадке – ямы и лужи.
А народ к нам в деревню переезжает, в молодых семьях уже и детки здесь рождаются. Летом много дачников с детьми. Но пока здесь каждый сам за себя. У нас был пруд хороший, раньше в нем купались, ловили карасей. Сейчас он заилился. Дачникам до порядка в Золотове дела нет, даже за участками возле своих домов не следят. Я пытаюсь сплотить людей. К 9 Мая организовываем субботники. Приводим Золотово в порядок: вазоны гранитные поставили, помойку перенесли, огородили площадку. На деревенские сходы собираю людей около своего дома. Но хотелось бы иметь площадку для собраний и выступлений артистов художественной самодеятельности, у нас ведь клуба нет…
* * *
Золотово в цифрах
По официальным данным, на 1 сентября 2024 года численность населения деревни Золотово (Ситниковский теротдел) составляет 134 человека. В том числе детей в возрасте до 6 лет – ​четверо, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет – ​6 человек, молодежи от 18 до 29 лет – ​16 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет – ​62 человека, пожилых людей – ​39 человек, а долгожителей старше 80 лет – ​семеро.

Лента новостей