РАЗНОЕ

Глухое село в глухих лесах

Сегодня уже никто и не скажет, когда точно появились люди в этом глухом месте, среди дремучих таежных лесов, где протекала река Ветлуга. Особенно в весеннее половодье разливалась она, погружая могучие стволы вековых деревьев в свои тяжелые воды. Наверное, потому и выбрали это тихое место монахи Троицкого Бабьегорского Черноезерского монастыря для своего скита. А уж после, где-то в середине XIX века, здесь возникло поселение Глухое, после переименованное в село Глухово.

Здесь в 1862 г. и была построена церковь в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Возводили храм всем миром, не только на средства местных лесопромышленников Шуртыгиных, все жители села и окрестных деревень помогали. И место для храма было выбрано не случайно – ​он был построен там, где с давних времен стояла часовня и обитали монахи.
Сегодня прежнего храма уже нет, но на его месте стоит новая церковь, восстановленная по старым сохранившимся чертежам. Деревянным кораблем плывет она над старицей реки Ветлуги, устремляя в высокие небеса свой малиновый колокольный звон. Гостей в этом глухом месте не так и много, а вот нашим борским паломникам довелось там побывать.
Новый храм на месте старого
Мы с вами знаем, как все Господь управляет, порой и не ведаем, какими путями нам дается возможность открывать для себя все новые интересные тропы. Вот и борские сестры как-то отправились в очередной раз в Быдреевку, чтобы пройти крестным ходом с иконой Божией Матери, скорбящей о младенцах, во чреве убиенных. Весь Семеновский район прошли и вновь возвратились в Быдреевку.
– Владыка Августин благословил иеромонахов, монахов и батюшек мирских идти с молитвой, ​помогать крестному ходу, там я и познакомилась с иереем отцом Алексеем Белоусовым, – ​рассказывает наша знакомая паломница Наталья Балакина. – ​Я, как всегда, за рулем своего «баргузина», а мне так хотелось пройти пешком! Вот я и попросила батюшку Алексея, чтобы он за руль сел, а я пешком прошлась. Тогда он нас и пригласил посетить свое село, где стоит храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Поведал нам историю вновь построенного в 2005 году храма.
А история действительно удивительная! Новый храм на месте старого решили построить супруги Каданниковы. Владимир Васильевич – ​видный советский и российский деятель, долгое время занимал пост президента АвтоВАЗа. Его супруга, Нина Александровна, занималась благотворительностью. Сами же они были уроженцами того глухого места. Однажды тетя Нины Александровны сообщила ей, что нашлось в Глухове их старинное родовое имение. С детских лет не были Каданниковы в родных краях, а как приехали, увидели всю эту исконную, почти не тронутую цивилизацией красоту и разрушенный храм с упавшими куполами, решили ​во что бы то ни стало ​старинную святыню выстроить заново. Лес для храма был привезен на барже с Байкала, где в озеро впадает река Ангара. Сибирская лиственница гораздо прочнее дуба, ​потому храм этот будет стоять века. Говорят, что такого храма, пожалуй, ни в одной нижегородской деревушке не увидишь. Внутри церкви все выполнено из дерева, и сама она похожа на деревянную ладью из русских былин. Вот и решились наши борские паломницы отправиться в Воскресенский район, в гости к отцу Алексею.
– Он мне писал, как доехать, но предупредил, что по благословению владыки Августина возит гуманитарную помощь нашим бойцам в зону СВО. Несколько батюшек и мирские мужчины собираются на машине и уезжают. Однажды поездка не состоялась, и у нас появилась возможность поехать в Глухово и все увидеть своими глазами, – ​рассказывает Наталья.
Мироточащие иконы
Вот она, эта деревянная церковь, стоит в окружении русских березок, а сзади церквушки – ​маленький деревянный домик, где и живет ее настоятель.
– Нас поразило, что в таком небольшом доме живут батюшка с матушкой, у них пятеро детей: ​трое уже взрослые, а двое (​мальчик и девочка) – подростки, – ​вспоминает Наталья. – ​Батюшка – ​человек удивительно скромный! Сам ​бессребреник, одеяние на нем простое, ненапыщенное, как у некоторых наших служителей: брючки – внизу махристые, ​старенькие, и подрясник такой же. Отец Алексей провел нас прямо в храм, где множество икон, 12 из них мироточат. На алтаре с левой стороны виситодна икона, где изображены Варнава Ветлужский и Макарий Желтоводский. А по правую сторону – ​иконы бессребреников Космы и Дамиана. Иконы Иоанна Кронштадтского и Покрова Божией Матери – ​все без стекла и тоже мироточат маленькими каплями. Иконы святых Гурия, Самона и Авива тоже источают миро. Батюшка рассказал, что все эти образы написаны нижегородскими художниками Трофимовыми. Такое письмо я редко вижу. Лики какие-то особенные, живые. После того как иконы замироточили, а с некоторыми из них это случилось лет восемь назад, батюшка пригласил Трофимовых к себе в храм, чтобы показать, какие тут творятся чудеса, и спросить, в чем дело (быть может, их краски хранят секрет?). Иконописцы ответили: «Мы тут ни при чем, чудеса происходят по воле Бога…» Вот и накануне СВО замироточил кончик меча на иконе, где изображены во весь рост наши защитники русского воинства – ​благоверный Александр Невский, святой великомученик Георгий Победоносец и князь Дмитрий Донской. Потом и вся икона по капелькам стала источать миро…
После экскурсии по чудодейственному храму батюшка должен был служить литургию, и борским паломницам было как-то неловко, что приехало их всего-то шесть человек, хотя собиралось десять (кто-то заболел, кому-то не позволили отправиться в путь жизненные обстоятельства). Но отец Алексей покорно провел свою службу. Его матушка вдвоем с сестрой пели на клиросе. Написать требы и поставить свечи в той церкви можно было за пожертвование. Паломниц исповедали и причастили…
В церкви было тепло и уютно, масляные капельки миро блестели на образах, и деревянные стены наполняла тишина – ​такого умиротворения в городских храмах при большом скоплении народа не испытаешь! Благо стоял июнь, а вот зимой в Космодамианской церкви очень холодно. Поэтому залы малого алтаря и основного перекрываются прозрачным шатром – ​толстой пленкой, чтобы сохранилось тепло. Говорят, при строительстве храма были допущены ошибки, потому батареи плохо нагреваются и обогрев помещения ведется специальными висящими электрическими лампами. Когда их включают, они разогревают комнаты до 20–25 градусов. Удовольствие это недешевое, но батюшка – ​человек скромный, лишнего не попросит…
– После литургии отец Алексей нас чаем поил – тут же, в трапезной, где скамеечки стоят. Настоятель нам чай налил, сладости дал, мы разложили все, что с собой привезли. Смотрим, батюшка скромно так стоит и чаек попивает, а матушка и совсем не пришла. Мы, конечно, батюшку за стол пригласили, накормили, сам бы он не решился с нами трапезу разделить, – ​удивляется паломница.
А потом отец Алексей повел сестер на колокольню, правда, извинился, что голуби ее облюбовали и оставляют свои следы, не ведая греха, ведь голубь – ​птица Божия… Преодолев очень крутые ступени, паломницы очутились на самом верху, а внизу неслышно протекала речка и избы сельчан казались кукольными домиками. Батюшка повелел всем сестрам встать под колокол, сказал, чтобы звон проходил от самой макушки головы до пят, тогда их души очистятся. Так они и сделали – ​вшестером встали под колокол. Батюшка рванул колокольный язык, и паломницы погрузились в мощную музыкальную мистерию очищения – ​так и стояли, пока дрожащее звучание не прекратилось. Кто-то из сестер плакал, у кого-то замирало сердце, а Наталья вспоминала другую подобную историю:
– Когда я в Городце стояла под колоколом, мне хотелось плакать, слезы лились… Действительно, вибрации звона производит на человека целебный эффект, ведь недаром на Руси звонили в колокола во время эпидемий – ​колокольный звон злые силы отгоняет.
«Мой прапрадед батюшкой был…»
Мы очень благодарны Наталье, что она знакомит нас со своими сестрами во Христе. Вот и нынче пришла не одна, а с паломницей ​Еленой Новиковой – ​заведующей библиотекой в поселке Октябрьском, которая тоже была впечатлена храмом в селе Глухово.
– Благодать Божия во всех храмах чувствуется! Просто в крупных храмах внимание несколько рассеивается, там людей больше, и ты невольно отвлекаешься на что-то, а в церквях в глубинке, где мало людей, есть возможность сосредоточиться, и молитва лучше идет, – ​признается Елена. – ​Я видела мироточащие иконы в Троицком храме, и мне не верилось, что такое на самом деле может быть, хотя я и верующий человек. Мысли посещали не очень приятные: может, кто-то специально эти иконы маслом полил? В Троицком храме вообще обильные потоки миро, нам батюшка даже с собой маслица наливал… До сих пор тайну мироточащих икон никто не раскрыл, все по Божиему провидению.
Рассказала Елена и о том, как сама к Богу пришла.
– В детстве никто меня в церковь не водил, хотя я родилась в легендарном селе Рожново. Жили мы рядом с храмом, но в храм не ходили. Не помню, чтобы и бабушка моя ходила, а вот мой прапрадед Владимир Добролюбов был батюшкой в селе Ивановском. Он и схоронен там, говорят, на кладбище крест над могилой стоит. Но я не знаю, ​правда это или нет и как он из жизни ушел. Были гонения или он своей смертью умер? Кстати, храму тому, где он служил, нынче 200 лет исполняется! В храме этом два предела – ​в честь Иоанна Предтечи и в честь пророка Илии. Мой прапрадед служил в пределе Иоанна Предтечи, – ​тут паломница задумалась и твердо сказала:  – Надо обязательно съездить туда и больше узнать о храме и моем предке.
Наталья сестру поддержала – оказывается, столько еще нехоженых троп, которыми предстоит пройти борским паломницам.
– Как я к Богу пришла? Мы переехали в Останкино после того, как наш дом в Рожнове сгорел и папа умер. Так тяжело было на душе! Мне тогда было около 20 лет. Наша соседка, бабушка Лидия Андреевна, пригласила меня в храм села Заскочиха (в Останкине еще церкви не было). Я в первый раз сходила, а вышла из храма – как будто крылья у меня за спиной выросли! Так легко мне стало и хорошо! И стала я ходить в храм, – рассказывает Елена. – Выучилась в колледже культуры на библиотекаря, потом окончила Самарскую академию культуры и искусств, стала вместе с мамой работать в Останкине библиотекарем. Потом вышла замуж, переехала к супругу в поселок Октябрьский – живу обычной жизнью. Но присутствие Бога я ощущаю постоянно! Помню, опоздали мы на исповедь. Я так расстроилась! Готовилась, постилась, много читала, многое было непонятно и сложно... А мне говорят: «Лена, значит, ты пока не готова к этому Таинству…» Но я останавливаться не стала, стала готовиться дальше. А однажды – я еще молодая была – собиралась на исповедь и причастие в Великий пост. На дискотеки не ходила, весь пост держала. Но тут прогуляла почти до утра. Думаю: «Не пойду исповедоваться». Засыпаю, и мне снится сон, будто ​по улице огненная лава движется, я убегаю, меня накрывает волной, и я кричу: «Господи, я же не успела исповедаться, причаститься!». Просыпаюсь в холодном поту – тут же собралась и понеслась в храм!
Познакомились Елена Новикова и Наталья Балакина во время Казанского крестного хода два года назад. С тех пор вместе ездят в паломнические поездки.
 – За пять лет паломнических поездок где я только не побывала! В Дивеево каждый год езжу, была в Городце, в Макарьеве, теперь вот думаю в село Ивановское собраться.
* * *
Каждая такая поездка оставляет свой неповторимый след в душе борских сестер, становится драгоценным камушком в копилке духовной мудрости. Вот и храм в деревне Глухово будет им напоминать о том, что нужно беречь и сохранять, а если придется, то и возрождать наследие предков, как это сделала семья Каданниковых. Есть у Господа тайны, которых пока что не может разгадать человечество, и только вера дает нам надежду на то, что когда-нибудь эти Божии знаки мы сумеем прочесть. Главное – из множества бесчисленных троп выбрать ту единственную, которая ведет к Истине.
Лариса Толстых,
фото из личного архива
Натальи Балакиной

Лента новостей