ОБЩЕСТВО

Осторожно, злые соседи!

Кого обычно принято называть «проблемными соседями»? Тех, кто громко слушает музыку или слишком шумно отмечает праздники. Еще, наверное, тех, кто делает бесконечный ремонт (о, этот волшебный звук перфоратора в воскресное утро!). Нелегко бывает ужиться на одной лестничной площадке со скандалистом. Однако даже такое, казалось бы, дискомфортное соседство покажется вполне терпимым по сравнению с соседом, который нездоров психически. Вот тут поистине нужно быть готовым к любому повороту событий.

«Ты меня рентгеном облучаешь!»
Обычная пятиэтажка в центре города, обычный подъезд, в котором живут обычные люди. Неспешный ход провинциальной жизни нарушала лишь одна жительница – старушка, которая долгие годы терроризировала весь подъезд.
– Эта история началась давно, не меньше 10 лет назад, – рассказывает Наталья, соседка нездоровой старушки. – Чего только за это время не было! Наша соседка обвиняла моих пожилых родителей в том, что в ее отсутствие они якобы проникают в ее квартиру, воруют постельное белье, пачкают его и подбрасывают грязное ей назад. Обвиняла в воровстве еды, в том, что соседи пытаются убить ее, чтобы забрать квартиру. Среди наших соседей есть престарелая пара (им около 90 лет), которых она обвиняла в наркоторговле. И по каждому из своих бредовых обвинений она писала заявления и в полицию, и в прокуратуру. Как-то раз она обвинила моего мужа в том, что он проникает в ее квартиру, да не один, а в компании с покойным супругом этой самой соседки. Такой вот потусторонний «преступный сговор»…
По каждому из поводов, каким бы смехотворным он ни был, к измученным нездоровой старушкой соседям приходили правоохранители. Поясняли: не принять сообщение они не имеют права. Соседи терпели, пока все эти «разборки» происходили в дневное время. Но со временем активность беспокойной старушки сместилась на ночь.
– Ежедневно в районе трех часов утра эта соседка вызывала наряд полиции с жалобой на то, что мы шумим, облучаем ее из рентгенустановки, – вспоминает Наталья. – И каждую ночь к нам приходили полицейские, будили нас, брали пояснения, двигали холодильник, чтобы убедиться: я не прячу за ним таинственный облучатель!
Постоянный шум и крики, дикие обвинения, протопления соседей – это то, с чем жителям подъезда пришлось мириться много лет. Поговорить с родственниками неадекватной бабушки возможности не было: ее дочь проживала в другой стране и к матери приезжала редко (однажды она навестила старушку, чтобы оплатить ее долги за ЖКХ, затем уехала вновь). То есть позаботиться о том, чтобы старушка получила психиатрическую помощь, было некому. Впрочем, Наталья рассказала: однажды сотрудники полиции пригласили к старушке психиатра, но тот объяснил состояние женщины возрастными изменениями, однако признаков заболевания не увидел. Врач ушел, а проблемная бабушка едва не взорвала дом.
– Я возвращалась с работы вечером, в подъезде почувствовала запах газа, – рассказывает Наталья. – Я быстро поняла, из какой квартиры он идет, постучала к ней, но соседка лишь ругалась на меня из-за закрытой двери.
Соседи вызвали аварийные службы. На место прибыли сотрудники МЧС, газовой компании и участковый. «Бабушка, открой дверь, ты же взорвешься!» – взывали к остаткам разума бабули мужчины. «Пошли вон, вы ко мне не войдете!» – кричала из-за дверей та. Сотрудники МЧС принялись вскрывать замок, но даже когда дверь была отперта, попасть в квартиру получилось не сразу.
– Это нужно было видеть: семеро сильных мужчин пытаются пройти мимо одной старушки, а та буквально расшвыривает их, как котят, – вспоминает Наталья. – Войти в квартиру в итоге удалось. Оказалось, что эта женщина пустила газ из трех конфорок на максимум, а четвертую подожгла. Газовщики сказали – это просто чудо, что взрыв газа не произошел и наш дом не взлетел на воздух.
В конце лета старушку все же госпитализировали. По рассказам соседей, приехали полицейские и медики, увезли больную в медицинское учреждение в Нижний Новгород, а квартиру опечатали. Но даже сейчас, когда женщина получает лечение, злоключения ее соседей продолжаются.
– Балконная дверь в ее квартире открыта настежь, квартира опечатана, участковая, которую мы вызвали, сказала, что не имеет права войти в эту квартиру, чтобы закрыть дверь, – констатирует Наталья и показывает официальный ответ правоохранителей, суть которого: нет состава преступления, нет правонарушения. – В общем, мы готовимся к аварии отопительной системы: стоит ударить морозам покрепче, как трубы лопнут и мы замерзнем всем домом. Видимо, проще заморозить весь дом в разгар холодов, чем зайти и закрыть эту несчастную дверь.
«Мы делаем свою работу»
К сожалению, полиция не всесильна. И проникнуть в помещение без согласия собственника, если на то нет предусмотренных законом оснований, не может. Сотрудники полиции по долгу службы также вынуждены общаться с гражданами, имеющими отклонения в поведении. Игнорировать заявление гражданина, даже если оно звучит, как бред, сотрудник полиции не будет.
– На любом участке есть такие граждане, – объяснила участковый уполномоченный полиции Отдела МВД РФ по г. Бор Наталья Рулева. – Чаще всего это безобидные пожилые люди, страдающие от одиночества. Они вызывают участкового, чтобы просто поговорить – на какое-то время это их успокаивает. Была на одном участке женщина, которая уверяла: в ее отсутствие к ней в дом приходили знаменитые актеры. Этих актеров в дом впустили говорящие мопсы. Но актеры не дождались хозяйку и ушли, поэтому она и вызвала полицию, чтобы мы нашли этих самых актеров. Бывают и другие случаи, когда раз за разом гражданин вызывает полицию с жалобой на соседей: мол, они подслушивают меня через розетку, обворовывают и прочее. Чисто по-человечески я понимаю чувства соседей: кому захочется в сотый раз давать полиции пояснения? Но пожалуйста, постарайтесь проявить понимание и к вашему соседу – он болен, и к нам, полицейским, – мы просто делаем свою работу. Полицейские не имеют права игнорировать обращение гражданина, даже если оно звучит неправдоподобно. Как бы странно это ни звучало, но если нам заявят о высадке инопланетян, то мы обязаны будем проверять и эту информацию. Я хочу попросить всех, у кого в соседях есть граждане со специфическим поведением: постарайтесь не реагировать на их слова и заявления, не провоцировать конфликт.
Проблема в том, что терпение и уход от конфликтов не всегда могут помочь – иногда странное поведение соседа по площадке может превратиться в откровенно агрессивное. В этом случае правоохранители рекомендуют: не стоит демонстративно доставать телефон и сообщать агрессивному человеку, что планируете вызвать скорую или полицию, не стоит провоцировать нездорового человека на еще большую агрессию. Просто позвоните в полицию, а приехавшие на место правоохранители решат, что делать дальше.
С больной головы – на здоровую
Но даже если вы всем подъездом уверены, что тиранящий вас сосед психически нездоров и нуждается в лечении (лучше стационарном), решить этот вопрос голосованием собственников жилья все равно не получится. Чтобы диагностировать психическое заболевание, больного нужно как минимум освидетельствовать. Хорошо, если он согласен принять помощь врача. А если нет?
– Следует помнить, что лечение лица, страдающего психическим расстройством, регламентировано законом. Дело это для больного сугубо добровольное, – объяснила помощник борского городского прокурора Екатерина Мамаева. – Ни к кому не могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а также недобровольная госпитализация в медицинское учреждение, без постановления суда.
Так как же быть, если неадекватный сосед не дает жизни?
Во-первых, сообщать обо всех его выходках в полицию. Причина дурного поведения не всегда кроется в психическом расстройстве, ваш сосед может быть банальным хулиганом.
Во-вторых, следует попытаться найти родственников проблемного соседа и попробовать воздействовать на него через них (в том числе обсудить вопрос дееспособности родственника).
Если ничто не помогает, то третий шаг – граждане имеют право обратиться с заявлением на имя главного врача ЦРБ о проведении медицинского освидетельствования в отношении данного лица.
– В данном заявлении обязательно должно быть указано, в отношении какого лица нужно провести освидетельствование с указанием адреса, анкетных данных и подробным перечнем причин, по которым, по мнению заявителя, необходимо провести освидетельствование, – объяснила Екатерина Мамаева. – В заявлении прописываются все совершаемые этим лицом действия, которые могут указывать на наличие у него психического заболевания. Причем свои слова заявитель должен подтвердить (например, если в связи со странным, неадекватным поведением соседа неоднократно вызывались сотрудники полиции, эти сообщения зафиксированы, следует приложить к заявлению документы о результатах проведенной сотрудниками полиции проверки).
Заявление рассматривается врачом-психиатром, который решает, есть ли основания для проведения освидетельствования. Если основания есть, то врач-психиатр обращается в суд для вынесения судом решения о необходимости медицинского освидетельствования в недобровольном порядке, если гражданин добровольно отказался. Заявление подается врачом-психиатром в суд по месту проживания человека, в отношении которого необходимо освидетельствование, к заявлению дополнительно прилагается вся имеющаяся информация, а также документ, подтверждающий отказ от добровольного освидетельствования.
Также в судебном порядке решается вопрос о принудительной госпитализации лица.
Если гражданин уже доставлен в медицинское учреждение (в неотложных случаях, при наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью), то с административно-исковым заявлением в суд может обратиться как врач-психиатр, так и прокурор при наличии заключения врача-психиатра. Если гражданин в силу состояния здоровья не может приехать в здание суда, то судебное заседание будет выездным. Дела о госпитализации в недобровольном порядке рассматриваются судом в течение трех суток.
Спокойствие, только спокойствие
В России до 40% населения имеют признаки какого-либо нарушения психической деятельности, на долю лиц, нуждающихся в систематической психиатрической помощи, приходится 3–6% населения – такие данные приводит medportal.ru (16+). Шутка про то, что «нет здоровых людей, есть недообследованные», отчасти подкрепляется статистикой. И все же хочется верить, что никто из тех, с кем мы делим лестничную площадку, не войдет в те самые «3–6% населения».
Кстати
Совсем скоро, 21 ноября, состоится оглашение решения суда о переводе прославившегося на всю страну «сумасшедшего кукольника» Анатолия Москвина со стационарного лечения на амбулаторное, пишут сми. Напомним, что знаменитый ученый-краевед, переводчик и внештатный журналист газеты выкапывал из могил тела детей (исключительно девочек) и создавал из них куклы. На момент обыска оперативники нашли в квартире зловещего кукольника 29 трупов. Ученый был признан невменяемым и направлен на стационарное лечение, однако сейчас его врачи уверяют, что Анатолий Москвин находится в состоянии стойкой лекарственной ремиссии. Пожалуй, мало кто ждет решения суда с таким же волнением, как соседи этого человека.
Цифры
В городском округе г. Бор консультативно-лечебную помощь получают 548 человек, находятся на диспансерном наблюдении 1246 человек (12,2% от общего числа – дети от 0 до 14 лет, 5,5% – подростки 15–17 лет, 82,3% – взрослые)
Наталья РОМАНОВА

Лента новостей