РАЗНОЕ

Зойкины рассказы. Луга

Воскресенье Зойка и ее друзья ждали с нетерпением. Матери обещали, если они все сделают по дому в субботу, то их отпустят в луга. Луга манили ребятишек. Здесь можно было отдохнуть, искупаться в теплых озерах, забыв на время, что идет война. Но самое главноелуга подкармливали ребятишек. С ранней весны до поздней осени здесь можно было наловить рыбы и сварить на костерке наваристую уху. Она прекрасно съедалась и без соли, и без хлеба. Можно было рыбку покрупнее испечь в глине в костре. Вот и второе блюдо. А уж заварить чай в лугах не было проблемой. Кругом зверобой, мята, смородина, малина! Пара листиков березы придавали чаю темный цвет и чуть горьковатый вкус, напоминающий вкус довоенного чая. Все матери знали: вернувшийся из лугов ребенок есть не попросит.

В это воскресенье все было, как всегда. Вдоволь накупались, набегались, погрелись на солнце и отправились за подножным кормом. Рыбу ловить не стали, в меню был суп из щавеля. Благо вокруг его было видимо-невидимо. Зойке повезло: вчера на границе с соседским домом в траве она нашла два куриных яйца. Она не стала выяснять, чья курицасвоя или соседскаясделала ребятне такой подарок. В общем котле воскресного обеда в лугах числился суп со щавелем и рубленым яйцом.
Обед прошел в молчании. Все развалились на траве и вспоминали.
– А помните, как мы шиповник на зиму собирали?  – спросил Витька.
– А помните, как с учительницей во втором классе ходили в поход?
– А давайте сходим!
И вот уже ребячья ватага с гиканьем и вприпрыжку двинулась по направлению к Бору. Там тоже были луга, но в них юрасовская ребятня бывала редко. Желание познать новое двигало вперед. Вот дорога на Перевоз. Ее знали всепо ней уходят на фронт отцы и братья: зимой по льду Волги, в другое время на небольшом пароходикефинляндчике. За дорогой озеро Бездонное, которое борские называют по-свойски Бездонкой.
Обходя Бездонку, все, как один, учуяли запах съестного и двинулись на него, хотя, казалось бы, недавно обедали. В большой траншее за озером стояла печка на колесахполевая кухня. Когда повар, мешавший что-то в котле, обернулся, на него смотрело несколько пар детских глаз.
– Вы что, кто такие, здесь военный объект! – закричал он.
– Да знаем мы, что у вас за объект, – серьезно ответил Витька. – Такие же зенитки стоят у моста через Волгу. Вот туда точно не попадешь, там везде охрана.
Повар вдруг напрягся, соскочил с колеса, выпрямился. К полевой кухне подходил командир.
– Что за посторонние в расположении?
– Да это местные ребятишки, – ответил повар. – Большие знатоки местности.
К кухне стали подтягиваться девчонки-зенитчицы, видимо, было время обеда.
И тут Зойка, сама не зная почему, спросила:
– А чем это у вас так вкусно пахнет?
– Кашей, – в один голос ответили зенитчицы.
– Я все каши ела, а такой запах никогда не слышала, – сообщила Зойка.
– Да у нас каша необычнаямолдавское национальное блюдо мамалыга, каша из кукурузной муки.
Зойка, правда, никогда не ела такой каши. Вот танец молдаванский она с подружкой Люськой до войны танцевала на празднике урожая в колхозе им.Кирова, где отец был председателем. А вот каша
– Ну, что ж, Петрович, – обратился командир к повару, – встречай гостей.
Тут же нашлись ложки, вот с котелками была проблема, так что из одного ели по трое. Во время обеда шел непринужденный разговор.
– Как вам, ребятишки, наши пушечки спать не мешают?  – спросил командир.
– Ваши нет, – ответил Витька, – а вот фашистские самолеты все никак не успокоятся, летают и летают. У нас все луга бомбами изрыты. Хорошо, до нас далеко.
В разговоре выяснилось, что фашисты бомбили не Бор, не луга, а Горький. Там на заводах изготавливали оружиесамолеты, танки, пушки, «Катюши», даже бронепоезда. Не раз фашистские бомбы попадали в цель. Но когда зенитчики не пропускали фашистов к городу, те, возвращаясь назад, должны были сбросить свои бомбы. И делали это прямо над лугами.
Зойка вспомнила, как однажды они с отцом стояли на крыльце и наблюдали в ночном небе работу зениток. Вдруг раздался звук летящего снаряда итишина. Ни взрыва, ни пожара. Оказывается, снаряд попал в трубу их дома, пробил стену, ведущую во двор, и упал в навоз, не разорвавшись. Ночью его не нашли, а утром, когда Зойкина мама пошла доить корову, увидела страшный гостинец. Из воинской части вызвали саперов. Приехал старшина по имени Григорий, обезвредил снаряд и увез его с собой. А если бы снаряд разорвался?
– Повезло, – в один голос сказали зенитчицы.
Каша, которую ребятишки ели впервые, им понравилась. Они съели бы ее в любом случае, сытость еще никому не помешала. А вот девчонкам зенитчицам новомодная каша порядком надоела.
Желая отблагодарить хозяев за сытный обед, дети разбрелись по округе и насобирали щавеля зенитчицам.
– Спасибо вам, ребятишки, – благодарил повар Петрович и сообщил, что у него в НЗ есть несколько банок тушенки и супец будет отменный, а главное витаминный.
– Витамины моим девчонкам ох как нужны!
Отправляясь в обратный путь, походники увидели что-то большое, закрытое маскировочной сеткой.
– Это замаскированные зенитки, – сообщил сытый Витька, большой знаток военного дела.
Автор рассказа
Людмила Добролюбова

Лента новостей