РАЗНОЕ

«В кузнецовской пестрой чашке…»

Марка кузнецовского фарфора – одна из самых узнаваемых в России, а фигура русского коммерсанта Матвея Сидоровича Кузнецова, основателя Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.  Кузнецова, играет важную роль в истории развития отечественной фарфоровой промышленности.

Почему мы вдруг вспомнили сегодня об этом некогда известном на весь мир предпринимателе? Да потому, что спустя столетия кузнецовский фарфор обрел свое второе дыхание. В Борском краеведческом музее тоже хранится такой раритет – посуда из фарфора Кузнецова. Среди них – соусник, десертные и обеденные тарелки, кружки, пашотница (подставка для яиц), чашечки... Большинство из них были принесены в дар музею жителями г. о.  г. Бор. Вместе с научным сотрудником Борского краеведческого музея Ниной Шимовой попробуем перелистать удивительные страницы истории российского фарфорового производства.
Антикварная посуда Кузнецова
Русские фарфор и фаянс при всей их практичности всегда отличал уникальный живой стиль. Такими перед нами предстают кузнецовские фарфор и фаянс – нарядные и утонченные. В истории русского декоративно-прикладного искусства продукция фабрик Кузнецова хоть и сыграла немаловажную роль, но заслуженную оценку как антиквариат получили относительно недавно.
Дело в том, что посуда Кузнецова – это, в первую очередь, товар массового потребления XIX века. Соответственно, украшения и росписи делались штампами, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Лишь в 1970-е гг. искусствоведы обратили внимание на кузнецовский фарфор как на одну из самых характерных черт периода историзма и модерна. В дореволюционной России Товарищество Кузнецова стало своеобразным прорывом керамической промышленности. Прадед основателя в 1812 г. ввел фарфоровое производство в Гжели. А Матвей Сидорович продолжил его дело и в сравнительно короткий срок превратил наследство в целую империю, в которую входило 8 крупнейших фабрик по производству посуды. Изделия декорировали романтичными сценами и пейзажами, цветами, изображениями модных в то время нимф и русалок, рисунки обрамляли золотом или просто краской. Ассортимент кузнецовского товарищества был довольно разнообразен: столовые сервизы, фигурки, были и товары, производившиеся для восточных стран, такие как пиалы, блюда и кальянные чаши.
Истоки фарфорового бизнеса Кузнецовых
Датой рождения кузнецовского фарфора можно считать 1812 г., когда Я. С. Кузнецов, прадед Матвея Кузнецова, основал первый небольшой завод в Гжели. Масштабы производства и ассортимент изделий были небольшими, но уже тогда они отличались от продукции конкурентов высоким качеством. После смерти Якова Сергеевича его дело унаследовали сыновья, а затем и внуки. Каждый вносил свой вклад в развитие семейного дела, и за несколько десятилетий было основано еще несколько мануфактур, среди которых Дулевский фарфоровый завод и Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика. Фарфор, который изготавливался на фабриках Кузнецовых, отличался качеством и яркой росписью. Будучи опытными промышленниками, они отбирали самые красивые работы конкурентов и старались переманить к себе опытных художников. Особым мастерством росписи и позолоты славились художники с фабрики купца Сафронова. В 1850-х завод Сафронова был полностью выкуплен Кузнецовыми, а оборудование перенесено в Дулево.
Фарфоровый магнат
Наибольшего расцвета империя Кузнецовых достигла при М.С. Кузнецове. В этот период на фабрике начинает производиться эксклюзивный фарфор, используются новые технологии росписи, нанесения изображений: к примеру, посуда часто покрывалась цветной эмалью. Качественная и яркая, она привлекала все больше покупателей не только в России, но и в Европе.
В 1887 г. Матвей Кузнецов учредил Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий, в которое вошли 7 предприятий. Для того чтобы удовлетворить растущий спрос покупателей, он посылал своих представителей в разные части страны, чтобы собрать больше данных, изменить ассортимент или добавить то, чего в нем не хватало. Таким образом, например, Кузнецов наладил экспорт продукции на Ближний Восток.
Ориентируясь на новые требования, фабрики начали выпускать и простую, «трактирную», посуду с росписью крупными и яркими цветами. В этот период на заводе в Дулеве появилась знаменитая роспись «агашками». Название произошло от имени Агафья, а сама роспись завоевала признание покупателей и стала своеобразным символом дулевского фарфора. Не обладая профессиональными художественными навыками, работницы использовали нехитрые приемы росписи. Так родился незатейливый узор, изображающий розу. Он наносился либо широкой кистью, либо пальцами.
Следующим этапом расширения фарфорового бизнеса стала покупка мануфактуры Франца Гарднера в Вербилках. М. С. Кузнецов стремился занять еще одну нишу и начать производство по лучшим образцам западноевропейского фарфора. Предприятие Гарднера, на котором работали саксонские мастера, как нельзя лучше подходило для этих целей. Вместе с цехами и технологиями Матвею Кузнецову достался бренд высококлассного фарфора, который уже завоевал доверие среди высших слоев общества. Кузнецов продолжил ставить клеймо Гарднера на изделия, которые выпускали в Вербилках, что во многом облегчило ему cбыт – двуглавый орел был знаком признания и высочайшего качества.
Начало XX века
К началу XX в. на долю товарищества приходилось 75% всего фарфорового производства в Российской империи. Кузнецов также был назначен официальным поставщиком фарфора для императорского двора и в 1896 г. был удостоен чести изготовить сувенирные кружки с императорским гербом для раздачи на Ходынском поле во время празднования коронации императора Николая II.
У Кузнецовых была широкая сеть сбыта. Почти в каждом крупном городе был магазин кузнецовского фарфора и торговые представители на крупных ярмарках. В это время ассортимент фарфоровых изделий был самым разнообразным. Фабрики выпускали посуду на любой вкус и кошелек. Крестьяне могли купить простую, дешевую посуду, средний класс приобретал сервизы, декорированные «дворянскими» росписями, а для высшего сословия производился позолоченный снаружи и изнутри фарфор. Кроме посуды на фабриках делали украшения для интерьера, фарфоровые скульптуры, фаянсовые умывальные чаши и ванны.
Национализация производства
В 1917 г., спустя шесть лет после смерти Матвея Кузнецова, Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий было национализировано. Все заводы, кроме фабрики в Риге, отошли государству. В послевоенное время фабрики, благодаря отлаженной схеме, продолжали работать бесперебойно и представляли собой отдельные предприятия. Многие были переименованы, некоторые ликвидированы. Ассортимент изменился, к нему добавился агитационный фарфор с изображением советских лозунгов и эмблем. Изделия, которые создавались художниками и скульпторами на бывших кузнецовских предприятиях, стали лучшими образцами советского фарфора.
* * *
Время умеет отделить зерна от плевел. Русские коллекционеры, отдавая дань национальным традициям, пополняют свои коллекции яркими и праздничными образцами кузнецовских фабрик. И некоторые музеи гордятся, что среди их экспонатов есть такая уникальная посуда. Имеет ее и Борский краеведческий музей. Одно время часть фарфорового сервиза М.С. Кузнецова можно было увидеть в зале с экспозицией «Мещанство XIX–XX веков».
Подготовила Лариса Толстых, фото автора

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28