О ЛЮДЯХ

«Город Бор в моей судьбе...»

В городе Бор он родился, здесь жил и живет, здесь работал, а теперь ушел на заслуженный отдых. Но осенними солнечными днями и прохладными вечерами Александр Викторович Киселев продолжает уже неофициально инспектировать свою родную борскую территорию, радуясь тому, как изменился город… Ему есть что вспомнить и о чем рассказать. Наверное, когда-то он даже напишет мемуары о том непростом, но таком интересном периоде своей жизни, когда стоял у руля Борского округа.

Журналист телеканала «Левый берег» Оксана Москвина пригласила экс-главу Борского округа Александра Киселева на «НеЧайный разговор» 12+. В беседе за чашкой чая Александр Киселев открылся с новой для нее стороны. И эту беседу сегодня предлагаем нашим читателям…
– Александр Викторович, каким был Бор Вашего детства, что наш город безвозвратно потерял и что приобрел?
– Бор у каждого человека свой! Я вырос на улице Пушкина в доме 111, что стоял на рыночной площади. Бор в детстве – это песчаные улицы, дорога из булыжника, которая вела на Перевоз, головастики в Мухинском озере… Рыночная площадь была шумная, пыльная и провинциальная. Все время вспоминаю, и своим коллегам рассказывал, что в годы моего детства не было центральной канализации, а за водой ходили на колонку, которая стояла на улице Пушкина. И все нечистоты, которые образовывались от жизнедеятельности, оказывались на пыльной дороге, на которой мы играли в волейбол, вышибалы и калим-бамбу. Но в ту пору мы на это внимания не обращали…
– А что сейчас находится на месте дома, в котором Вы выросли?
– На месте моего дома детства стоит новое, современное здание, которое, я считаю, украшает нашу рыночную площадь. Ведь рыночная площадь со времен моего детства и до сегодняшнего дня – это своеобразная лакмусовая бумажка изменения Времени, и все дома, которые были в моем детстве, – и 112-й дом, и дом строчевышивальной фабрики, и общежитие «строчки» – все сегодня ушло в прошлое… Дом поставил мой прадед. Конечно, было больно принимать решение о его сносе. Сегодня Бор безвозвратно потерял ту провинциальность, которая была, – маленькие домики, резные наличники – и этого жаль… Но Бор приобрел новые современные здания. Если раньше на рынке бабушки с мешками сидели и торговали семечками, то сегодня борский рынок – один из лучших рынков на территории Нижегородской области!
– А люди изменились?
– Изменились. Стали меньше общаться. Сегодня я смотрю на своих внуков – они не расстаются с гаджетами, больше времени проводят в виртуальной жизни! А мы росли тогда, когда и сотовых телефонов не было, и телефоны-то мы делали из спичечных коробков, для того чтобы с одного угла улицы можно было бы «поговорить» с другим углом улицы. Главным было общение. Считаю, что живое общение с другими людьми – это главный дар, данный человеку в этой жизни!
– Александр Викторович, если говорить о сегодняшнем Боре и представить его как живой организм, какой у Бора характер?
– Достаточно динамичный! Опять же, если посмотреть на Бор нашего детства – это один перечень предприятий, которые работали, – это мускулы организма. Ведь именно промышленность и сельское хозяйство – основное, что дает толчок развитию жизни на территории. И у Бора сегодняшнего эти мышцы хорошо накачаны. Бор ни в коем случае не будет останавливаться, он уверен в своем развитии и обладает перспективными проектами. Я в выходной день специально проехал наши общественные пространства. Была прекрасная погода, и я побывал на Мухинском озере, на Моховых горах, на Юрасовском озере – и везде люди, вокруг кипит интересная, бурная жизнь!
– Александр Викторович, обычно спрашивают – чего Вы желаете, а я спрошу – чего Вы не желаете нашему городу?
– Я не желаю Бору, чтобы он стал похож на нашу столицу – Нижний Новгород. Считаю, что Бор должен сохранить свое лицо. Борчане всегда были самостоятельными, независимыми. И вопрос не только в географическом положении, вопрос в бюджете. Если у тебя на территории есть свой бюджет, не надо никуда ходить с протянутой рукой, можно решать вопросы самостоятельно.
– То есть, Вы не хотели бы, чтобы Бор стал частью, районом Нижнего Новгорода?
– Нет.
– Александр Викторович, у Вас большой круг общения. Много ли среди этих людей тех, кого Вы можете назвать друзьями? Что это за люди?
– Дружба – понятие очень серьезное… Круг общения на самом деле очень большой. И людей, с которыми и по работе, и в жизни приходилось встречаться, очень много. Но я не хочу сказать, что среди них много настоящих друзей. Друзей много никогда не бывает. Думаю, таких хороших друзей три десятка назову.
– В этом смысле Вы богатый человек!
– Значит, мне здорово повезло! Мы живем по-соседству с моим другом Валерием Михайловичем Голубиным. С ним познакомились 1 сентября 1973 года, он пришел из 3-й школы к нам в 9-й класс 4-ой школы. С того времени мы и дружим. Ходили когда-то семьями друг к другу в гости и мечтали жить поблизости друг от друга. Вот и построили рядышком дома. Сегодня, может быть, видимся гораздо реже, ведь у нас появились немножко другие обязанности. Мы теперь дедушки и больше времени уделяем внукам.
– Александр Викторович, к человеку, который обладает определенной властью, хочет он того или нет, зачастую тянутся люди и напрашиваются в друзья с определенными корыстными целями. Вы с этим сталкивались?
– Я этим вопросом никогда себя не озадачивал. Если у тебя есть возможность помочь человеку, ты должен это сделать!
– Но одно дело – помочь, а другое дело – помочь незаконно…
– Помочь незаконно – это не ко мне! Были такие случаи, когда кто-то из знакомых приходил и уже по совершившемуся факту просил помочь, и нужно было идти на какие-то определенные нарушения, – такого никогда себе не позволял и коллегам не советовал.
– А друзья могут Вас покритиковать, поругать, сказать: «Саша, ты тут неправ!»
– Конечно!
– Вас это не обижает?
– Если критика справедливая и конструктивная, почему на нее надо обижаться? Я воспринимаю критику, когда уважаю человека, когда могу у него чему-то научиться. Это когда в соцсети льются помои – другое дело… Но это стараюсь не читать. Сегодня в соцсетях высказываются люди, которые себя в жизни ничем не проявили, но считают себя специалистами по всем вопросам, и они начинают критиковать, учить. А ты покажи, что ты сделал своими руками, своей головой, а потом критикуй!
– Александр Викторович, кем Вы мечтали стать в детстве?
– Я вырос в кабине автомобиля ГАЗ 51. С пяти лет папы не было, но к мужчине все равно ребенок тянется. И папин брат – участник войны, фронтовой водитель, брал меня в кабину, сажал на коленки, я крутил баранку и всю жизнь мечтал стать водителем. Где-то в классе девятом брат мамы мне сказал: «Ты неправильно себе мечту выбрал, когда ты действительно встанешь на ноги, водителями будет большая часть населения!» И он оказался прав…
– А Ваша мама застала Ваш рост, увидела, кем Вы стали?
– К сожалению, нет. Но определенную степень роста мама застала, когда я пришел в 80-м году на завод «Теплоход». Я прошел уже приличную школу – мастер, начальник кузнечно-прессового цеха, секретарь парткома. Мамы не стало, когда я работал начальником механического цеха, до перехода в администрацию.
– Александр Викторович, с 23 сентября Вы на пенсии. У Вас достаточно много времени, чтобы что-то оценить, понять. Не было такой мысли: «Господи! Что же я рвался всю эту жизнь, сколько времени и нервов потратил! Работал бы начальником цеха, а не отвечал за целый округ...»?
– Такого, чтобы я проснулся утром и сказал: «Тебе нечего делать…», – не было! И, надеюсь, не будет. Жизнь прекрасна! Я до сих пор пока не могу оторваться от тех событий, которые были в моей жизни, переживаю за то, что происходит на территории. Но за неполные две недели уже съездил в лес, половил рыбку, имел удовольствие в выходной съездить в конно-спортивный клуб «Путьково» с внуками. Оторвал их от гаджетов, хочу, чтобы они привыкали к реальной жизни! К лошадям они еще с опаской подходят…
А ощущение, что все позади, еще не наступило. Сейчас переживаю за серьезный инвестиционный вопрос, и, если он решится положительно, мы с вами станем обладателями еще одного очень крупного предприятия – по производству сухого молока, которое будет потреблять в сутки сырого молока 380 тонн! А это даст толчок развитию сельского хозяйства…
– Александр Викторович, у меня такое впечатление, что Вы свою работу не воспринимаете тяжелой и неблагодарной, считаете ее любимой, замечательной и не хотите с ней расставаться!
– Но рано или поздно этот момент настает. Три пятилетки быть главой администрации – это и большая ответственность, и большой почет и уважение. Я для себя принял решение – не идти на четвертую пятилетку, а уступить место молодежи!
– Говорят, власть меняет человека. Насколько она изменила Вас?
– Честно говоря, я не могу судить, насколько она меня изменила. Пусть судят об этом мои домочадцы, мои друзья, земляки. Власть – это не упоение своими возможностями, а, прежде всего, ответственность! Что бы ни произошло на территории, все время стараешься оценить, а что ты еще сделал, для того чтобы это плохое событие не состоялось. К сожалению, на территории происходят различные ситуации, и ты, как глава, за них переживаешь и принимаешь такие решения, чтобы подобных ситуаций было меньше.
– Александр Викторович, это повышение 15 лет назад для Вас было желанным?
– Водителем я стать мечтал, а быть главой администрации у меня и в мыслях не было. Меня вполне устраивало положение первого зама. У нас с Владимиром Александровичем Ивановым (от ред.: глава Борского района с 1991 по 2005 гг.) состоялся хороший тандем, хотя тоже было непросто. Но однажды мы сели друг напротив друга, обо всем переговорили и друг друга поняли. В 2005 году в область пришел новый губернатор и предложил Владимиру Александровичу должность первого зама. Предложение он принял, так я стал исполняющим обязанности главы администрации, а потом прошел конкурс на должность главы. Это было решение нашей команды.
– Александр Викторович, 15 лет назад В. А. Иванов «оставил Вам в наследство» бурно развивающийся город, сегодня своему преемнику каким Вы передаете город?
– Город, который за 15 лет сделал хорошие шаги вперед: построены канатная дорога, Сергиевская слобода, площадь Георгия Победоносца, строится Волгоречье, в ближайшей перспективе появится причал, от которого будет ходить речной трамвайчик… Хотелось бы, чтобы и моим преемником стал член нашей команды. А всем борчанам, которые работают на благо нашей территории, хочу сказать спасибо. Любите свой город, берегите его и обустраивайте дальше для новых поколений!
Записала Лариса Толстых
БЛИЦ
– Верите ли Вы в судьбу?
– Конечно!
– Продолжите фразу: «Я никогда не прощу за…»
– За предательство!
– Какая из стихий Вам ближеогонь, воздух, вода или земля?
– Все-таки огонь
– О чем будут или могли бы быть Ваши мемуары?
– О тех инвестиционных проектах, которые сегодня работают на территории. Отвечу шире. Я процесс привлечения инвестиций сравниваю с брачным процессом. Тот, кто хочет привлечь инвестора, в данном случае глава, – с ним знакомится. Мы должны заинтересовать друг друга. Потом появляются уже какие-то взаимоотношения и на их основании появляется, конечно, не брачный, а инвестиционный договор. И потом рождается завод! А ты стоял у истоков этого знакомства, ты видишь, как сегодня твой уже «взрослый ребенок» производит продукцию, дает ее стране, люди там работают, получают зарплаты! И в этом месяце мы станем с вами свидетелями ввода в эксплуатацию самого крупного в Нижегородской области тепличного комбината на 300 рабочих мест. Об этом можно мемуары писать!
– Важнее любить или быть любимым?
– Важнее любить!
– Какую книгу планируете прочитать в ближайшем будущем?
– Хочу перечитать книгу Чапыгина «Гулящие люди» 6+.
– Продолжите фразу: «Сегодня я мечтаю о…»
– Сегодня я мечтаю о том, чтобы возобновить строительные работы на храме, который мы начали строить в дер. Юрасово.

Лента новостей