ОБЩЕСТВО

Буллинг – это не игра, буллинг – это насилие

В конце прошлого года всю страну потрясла брянская история, когда в одной из городских школ восьмиклассница устроила стрельбу из отцовского ружья. В результате бойни погибли две ученицы, включая виновницу трагедии, несколько ребят получили серьезные ранения. Выяснилось, что девочку нещадно травили одноклассники…

Вот такая история
В связи с этим мне вспоминается история, произошедшая с сыном моей приятельницы, которая проживает в другом городе. Их семья переехала в новую квартиру в другом районе. И как же радовалась мама, что ее сын будет учиться в прекрасной школе, которая находится в пяти минутах ходьбы от дома. Мишке было жалко расставаться с одноклассниками и любимым учителем Клавдией Петровной. Но ведь впереди – все самое лучшее! И вот она, ​встреча с новым классом!
– Прошло две недели, и я сына не узнала, – ​вспоминает мама. – ​Мой открытый миру, искренний сынуля превратился в замкнутого, агрессивного подростка. В дневнике появились двойки. Заглянув в ранец сына, обнаружила изрезанные бритвой тетрадки, учебники и пенал… «Миша, что происходит?..» – ​спросила я. Но сын упорно молчал, а потом злобно выдавил: «Дети – ​звери!» Тогда я поняла, что мой ребенок подвергся буллингу. На следующий день он мне прямо сказал, что в эту школу больше не пойдет.
Травля – ​болезнь группы
Чем травля отличается от детской агрессии? Почему жертва не может самостоятельно справиться с ситуацией и где искать из нее выход? На эти и другие вопросы дает ответы психолог Светлана Яворовская.
– Светлана Владимировна, что же такое буллинг?
– Я люблю русский язык. Слова типа «буллинг», «моббинг» – ​английские. Есть русское слово – ​«травля». Травля – ​это ситуация насилия, спланированное групповое действие, которое предусматривает нанесение жертве какого-то ущерба. Травля – ​это не проблема отношений между личностями, это болезнь группы. Если взять самых прекрасных детей и поместить их в неблагоприятные условия, может начаться травля. И совсем наоборот: если из неблагоприятных условий создать благоприятные, травля сойдет на нет. Когда люди объединяются по каким-то интересам, например в творческий или технический кружок, там не будет травли. А школа – это данность: дети вместе сосуществуют в течение 11 лет. Кто-то пытается получить знания, кто-то – развлечься, пообщаться с друзьями, а кто-то ждет, когда же это все закончится. И важно, чтобы у группы (в данном случае – класса) был ответственный за нее лидер. Но, к сожалению, бывают такие случаи, когда учитель свое право лидерства не обретает или теряет. И тогда это право подбирает человек, который в группе становится лидером. И в большинстве случаев это неконструктивный лидер, который может привести к негативной ситуации.
– О травле в школе существует много домыслов, клише, которые и рождают мифы. Мол, успешного ученика никогда травить не будут, а тихоню – ​запросто!
– Это миф первый: «Травить могут и безответного тихоню, и «звезду». Был случай, когда победительницу конкурса красоты затравили. Так решила группа.
Второй миф: «​Учитель мог не увидеть, что происходит в классе». Но, когда одному из детей плохо, надо постараться, чтобы этого не увидеть. Можно предположить, что педагог закрыл на ситуацию глаза, чтобы не вникать в нее.
Третий миф: «Если не бьют, то ничего страшного». Но затравить человека без применения физического насилия можно гораздо изощреннее, чем его избить, нанеся какую-то физическую травму.
Четвертый миф: «Научись давать сдачи – и тогда не будет травли!» Это тоже не работает. Был случай в нашей стране, когда ребенок занимался всеми видами борьбы, которые существуют в его маленьком городке, но травля этого школьника только усиливалась, пока в 9-м классе он не пришел в школу с топором.
Пятый миф: «Ребенок, который подвергается буллингу, будет попадать в такую ситуацию всегда и везде, куда бы он ни ушел, потому что причина в нем». Это не так! Травля – ​это болезнь группы, в которой человек находится.
Шестой миф: «Травля – ​это нормально, она подготавливает человека к взрослой жизни». Да, если мы готовим детей к тюрьме, надо их кидать в травмирующие события. А если человек готовится к нормальной жизни, зачем ему сломанная психика? И фраза «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» не работает. Все, что нас не убивает, оставляет нездоровые стратегии адаптации ко всем этим событиям…
«Что мне делать, мама?!»
– Светлана Владимировна, по каким признакам родитель может понять, что его ребенок подвергся травле?
– Родитель может определить, что у его ребенка что-то не в порядке, если он стремится быть со своим ребенком близким, чувствовать его, понимать. Он сразу заметит, что что-то не так. Если родитель живет с ребенком как сосед, будет момент, когда о проблеме ему сообщат из школы. А как сделать так, чтобы ребенок сам захотел поделиться? Бывают случаи, когда дети пробовали рассказать взрослому о своей ситуации, но получали в ответ: «Разберись сам», «Ты что, слабак?», «Что ты нюни распустил?». Даже если у ребенка с родителями очень хорошие, теплые отношения, он может быть просто не уверен, что взрослый знает, как помочь. Естественно, превентивные меры – самые лучшие. Ребенка нужно обучать навыкам словесного отпора, уверенного поведения до того момента, когда он уже попал в сложную ситуацию.
– Что делать родителям? Какие меры предпринять?
– Во-первых, успокоиться. Эмоции – ​всегда плохой помощник, к решению проблемы это не приведет. Сначала нужно поработать со своими чувствами, со своей тревогой, чтобы прийти в ресурсное состояние.
Во-вторых, поддержать ребенка. Выслушать его и всеми своими действиями дать понять, что он не один со своей проблемой, что у него есть поддержка. Нужно обязательно присоединиться к его чувствам: «Да, так неправильно, это несправедливо, так быть не должно». И объяснить, что так происходит не потому, что он какой-то не такой, и на месте жертвы может оказаться любой человек. А еще подсказать, как реагировать на травлю:
• Сохранять спокойствие.
• Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно, тогда обидчик потеряет интерес.
• Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить оскорбительные сообщения.
• Сообщить о нападках родителям и учителю.
• Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить внимание на их поведение нейтральными безразличными фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить», «Я знаю, что не умеешь по-другому развлекаться», «Жалко, что у вас не находится дел поинтереснее».
В-третьих, обратиться в школу.
• Сообщить учителю. Лучше – при личной встрече.
• Составить заявление на имя директора школы, изложив в нем все обстоятельства произошедшего, обратиться с просьбой разобраться и принять участие в разрешении сложившейся ситуации.
• Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.
• Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, обращайтесь в Управление образования и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли и администрации школы.
• Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета, в который входят классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
«Чучело» не станет «Принцессой»?
По статистике, каждый третий ребенок в той или иной мере на протяжении своей учебы в школе сталкивается с травлей (опрос проводили Общероссийское общественное движение «Народный фронт», Общероссийская общественная организация «Совет матерей» и АНО «Мама в праве» в 2020 году).
В любом случае у жертвы травли нарушается социальная адаптация, которая идет с какими-то сложностями. Люди в довольно взрослом возрасте, когда начинают вспоминать эпизоды своей травли, и даже те, кто были просто ее свидетелями, испытывают крайне негативные чувства – ​это навсегда оставляет след в их жизни. Отсюда все наши тревожности, депрессии, чувство одиночества, трудности в построении доверительных отношений. Есть последствия и для зачинщиков травли. Статистика показывает, что во взрослой жизни они гораздо чаще становятся нарушителями закона.
* * *
… А что же стало с Мишей? Позже я узнала, что его мама забрала документы сына из новой школы и Миша вновь стал учиться в старой. Просыпаться ему приходилось рано, чтобы добраться на другой конец города, но он был счастлив вернуться к своим друзьям-одноклассникам и любимой учительнице. В этом году он оканчивает школу, мечтает поступить в вуз, стать журналистом. Правда, маме признается, что опасается нового коллектива:​вдруг и там к нему отнесутся враждебно?.. Детские травмы трудно лечатся, они оставляют свой след и во взрослой жизни…
* * *
Травля и конфликт – ​это всегда насилие: ​физическое, психологическое. И там и там присутствует системность. Если Паша с Колей дерутся дважды в месяц, ​они конфликтуют систематически. И в том и в другом случае присутствует намеренность. Но эти три составляющие ​еще не травля. Травля – ​это неравенство сил: старший травит младшего, сильный – ​слабого, коллектив – ​одного.
* * *
Виды травли:
вербальная (словесные издевательства, оскорбления, сплетни)
социальная (все мы помним фильм «Чучело» 12+: игнорирование, бойкот, исключение из группы – очень тяжелый вид психологического насилия, он гораздо тяжелее, чем физическое избиение)
физический буллинг (физическое насилие, порча вещей)
кибербуллинг появился в нашем обществе недавно. Это запугивание и травля с использованием цифровых технологий (может проходить в социальных сетях, в приложениях для обмена сообщениями, на игровых платформах и мобильных телефонах. Это повторяющиеся эпизоды, цель которых – напугать, разозлить или опозорить тех, кого преследуют)
* * *
Где вам помогут?
В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия: 8 800 2000 122
Горячая линия «Травли.NЕТ»: 8-800-500 44 14
* * *
«Мирись и больше не дерись!..»
Сотрудники социально-психологической службы школы № 4 г. Бор считают, что самый эффективный метод решения проблемы буллинга – ​профилактика. Гораздо проще предупредить негативное явление, чем потом с ним бороться. Поэтому они работают со своими коллегами-педагогами, с учениками и их родителями, разрабатывают рекомендации и методики, позволяющие сохранять в детском коллективе уважительные отношения и доброжелательную атмосферу. Вот что о проблеме буллинга в школах рассказала заместитель директора школы № 4 г. Бор, педагог-психолог Светлана Федоровна Судакова.
Я думаю, в разных школах тема буллинга остра по-разному. Все зависит от той психологической обстановки, которая существует в школе, от позиции администрации, от позиции педагогов, которые там работают. Наша школа – ​многонациональная, но нельзя сказать, что буллинг в школе – ​распространенное явление. Хотя факты буллинга, к сожалению, есть.
Работа в нашей школе с этими фактами организована так. Если классный руководитель замечает, что в отношении ребенка идет травля, он должен об этом обязательно сообщить директору школы. Директор собирает социально-психологическую службу. Социальный педагог и педагог-психолог начинают работать как с жертвой, так и с тем человеком, который этот буллинг организовал. Но, кроме жертвы и агрессора, есть еще и те, кто включаются в травлю, идут за лидером. Есть просто наблюдатели, но они тоже содействуют этому буллингу, так как молчат, никому не рассказывают, делая вид, что это их не касается. Поэтому социально-психологическая служба работает со всем классом.
У нас есть школьная «Служба примирения», которой заведует социальный педагог. В эту «Службу примирения» входят в том числе и ребята-старшеклассники, которых готовят психологи на обучающих занятиях, рассказывают, каким образом не допустить конфликт, как его можно решить. Сами специалисты школы проходят специальные курсы.
Существуют определенные методики, процедуры, когда сажают обе стороны конфликта напротив друг друга и примиряют. Процесс примирения должен пройти так, чтобы ребенок, который буллил, не просто извинился перед жертвой, а чтобы он понял, в чем он неправ. Он должен осознать и понять, что так поступать нельзя. И человек, которого травили, должен сказать в ответ: «Да, я согласен, ты поступил плохо, но прошу впредь этого не делать». Диалог должен быть выстроен таким образом. Понятно, что за один раз достичь результата трудно. Это длительный процесс работы с детским коллективом.
Если конфликты разрешить не удается, если школа уже не может справиться с ситуацией, надо обращаться в правоохранительные органы. На моей памяти такого не было, но по логике вещей это должно быть так.
Каждый взрослый в школе должен быть внимательным в отношении вопросов буллинга. Не обратит внимание взрослый один раз, пройдет мимо второй раз – ​и жертве травли будет казаться, что на нее всем наплевать, ну а агрессор поймет, что он останется безнаказанным, поэтому такие ситуации должны обязательно пресекаться.
Если в отношении ребенка происходит буллинг, об этом надо сообщить родителям. Это они в первую очередь должны оберегать ребенка от подобных ситуаций, которые могут привести к очень серьезным последствиям.

Лента новостей