ЗДОРОВЬЕ

Пионер трансплантологии сердца

«Если хирург попытается зашить рану на сердце, он потеряет всякое уважение коллег» – так считали в 19 веке. В те далекие времена сердце являлось «запретной зоной» для врачей. Но прошло время, и ученые задумали «объять необъятное» – переместить сердце из одного организма в другой. Правофланговым дерзких мечтателей стал профессор Горьковского медицинского института Николай Петрович Синицын (1900-1972 гг.). Думаем, тема будет интересна землякам, ведь с 1931 по 1933 г. Синицын работал на Бору. А эта страница жизни Николая Петровича еще не изучена.

Путь в профессию
Н. П. Синицын родился в 1900 г. в селе Осиновка Лукояновского уезда (ныне Гагинский район) Нижегородской губернии. Вероятно, от отца-крестьянина ему достались настойчивость в достижении намеченной цели, основательность и упорство, от мамы-учительницы – любовь к литературе, уважение к образованию, творческий подход к делу, общественная активность. Свою роль сыграла и Октябрьская революция: крестьянский сын получил серьезное университетское образование.
Его медицинские склонности проявились не сразу. После получения аттестата юноша был принят в Нижегородский педагогический институт на литературно-исторический факультет. В будущем Синицын сохранил любовь к поэзии. Профессор Н. П. Синицын дружил с соседом по дому Н. И. Кочиным, был большим любителем поэзии, тонким знатоком творчества Александра Блока, которого мог без устали декламировать, подчиняясь музыке стиха.
Однажды, прослушав несколько лекций по физиологии человека и животных, студент-филолог увлекся новой для себя дисциплиной, которая стала для него делом всей жизни. В 1922 г., оставив литературу и историю, на удивление всем ушел с третьего курса пединститута, поступил на первый курс медицинского факультета Нижегородского государственного университета. 1 ноября 1927 г. его мечта исполнилась, он стал врачом.
За 5 лет в участковых больницах области Синицын состоялся как хирург, показал себя наблюдательным, интересующимся, уважаемым врачом.
Сельские доктора 30-х гг. XX века – это особая категория врачей. У них не было четкого рабочего времени от и до, им приходилось быть профессионалами в разных специализациях, работать в трудных условиях нехватки оборудования и медикаментов. Но если доктор – профессионал, то для пациентов он становится почти что Богом. Ему доверяют, любят, уважают.
Когда-то А. П. Чехов писал: «15 лет службы – штука не важная, но только не в земстве. Прослужить врачом в земстве 10 лет труднее, чем 50 быть министром».
Борский период хирурга Синицына
Синицын прибыл на Бор в конце августа 1931 г. 16 октября 1930 г. село Бор было преобразовано в рабочий поселок. Каким его встретило новое место службы? Вероятно, Синицын добирался рекой на финляндчике, доставшемся Бору от дореволюционной компании Финляндского легкого пароходства. До райздрава, который тогда возглавлял Виктор Викторович Брюзати, от Перевоза дошел пешком. Бор тогда вызывал у приезжих противоречивые чувства.
Деревянные дома с минимальным количеством зеленых насаждений, немощеные улицы с разгуливающим скотом, отсутствие водопровода и канализации. Местная газета писала, что «борская грязь может соперничать с гоголевским Миргородом. Ходишь не иначе как в высоких охотничьих сапогах». Как знать, может быть, обратил Николай Петрович внимание на своеобразный запах, исходивший от лугов вдоль дороги от Перевоза на Бор. Сюда местные жители свозили нечистоты, которые «своим запахом угощали проходящих по шоссе».
Шла первая пятилетка, и поселок Бор быстрыми темпами превращался в индустриальный район. Строились стекольный и силикатный заводы, молочная ферма, первая очередь войлочной фабрики № 6, шла реконструкция завода «Теплоход». В 1930 г. только на Бору насчитывалось 18 тысяч жителей. В связи с активным промышленным строительством планировалось двукратное увеличение населения. Растущему населению требовалась квалифицированная медицинская помощь.
К моменту приезда Синицына на Бору существовала бывшая земская больница, построенная в 1912 году, были открыты отдельная от больницы амбулатория, зубоврачебный кабинет. К концу 1932 г. на Бору уже три больницы, женская консультация, пункт ОЗД (пункт охраны здоровья детей – так называли детскую консультацию).
К 1933 г. на территории больницы был возведен двухэтажный корпус с хирургическим и терапевтическим отделениями. Родильное отделение, созданное в 1926 году, стало роддомом. Тогда же была введена на Бору ночная служба врачебной помощи: три фельдшера по очереди пешком ходили на вызовы.
Николай Петрович работал на Бору с известными борскими медиками: заведующим амбулаторией Павлом Андреевичем Стреловым, главным врачом больницы Гаврилой Павловичем Пономаревым, своим сокурсником Сергеем Михайловичем Миролюбовым.
Работа хирурга – не кабинетная работа. Каждая операция – уравнение со множеством неизвестных, решением которого является человеческая жизнь. Несмотря на молодость, Синицын был уже опытным врачом. Начав работу в глубинке, он получил замечательный опыт и сделал более 500 полостных операций только в районной больнице с. Юма.
Работая хирургом на Бору, летом замещает главного врача Г. П. Пономарева на время отпуска. Кроме работы в Борской больнице Синицын был врачом-консультантом на Стеклострое. Непростой была жизнь. Днем и ночью – работа в больнице, операции, затем – пешком на Стеклострой и работа там по вечерам. Условия были трудные. На строительстве стекольного завода не было элементарных условий: воду нужно было носить из колодца, операции часто приходилось проводить при керосиновом освещении.
На Бору Синицын занимается преподавательской деятельностью: преподает и работает школьным врачом в школе ФЗУ затона им. К. Маркса. Сохранился отзыв о его работе: «…зарекомендовал себя как вполне подготовленный и дисциплинированный врач-педагог, в общественной жизни школы принимал активное участие, пользуется среди учащихся доверием и авторитетом».
Все время работы после института Синицын стремится к научной деятельности. Готовиться в аспирантуру приходилось ночами, свободными от дежурств.
Читаем рекомендательное письмо в медицинский институт: «Местком Борской больницы рекомендует врача Н. П. Синицына как дисциплинированного, ответственного работника, проявившего себя во всех общественных кампаниях с хорошей стороны и пользующегося товарищеским уважением среди работников нашего лечебного учреждения. Председатель месткома Стрелов. Секретарь Кирмалова. 21.10.1932 г.».
В ноябре 1932 г. Синицын поступает в аспирантуру на кафедру фармакологии Горьковского медицинского института.
Считаем, что именно на Бору у Н. П. Синицына окончательно сложилось желание заняться наукой, именно Бор с его близостью к г. Горькому стал стартовой площадкой в науку для выдающегося советского трансплантолога.
Основоположник отечественной трансплантологии сердца
Аспирант, ассистент кафедры, кандидат и доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, заслуженный деятель науки РСФСР, кавалер правительственных наград, со второй половины 30-х гг. XX века и до конца жизни Н. П. Синицын занимался экспериментальной хирургией сердца. Он был первым, кто смог пересадить сердце холоднокровным животным (лягушкам, черепахам) в эксперименте. Ученый также занимался вопросами пересадки и подсадки сердца у теплокровных животных (кошек, собак, кроликов), изучением зон недоступности сердца к ножевым и пулевым ранениям, что в значительной мере расширило представления о пределах возможных хирургических вмешательств на сердце; изучением действия различных фармакологических веществ на сердце.
Он читал лекции в Германии, где пересадил сердце черепахе. Сегодня панцирь той самой черепахи, переданный из Германии, хранится в музее ПИМУ. В панцире было установлено увеличительное стекло, чтобы наблюдать, как идет послеоперационный процесс, как приживается и работает пересаженный орган.
Синицын уделял много времени и научным исследованиям, и своим ученикам. Они запомнили его строгость и педантизм, его подвижность и быстроту реакции, пытливый взгляд его глаз. О нем вспоминают как о неутомимом труженике, отзывчивом товарище.
3 декабря 1967 года в Южной Африке хирург Кристиан Бернард совершил первую в мире пересадку сердца человеку! Это сенсационное событие потрясло весь мир. В одном из интервью на вопрос журналиста о том, кого он считает своим учителем, Бернард ответил: «Николая Синицына из города Горького».
Трансплантация сердца человеку сегодня по-прежнему остается сложной и единичной хирургической процедурой. Современные достижения и технологии позволили улучшить результаты трансплантации и увеличить выживаемость пациентов. Но проблемы существуют и требуют дальнейших исследований и разработок. В начале этого сложного пути стоял наш земляк, «красный доктор» Николай Петрович Синицын.
Бэлла Лагунова, ученица 10-го класса
МАОУ СШ №4, научный руководитель
Людмила Моисеевна Добролюбова.
* * *
Автор благодарит заведующих Борским архивным отделом Е.С. Никанову, Борским отделом ЗАГС А.В. Титову, учебно-историческим центром ПИМУ Е.А. Чижову, начальника отдела документационного обеспечения БЦРБ И.С. Батракову, сотрудников ГКУ ГАНО г. Балахны за помощь.

Лента новостей