РЕЛИГИЯ
Старообрядчество. Незакрытая страница истории
С интересом прочел обзор исторических дат на 26 мая в 27-м номере «БОР сегодня» 16+. Одно из важнейших событий русской истории, упомянутых в нем, относится к 1666 году, когда Поместный Собор Русской Православной Церкви отлучил от церкви раскольников. Начался период раскола. Позволю себе остановиться на этой теме более подробно, тем более, что событие заслуживает того, чтобы к нему проявили самый пристальный интерес. И обидно будет, если память о тех неоднозначных исторических перипетиях вдруг выпадет из копилки современной народной памяти. А дело-то было так.
С конца X века, со времен князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко, на русских землях происходил активный процесс крещения Руси. Мало того, христианизация народов России продолжалась едва ли не вплоть до конца XVI века. Русское православие выдержало много испытаний, но так или иначе стало более чем господствующей церковью, оно стало духовным становым хребтом Российского государства. Причем Россия была в те времена едва ли не самой веротерпимой страной тогдашнего цивилизованного мира. В одной стране под короной Российской державы мирно уживались как самые разные народы, так и различные религии и религиозные течения. Царь Иоанн Васильевич Грозный совсем не зря в период завоевания Сибири давал наказ Ермаку: «Ермошка! Силой не смей крестить ни самоядь (то есть коренные сибирские народы), ни татарву. Иначе чрез то беда велика России будет…» И так миром и ладом русское православие заслужило авторитет и уважение среди всех народов и всех вероисповеданий многонационального и многоконфессионального Российского государства.
Время шло. Изменялся язык, менялись люди. Старые книги приходили в негодность. Да и те, что сохранились, не всегда были понятны потомкам первых русских христиан. Это когда-то, в домонгольскую эпоху, книги сербских и болгарских авторов, переводивших богослужебные тексты на славянский с греческого, были по всей Руси понятны без перевода. А за шесть веков древнерусский язык существенно обновился. В церковных книгах почти за 600 лет русского православия накопилось немало ошибок, описей, разночтений. И Патриарх Никон задумал провести богослужебную реформу.
Но время было крутое, нравы были достаточно грубыми. И каждая из противоборствующих сторон имела свою правоту, но не имела ни возможности, ни желания аргументированно ее отстоять. С одной стороны – разумное требование досконально изучить древнегреческий язык, что немыслимо без чтения античных авторов – не только христианских, но и едва ли не в первую очередь, языческих. Иначе как писать новые переводы? Но тут последовали возражения ревнителей древнего благочестия: негоже де священства веры христианской ересью Сократовой да Платоновой душу поганить!
Тогда Никон и его окружение пошли в другую крайность: объявили едва ли не все старые рукописные и печатные богослужебные книги ни больше ни меньше как богопротивными.
Такого русская душа выдержать не могла. Выходит, что все признанные русские святые, будь то Феодосий Печерский, Тихон Задонский, Александр Невский, Алексий Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный и другие, молились по нечестивым обрядам? Дружинники Минина и Пожарского шли в бой за русскую веру разве с богопротивными молитвами? Вот так, через взаимную нетерпимость, образовался церковный раскол.
История русского старообрядчества имеет немало драматических страниц. И на описание всех воистину трагических фактов и судеб в одной статье не хватит ни времени, ни места. Советую разыскать где-либо интереснейшую редкую книгу Ф.Е. Мельникова «История Древлеправославной (старообрядческой) церкви» 12+. Очень познавательное сочинение. Издана она, если не ошибаюсь, в 1990-м году.
Должен заметить, что нижегородская и в частности борская земля совсем не далеки от российского старообрядчества. Эти факты описаны как в документальной, так и в художественной литературе. В романе П.И. Мельникова-Печерского (прошу не путать с историком Мельниковым!) – знаменитой четырехтомной эпопее «В лесах» 6+ и «На горах» 6+ – не раз и не два упоминается село Кантаурово и говорится о том, что едва ли не пол-России звали шляпных дел мастеров и торговцев кантауровцами. Большинство кантауровцев тогда были старообрядцами. В романе Валентина Костылева «Питирим» 6+ упоминаются «знаменитые золотовские болота». Кроме того, в трудах краеведов Н.Ф. Филатова и Л.Ю. Варенцовой упоминается, что на территории современного Борского района располагалось имение Евдокии Урусовой – знаменитой проповедницы старообрядчества, ученицы легендарного протопопа Аввакума, сестры и соратницы боярыни Феодосьи Морозовой.
В общем, есть что почитать и есть над чем подумать. Советую также почитать книгу многоуважаемого Павла Григорьевича Лебедева «Поморцы Борского Заволжья» 6+ – о старообрядцах поморского согласия, жителях деревни Корельское. Вдумчивый читатель найдет в этой книге много интересного.
Что же касается давнего спора о старых и новых обрядах, то могу процитировать слова одного из старообрядческих проповедников: «Всякому хорошему человеку от Бога награда будет!» Вот в это мне и хотелось бы верить прежде всего.
* * *
P. S. Любопытные факты. Свыше 70% российского купечества – старообрядцы либо выходцы из старообрядческих семей. Среди старообрядческих купеческих фамилий – Бугровы, Морозовы, Рябушинские, Блиновы, Окишины и другие.
Игорь Чеботарев,
член Российского союза
профессиональных литераторов
член Российского союза
профессиональных литераторов