О ЛЮДЯХ

Свете тихий отца Евгения

1 1 1 1 1
Сорок лет назад, 14 августа 1980 года, в Успенском кафедральном соборе (г. Иваново) архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий рукоположил его во дьяконы, а спустя две недели – 28 августа – во иереи.

–Мы привыкли ставить временные зарубки, называем их юбилеями, – говорит отец Евгений в ответ на предложение об интервью к юбилею. – Но с недавнего времени мне лично четко представилось, что речь моя должна быть, скорее, исповедального характера, а не как отчет или подведение итогов. Результат у Бога, и вовсе не факт, что будет одобрение Бога – Судии – и сразу же прощение. Может быть, будет какое-то наказание – испытание. Там…
Первая литургия
–На днях наугад открыл книгу Игнатия Брянчанинова: «Пред глазами его – солнце на лазоревом, чистом небе и бесчисленные отпечатки солнца в бесчисленных каплях росы на лугу обширном». Прочел эти строки святителя из рассказа «Роса», и они напомнили мне мою первую самостоятельную Божественную литургию, совершенную в храме, где не было какое-то время священника. Был праздник Покрова Пресвятой Богородицы, я только что закончил сорокоуст в Преображенском соборе города Иванова, и меня послали в то село. Сейчас я даже не помню его название. Там была одна единственная моя служба, потом – Успенский собор города Кинешмы, куда и было уже архиерейское благословение.
Волновался я сильно. В Преображенском соборе даже в будни не один священник, диакон (а в праздники и два-три), клирос, регент, псаломщик. А тут никого, кроме псаломщика. Даже алтарника не было: кадило с клироса бабушка подавала. На какое-то время я растерялся. Проскомидию четко совершил. Часы идут, заканчиваются. Надо возглас на Литургию возглашать, а у меня пауза – некоторое оцепенение. Держу напрестольное Евангелие, и какой-то миг (он показался мне долгим) – молчание. Оно, в общем-то, правомочно, но тогда это неосознанно было. И вдруг мой взор смещается чуть вправо и я вижу в окне на поляне перед алтарем какую-то серебряную вязь удивительной красоты. Снега еще не было, а только каждая веточка, скованная морозцем, каждый цветочек, лепесточек, вчера еще увядший – осенний, сегодня изморосью украшенный и солнцем освещенный. Звенит и светится сказочный ковер. И простор… Благостная картина – милость Божия. Тишина…
Благословенно Царство… Покров Пресвятой Богородицы… Запомнилось до сего дня.
Смена пути
–Вы из семьи священника, настоятеля Карповской церкви. Три Ваших родных брата – священники. Но Вы решили принять священнический сан лишь в 43 года, будучи до этого успешным художником. Что стало решающим в этом вопросе?
–Вообще, этот вопрос как бы не ко мне. Если бы жива была моя матушка, она бы ответила, как при жизни отвечала: «Я выходила замуж за художника». И это была правда. Правда человеческая, окрашенная советской действительностью.
Думается, что главной причиной «смены пути» были молитвы отца и, наверное, мамы, что внешне у нее не было выражено. Просто она слышала, что старший сын на Всенощных читает шестопсалмие, за Литургией – Апостола, может быть, и она соглашалась со своим мужем и присоединяла свои мысленные помышления на этот счет. А в какой-то момент (оказалось, что в 43 года) моя жена Лариса сказала: «Иди»… И я стал четвертым из братьев: о.Геннадий (старше меня по хиротонии на 11 лет), о. Александр, о. Константин. Плюс двоюродные братья-отцы Лев и Валерий и их папа, мой дядя – отец Михаил Юшков.
Все они были примером убежденности веры для меня, но учился я не у них. Учился – в смысле каких-то духовных тонкостей (а так люди все друг у друга учатся). К примеру, Сергей Иосифович Фудель раскрыл, показал глубину песнопения «Свете тихий». Как-то ненароком – за чаем – обратил внимание мое на красоту слов, и с тех пор я постоянно вспоминаю его тихий голос, проникновенно произносящий: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе!..». Сергей Иосифович не был ни священником, ни диаконом (он неоднократно сидел в лагерях только за то, что сын священника и православный), но я называю его «своим старцем».
Дорога, ведущая к храму
С Сергеем Фуделем отец Евгений – тогда художник Евгений Юшков – познакомился в Покрове, где Сергей Иосифович жил со своей семьей после лагерей (в Москву и в пределах ста километров вокруг нее дорога ему была закрыта), а Евгений Николаевич работал в местной церкви – в числе других художников поновлял стенопись. Именно в Покрове, вспоминает батюшка, с его супругой и детьми произошел один удивительный случай.
–Однажды я ушел в храм работать, а Лариса с Колей и Олей пошли погулять по окрестности. Сергей Иосифович их направил: «Вот туда пойдите, там ягодки можно пособирать. Только большую дорогу перейти». Их дом, где мы тогда остановились, был на окраине городка. Лариса рискнула. Надо сказать, что она всегда с большой опаской принимала подобные решения. Они пошли. Увлеклись, и не заметили, как удалились в глубь лугов и начинающегося небольшого леска. Неожиданно стала надвигаться гроза. А над ними высоковольтная линия! Лариса потеряла всякую ориентацию, способностью к которой она и раньше не отличалась, одним словом, заблудились. И что самое страшное – Лариса панически всегда боялась грозы, а тут еще высоковольтная линия. Она сказала детям: «Молитесь, я не знаю, где дорога». Так и хочется продолжить: «ведущая к храму». Моя «комсомолочка» взмолилась! Это я сейчас размышляю, а тогда мне до священства было еще около семи лет…
«Матерь Божия, помоги! – выдохнула матушка вслух, – просите, дети!»
Загремел гром, сверкнула молния. Дома она уткнулась бы в подушку и зашторила окна, а тут перед детьми надо держаться. И она держалась и слез не показала. И выходит, что молилась! Вдруг откуда ни возьмись из кустов выходит старушка! И на вопрос, как выйти, легко и просто указывает путь. Потом, всякий раз вспоминая это, Лариса больше всего удивлялась: «Буквально сделав два шага, я обернулась, чтобы поблагодарить старушку, а той уже не было. Куда она подевалась?»
Вот такой собственный опыт краткой, но из глубины сердечной вырвавшейся молитвы... Сейчас я больше всего желаю, когда окажусь Там, увидеть ее и быть с ней рядом. Мне кажется, мы будем рады друг другу.
Только бы послужить
Кинешемский период (14 лет) отца Евгения был очень насыщенным: службы каждый день, один выходной в неделю по составляемому настоятелем графику. В сентябре 1994 года протоиерей Евгений Юшков был переведен в Нижегородскую епархию. А до этого в течение нескольких месяцев ему посчастливилось послужить со своим отцом – протоиереем Николаем Юшковым.
–Последним местом службы папы был храм во имя архангела Михаила в Большом Козине. Ему было 84 года, он был уже почислен «за штат». Условия там были хорошие, радовало его и то, что я ему помогал. Месяц делился пополам: две недели я был в Кинешемском соборе, две другие служил с папой. Храм только начали восстанавливать, народу много, и одному старому батюшке не под силу. Но как-то все обустраивалось. Было даже предположение, что мне будет назначение именно в Козино. Но Владыка Николай определил мне Бор – Сергиевский храм, используемый в советский период как Дом пионеров. Начинался самый активный и деятельный период в моей священнической жизни. Я был настоятелем Сергиевского храма, возрождающегося, можно сказать, из руин, и благочинным Борского округа. Забот немало.
Забот немало у отца Евгения и сейчас. Службы во Владимирском храме – в воскресенье и по праздничным дням, на неделе – причащение и соборование болящих на дому и в больнице, отпевание, другие требы… Не перестает батюшка и слово пастыря в мир нести: его размышления печатаются в литературном журнале «Вертикаль» 12+. А недавно духовные дети обратились к нему с просьбой – оставить им поучение.
–Читай как завещание, – говорит отец Евгений. – Неожиданно! Хотя все завещания давным-давно сделаны. Они в Евангелии, в Посланиях апостолов, у святых отцов, в Божественной литургии, в Символе веры. Еще 150 лет назад Игнатий Брянчанинов рекомендовал быть осторожным в избрании духовного отца и сверять свой путь со Христом и Евангелием.
Оксана Москвина,
фото: архив БИА

Комментирование недоступно. Войдите в свой аккаунт!

НОВОСТИ

Маршруты здоровья

Если у вас нет возможности прийти к доктору на прием, значит, врач приедет к вам!

Диспансеризация уходит в цифру

Пилотный проект Минздрава России и Федерального фонда ОМС по цифровой диспансеризации прой...

«Алиса», который час?

Завершенный и стильный вид приобрел Центр внешкольной работы «Алиса».

Для молодых и активных

Популярный у молодежи скейтпарк на Борском Волгоречье в минувшее воскресенье едва вместил...

Коротко о важном

22 сентября состоялось очередное заседание Общественного совета при Отделе МВД России по г...

Коллекторы нарушают ваши права? Сообщайте судебным приставам!

С 5 по 22 сентября ГУФССП России по Нижегородской области проводит информационную акцию по...

Стартовали рейды по взысканию налоговой задолженности

Сотрудники Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской обла...

Судебные приставы стали участниками Всероссийского марафона в поддержку донорского движения

Сотрудники Главного управления ФССП России по Нижегородской области с участием молодежного...

Маршрут Победы

Группа борских юнармейцев посетила город-герой Волгоград в рамках проекта «Горький – Стали...

Все сработали хорошо

Ежеквартальное заседание членов Борской ассоциации товаропроизводителей состоялось на мину...

ГУБЕРНИЯ

Категории