РЕЛИГИЯ

О чем поведал белый камень…

Многие из нас слышали таинственные истории о камнях-путешественниках. Предания и письменные документы с последовательным упорством уверяют о возможности подобных чудес. Вспомним Синь-камень – легендарный валун под Переславлем-Залесским, который был утоплен в 1778 году, а потом, медленно двигаясь по песчаному дну, вновь оказался на берегу. Или камень с острова Мона, который завоеватель Ирландии привязал к гораздо большему камню и приказал бросить его в море, но камень-путешественник вновь оказался на своем месте.

Кто-то назовет это геологической аномалией, а кто-то сочтет настоящим чудом. И если мы перенесемся в языческие времена, то еще волхвы учили взаимодействовать с силой и сознанием камня, передавать ему свою энергию. Так формировалась мощь Мест Силы. Наверное, этой чудодейственной силой до сих пор и обладают камни-путешественники? Многое еще неведомо земной физике, еще постигать и постигать ей Божие мироздание. А ведь подобный камень-путешественник есть и у нас на Нижегородской земле! И покоится он в деревне Сухаренки в маленькой часовенке под стеклом. Наверное, чтобы не убежал? Впрочем, тому есть другая причина.
На праздник к Егорию
Второго июня Русская православная церковь праздновала Вознесение Господне, которое отмечается на 40-й день после Пасхи. В этот день верующие идут в храм, чтобы поучаствовать в праздничной службе. В церкви люди молятся о благополучии и здоровье, ставят свечки за счастье близких и родных. Ну, а наши борские паломники отправились в Городецкий район – в церковь Спасо-Преображения, где есть придел в честь Георгия Победоносца. Кстати, во всей епархии этот придел воина-мученика – единственный.
…В 7 утра Наталья Балакина завела свой «Баргузин», и восемь сестер отправились в путь…
– Поездка эта получилась спонтанной. По интернету я посмотрела фильм про абхазские святыни, и меня заинтересовал Илорский храм в честь Георгия Победоносца. Этот святой в тех местах останавливался, ставил для военных палатки, пил из местного колодца. Место историческое! Уникальное! Там и построили храм в его честь. Одно из чудес этой церкви – кровоточащие иконы! Думаю, как бы хорошо туда съездить, но далеко слишком и отпуск нескоро. Может, где-то поближе есть храм в честь Георгия Победоносца? И в скором времени от пожилых паломниц узнала, что такой храм есть и у нас на Нижегородчине! Правда, нет там кровоточащих икон, а вот чудесный камень – имеется, – вспоминает Наталья о том, как рождалась идея этой поездки.
Сорок минут пути по хорошей асфальтированной дороге, и вот умный навигатор уже помог домчаться до указателя на Сухаренки. Бесконечные леса, поля, а вот и деревня – на холме, как корабль, возвышается старинный деревянный храм. Если спуститься вниз, можно увидеть заросший овраг, не совсем сухой (чувствуется, что когда-то здесь текли речные воды). И, действительно, в старые времена из Сормова причаливали к этому берегу «финляндчики».
Совсем недавно проводил здесь свои службы батюшка Георгий, который недавно почил. Прихожане батюшку любили и уважали, часто обращались к нему, чтобы обвенчаться или упокоить родственника с миром. Приходили к батюшке за советом и считали добрым знаком, что их священника зовут так же, как и великого русского святого, в честь которого назван храм. В народе до сих пор говорят: «Пошли к Егорию – помолимся».
Сегодня в церкви постоянного прихода нет, на службы посылают монахов из Городецкого мужского монастыря. Вот и на праздник Вознесения приехал службу служить иеромонах Серафим.
– Служба прошла на одном дыхании, – рассказывает Наталья. – А убранство храма – удивительное, словно попадаешь в позапрошлый век. Идешь – половицы деревянные поскрипывают, на них коврики круглые домотканые лежат, а иконы все старинные, почти черные, их оклады украшены расписными рушниками. Но иконы, как нам рассказали, в последнее время стали обновляться – сами! Начали светлеть.
На этот раз к нам в редакцию Наталья пришла не одна, а с прихожанкой Знаменского храма Татьяной Орнатской, которая только-только еще пролагает свою дорожку к Богу. По специальности паломница – зубной врач, но сейчас работает продавцом в церковной лавке. Много разных ситуаций произошло у нее в жизни, говорит, что в церковь ее привел Господь.
– После первых паломнических поездок у меня появилась тяга к духовной пище. Я съездила в Оптину пустынь, Наталья пригласила меня в Быдреевку, потом познакомила с Городецким Феодоровским мужским монастырем. В тему православия я только вхожу. Но от всех этих поездок у меня только позитивные впечатления. Меня восхитила домашняя атмосфера сухаревского храма, все люди такие доброжелательные! Удивили и певчие – люди очень пожилые, у них свой деревенский распев. Они не стремились к унисону, к вокальной красоте – пели очень естественно, громко, по-деревенски открытым звуком. Батюшка, слушая их, улыбался, – рассказывает Татьяна. – И, конечно, поразила местная святыня – белый известняковый камень, который покоится в местной маленькой часовенке на кладбище.
Тайна сухаревского известняка
Тут прямо хочется, как в русской народной сказке, сказать: «За оградкой на кладбище, в маленькой часовенке под замком и стеклянным саркофагом лежит чудо-камень, болезни исцеляющий». Некогда этот меловой известняк был в свободном доступе для каждого прихожанина. Но вместо того чтобы просто просить камень о помощи или, в крайнем случае, прикладываться к нему больным местом, люди его обглодали, обскребли, отбили и обтесали. С тех пор доступ к священному камню возможен только с помощью ключика, открывающего замок часовенки…
Женщина – староста храма открыла тот замочек борским паломницам, и те одна за другой подходили к священному камню, прикладывались к нему и просили, каждая о своем.
– Когда я приехала в Сухаренки, то плохо себя чувствовала, но помолилась, к камушку приложилась – и легче стало, – вспоминает Наталья. – Камень мне показался теплым, словно живым. В выемках камня – песочек. Истинная вера дает ему целебную силу. Сам известняк прямоугольный, длиной метра полтора и расписан странными, неведомыми знаками.
До сих пор ученые гадают, что представляет собой эта письменность. То ли это священный текст, то ли научный трактат, а может быть, историческое предание неизвестного народа? А может быть, сам Господь оставил нам свое небесное послание?
Этот священный камень имеет свою легенду. Во время очередного весеннего половодья река Волга подошла к деревне Сухаренки. Смотрят местные – плывет по реке камень, а на нем на коне святой великомученик Георгий. Волга отступила, а камень остался. Перенесли его жители на другое место, где решили заложить церковь. Наутро глянули – камень вновь на прежнем месте оказался, и так трижды было! Вот и поставили церковь Спасо-Преображения с приделом в честь Георгия-великомученика на пригорке. До сих пор она там и стоит! И все годы, за исключением трех лет в Великую Отечественную войну, в церкви шли службы. Говорят, в этой неоскверненности ее могучая чудодейственная сила, которую чувствует каждый, кто в нее попадает, будь то верующий или атеист. В 1954 году церковь загорелась от молнии. Тогда огонь затушили, да не водой, а только что надоенным молоком! Вот как заботились о святыне сухаревские прихожане, воистину не хлебом единым жив человек.
«Трактором не собьешь, только пальчиком тронешь…»
Еще в сухаревском храме есть легендарная икона в честь Пресвятой Троицы, и у нее тоже своя удивительная история.
Когда рушили церковь в соседних Зименках, устроили в ней тракторный парк. Учили сельских женщин на трактористов. Половину технической школы выстлали сорванными большими иконами, а малые иконки местные жители успели разобрать по домам и спрятать. И только одну икону, в честь Троицы, никак не могли тронуть с места, даже трактором ее сбрасывали – ничего не получалось! А в Сухаренках при местном храме жила староста Ефросинья, что была кликушей. Однажды приснилась ей эта непокорная икона. А наутро наняла она подводу да отправилась в Зименки. Лишь пальцем дотронулась до иконы – та и снялась со стены. С тех пор икона Пресвятой Троицы нашла приют в Георгиевской церкви как символ непобедимой веры.
– Икона эта массивная и высокая, очень темная, – делится своими впечатлениями Наталья. – Слева изображен на ней Иисус Христос, справа – Господь Бог в образе седовласого старца, а между ними – голубь (Дух святой). Я стояла перед этой иконой и рыдала…
– Когда подходишь к иконе – мурашки по телу! Ведь ты знаешь ее историю, и многое тебе открывается, – вторит паломнице Татьяна.
Сколько же древних легенд о чудотворных святых местах хранит нижегородская земля и пишет свои летописи, создает жития святых, а уж если ты сам посетишь намоленный веками храм да еще в православный праздник, то копилочка твоей души наполнится новыми впечатлениями и откровениями. С этой духовной копилочкой мы и предстанем перед Богом, ведь ни денег, ни вещей на небеса не возьмешь…
– Что для меня праздник Вознесения? – задумывается Наталья и тут же отвечает: – Стремление возвыситься до Небес! А это можно сделать только своей праведной жизнью, добрыми делами, молитвой, любовью к людям. Чтобы вознестись, надо работать над собой!
– А для меня Вознесение – это надежда, что жизнь не закончится. Я пока не рискну рассуждать на эту тему. Это сначала мне казалось, что я обладаю достаточной информацией, а потом Господь мне показывает – еще рано рассуждать о чем-то. Нужно больше читать, слушать, и я очень довольна, что паломники меня берут в свои поездки, – говорит Татьяна.
– Меня спрашивают, мол, как ты определяешься, куда ехать. А у меня такое ощущение, как будто мне кто-то подсказывает. Думаю, это мой ангел-хранитель, ведь нам далеко и не надо ездить, – улыбается Наталья. – В Нижегородском крае собраны уникальные святыни, здесь намоленные места. Как кто-то однажды мне сказал, что здесь и Иерусалим, и Афон, и все на свете! Надо знать историю своего края, своих молитвенников, святых.
Я поинтересовалась у Татьяны, какую литературу сегодня берут в церковной лавке, – оказалось, что Псалтырь.
– Берут в основном Псалтырь, и это тоже радует! – считает Татьяна. – Ведь люди начинают задумываться о многих вещах, более серьезно к своей жизни относиться. Многих к Псалтыри, к сожалению, приводят скорби. Умирают близкие люди, но уже хорошо то, что они сами стремятся за своих родственников помолиться. Ведь правильно говорят, что молитва ближних – самая добрая, самая скороуслышимая.
* * *
Поездка в деревню Сухаренки была короткой – в 11 часов борские сестры уже мчались на резвом «Баргузине» к родным пенатам. А вот впечатления от этой поездки, думаю, они сохранят на долгие годы. О чем поведал паломницам белый известковый камень? Будут ли его символы когда-нибудь расшифрованы? Быть может, это удастся нашим потомкам? Одно можно сказать точно: в тот праздничный день случилась синергия человеческой души и души камня, и тот целебный песочек, который сестры взяли с собой, наверное, потому и стал целебным, что они имели в своих сердцах веру, что будет прирастать с каждой новой поездкой. А таких путешествий у наших паломниц впереди немало…
Лариса Толстых,
фото из личного архива
Натальи Балакиной

Лента новостей