РАЗНОЕ

Как «починить» ребенка?

С чего мы начинаем новый день? Сначала, конечно, умываемся, завтракаем. А потом? Беремся за телефон или садимся за компьютер. Мы с вами даже и не заметили, как погружение в виртуальную жизнь стало для нас насущной необходимостью, и сегодня мы уже не мыслим себя без всевозможных гаджетов, которые уверенным шагом вошли в нашу жизнь. Наши дети словно прилетели с другой планеты: ​они буквально погружены в виртуальный мир, и кажется, что там им комфортнее, чем в нашем, реальном. Мы с ними говорим словно на разных языках, не понимая друг друга.

Вот и моя приятельница Надежда все чаще сетует на то, что ее 12-летний сын часами сидит за компьютером, порой забывая поесть, и на все уговоры заняться чем-нибудь другим безразлично отвечает: «Не мешай». Сын стал хуже учиться, сделался заторможенным, с друзьями общается только через соцсети. «Что же делать – ​ума не приложу! Как найти контакт с сыном?» – ​переживает Надежда. Вот мы и решили обратиться за советом к психологу – ​Светлане Владимировне Яворовской, тем более что у нее самой четверо детей.
«Наши дети лучше, чем мы…»
– Светлана Владимировна, сейчас и дети, и взрослые много времени проводят глядя на экран смартфона, планшета, компьютера. Вовлеченность в виртуальный мир – ​это примета времени или нам уже пора бить во все колокола, чтобы молодое поколение, дети не превратились в роботов?
– Начнем с хороших новостей. Наши дети  ​лучше, чем мы! Они быстрее усваивают любую информацию и в своем маленьком возрасте могут работать в режиме многозадачности. Они знают, где найти информацию. Они обладают эмпатией, и точно так же, как и их сверстники из далекого прошлого, бегают, прыгают на переменах, находят себе друзей, влюбляются. Но, по статистике психологов, современные дети чувствуют себя несчастными чаще, чем их сверстники прошлых лет. У них много таких проблем, которые не были знакомы их бабушкам, мамам и папам в этом возрасте. В том числе и эта пресловутая гаджетозависимость.
– Это как-то «лечится»?
– Любая зависимость вредит здоровью. Другое дело, что это – ​обиходное название. Если бабушка считает, что ее внук все время сидит в телефоне, она тут же называет это зависимостью. Но любая зависимость может диагностироваться только специалистом, исходя из разных показателей диагностики конкретного человека. Тем не менее предпочтение виртуального мира и уход от реального – ​такая тенденция есть, и мы это видим. Не всегда, но во множестве случаев это становится проблемой, потому что у ребенка формируется клиповое восприятие – ​получение информации из маленьких кусочков, а 45-минутный урок становится для него настоящим испытанием. Современные дети очень умные, и они прекрасно понимают, что любую информацию они могут найти в любой момент с помощью Google, «Алисы» и т. д. И возникает вопрос: ​«А зачем я что-то должен учить?» Мой десятилетний сын мгновенно может смонтировать любой ролик, озвучить его, наложить необходимые эффекты – ​я даже не успеваю проследить за этим процессом! Ему это очень нравится, и он это делает легко и непринужденно. Меня это не напрягает, если это не станет единственным моментом его жизни. У меня четверо детей. ​Есть те, которые уже школу окончили, а есть школьник. И я являюсь наблюдателем того, что за десять лет ситуация значительно поменялась. Моя старшие дети шли в школу, и не у всех тогда были компьютеры. Сейчас они есть у каждого. Любая вещь в нашем мире сама по себе проблемой не является, проблемой становится злоупотребление ею.
– То есть мы уверенно идем в «цифру» и этот процесс не остановить?
– Однозначно! Мы в нее уже перешли, и дальше будет только глобализация этих процессов. Единственное, что мы можем сделать, – ​как-то вписаться туда самим и, самое главное, помочь вписаться нашим детям – так, чтобы они не превратились в роботов.
Когда начинать беспокоиться?
– Когда родителям уже надо начать беспокоиться о том, что их ребенок подвергся гаджетозависимости? В каких случаях это уже можно считать проблемой?
– Когда это становится самым главным в жизни вашего ребенка, когда его перестают интересовать друзья, с которыми он весело играл, гулял. Когда ребенок становится равнодушным и инертным, не проявляет никаких эмоций – ​ни радостных, ни печальных. Это видно по его глазам: ​он на тебя смотрит, но тебя не видит, находясь в своем мире, а реальный мир для него неинтересен. И учиться он стал хуже, у него к этому нет мотивации. И в таких случаях надо обращаться к специалисту. Для начала – к психологу, в более запущенных случаях – ​к психиатру. И не надо этого бояться, ведь достаточно правильно назначить курс препаратов – и человек изменится. Можно приложить усилия и поискать специалиста для решения проблемы. Когда родители желают помочь своему ребенку, результат обязательно будет.
Слышим, а услышать не можем
– К Вам часто обращаются родители гаджетозависимых школьников?
– С вопросами гаджетозависимости обращаются реже, чем с другими проблемами. Некоторые родители видят в увлеченности ребенка гаджетами решение проблемы его занятости. Был разговор с одной мамой. Она пришла с проблемой, что ее ребенок не может наладить коммунакацию сначала в одной школе, потом в другой. Оказалось, проблема в том, что мама, жалея своего ребенка, с самого детства ему говорила, что надо искать друзей в социальных сетях и тогда его не будут обижать. Но общение в соцсетях лишено эмоциональности, дистант не дает возможности увидеть человека, поэтому ребенок не учится разрешать конфликты. Ребенка нужно научить решать проблемы, он сам не научится. И это должны сделать родители. Некоторые из них приходят ко мне и дают понять: «Ребенок «поломался». «Почините», а я через час приду и заберу уже хорошего ребенка!» Или спрашивают: «А можно сделать так, чтобы ребенок меня слушался?» Отвечаю: «Конечно можно! Приковывайте его к батарее на три дня, пить и есть, не давайте! Через три дня он будет вас слушать и выполнять все, что вы ему скажете!» У таких родителей не тот запрос изначально, важно не то, чтобы он слушался, а чтобы вы научились друг друга понимать. Самая большая проблема в том, что родители пытаются что-то сказать своими словами, ​ребенок их слышит, но не понимает смысла этих слов. И получается так: слышим, а услышать не можем.
– А как научиться слышать друг друга?
– Все очень просто. В первый год жизни ребенка закладывается все его дальнейшее психологическое восприятие окружающего мира. Вот ваш малыш пришел в песочницу, и только родитель ему может объяснить, что и как нужно сделать. Раньше было так: «Саша, срочно отдай машинку, ​Миша просит!» Но почему Саша должен отдавать? Он сам очень хочет поиграть! Сашу нужно научить договориться с Мишей: «​Вот я сейчас поиграю три минутки, а потом тебе, Мишенька, дам поиграть». И, кроме родителя, этому научить никто не сможет. Только наедине с родителем ребенок сможет выстроить видение мира. Важно быть рядом со своим ребенком в любой ситуации. Младшему школьнику можно все донести в форме игры. Вот у сына сложная контрольная, он переживает. Предложите: «Давай, попробуем поиграть. ​Я буду строгой учительницей, а ты – ​моим учеником, или наоборот!» И тогда ребенок научится примерять на себя разные социальные роли и потом в обычной жизни сможет нормально реагировать на разные ситуации. Сейчас существуют две крайности. Это ​либо запущенность детей, когда родители увлечены своей жизнью, у них в этой жизни что-то сломалось, они починить это не могут, на ребенка у них нет уже ни сил, ни ресурсов. И тогда он ищет альтернативу. Например, уходит в виртуальный мир. Вторая крайность – ​концентрация на ребенке, и тогда мы наблюдаем уже у подросших молодых людей инфантилизм.
Самая сложная задача для родителей – ​соблюдение баланса свободы и контроля. Нельзя юного человека оставить бесконтрольным и нельзя его лишить свободы, иначе это будет не человек, а исполнитель каких-то указаний.
* * *
Уважаемые читатели! Если у вас есть вопросы, касающиеся воспитания детей, взаимоотношений с ними, пишите и звоните к нам в редакцию. Вместе с психологом Светланой Яворовской мы постараемся найти ответы на них.
Лариса Толстых
Школа для родителей
• Родители должны научить ребенка включать в свою жизнь все, что ему интересно и необходимо. Для этого он должен научиться ответственности. Должны быть обязанности по дому, например, покормить хомячка, купить хлеба, помыть посуду... Пусть ребенок почувствует, что это именно его зона ответственности.
• Один из способов отвлечения ребенка от гаджета – ​дать ему физическую нагрузку. Важны секции с командными играми, чтобы он мог понять, как взаимодействовать в реальном мире.
• Не зацикливайтесь на успешности своих детей. Многочисленные кружки и секции, требование учиться только на отлично могут привести к эмоциональному и физическому выгоранию. Важнее вырастить счастливого человека, способного на поступки, готового прийти на помощь ближнему.
• И самое главное – ​безусловная любовь. Мы можем осудить плохие поступки, но не своего ребенка. Главноечтобы он понял, что может иметь право выбора своих действий.

Лента новостей