ИСТОРИЯ

Учимся у предков, или портрет борских крестьян-предпринимателей

Сегодня все чаще поднимается тема предпринимательства. Есть крупное предпринимательство, среднее и мелкое. В каждом населенном пункте были свои мелкие предприниматели прошлого, которые оставили о себе память. Мы предприняли попытку исследовать жизнь этих людей и составить социально-психологический портрет, для того чтобы их опыт можно было взять на вооружение сегодня и ответить на вопрос о том, что двигало этими людьми и почему они остались в истории.

Предпринимательон кто?
Понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». По мнению экономистов, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене пока ему неизвестной. Отсюда следует, что риск – главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Сравниватьэто интересно
Слова «предприниматель» и «крестьянин» мы традиционно мало связываем друг с другом, помня о многовековом крепостном праве. А зря. Именно в крепостной среде зарождался слой «капиталистых» крестьян, которые после 1861 г. свободно занимались предпринимательством, выходя в купцы, как Н.А. Бугров, или, не изменяя своему сословию, оставались крестьянами.
Развитию крестьянского предпринимательства в нашей округе способствовали природные условия. Наши предки, состоявшие в крестьянском сословии, не имели достаточного количества пахотной земли. Их богатством были заливные луга. Земля же была неплодородной, урожая хватало лишь до Нового года. Зато рядом были Нижний Новгород и ярмарка, Волга – прекрасный торговый путь в хлебные районы России, многочисленные местные промыслы и ремесла.
Попробуем составить социально-психологический портрет борских крестьян-предпринимателей на рубеже XIX–XX вв. на примере людей, имена которых до сих пор на слуху земляков и судьбы которых известны. Это Иван Николаевич Гоголев, Михаил Евгеньевич Жуков, Александр Лукоянович Старов, Иван Иванович Шерстнев.
Для составления портрета возьмем следующие критерии: формы предпринимательства, возрастной ценз, внешний вид, виды собственности, способ вхождения в бизнес, использование технических новинок, склонность к риску, семейное положение, общественная деятельность и признание, отношения с сотрудниками и земляками, судьба.
Гоголев, Жуков, Старов, Шерстнев – предприниматели села Бор. Все они – крестьянского происхождения, родились и умерли в крестьянском сословии, не переходя в купечество. Возможно, это связано с большими затратами при переходе в купечество, а может быть, давало определенные льготы крестьянам-предпринимателям.
Наши герои отличались по возрасту. А.Л. Старов родился в 1854 году, еще в младенчестве его усыновили супруги Старовы, крестьяне д. Еголево. И.И. Шерстнев, по косвенным данным, родился в 1868 году. Скорее всего, он был, пришлым, потому что в Ревизских сказках крестьян села Бор 1859 года фамилии Шерстневых нет. Дата рождения М.Е. Жукова – 1875 г. Годы жизни И.Н. Гоголева – 1862–1933.
Как выглядели наши предприниматели, можно определить по фотографиям. Сохранились фотографии Гоголева, Жукова, Старова. Мы видим, что у И.Н. Гоголева гордая посадка головы, идеально сшитый костюм. У М.Е. Жукова на костюме Георгиевский крест (он получил его в русско-японской войне). Так же оригинально одет А.Л. Старов, на нем светлый костюм и шляпа.
Можно сделать вывод, что, будучи крестьянского происхождения, наши предприниматели уделяли большое значение своему внешнему виду и больше напоминали не сельских, а городских жителей.
Ликбез по видам предпринимательской деятельности
На борской земле из трех видов предпринимательской деятельности рубежа XIX–XX вв.  (производственная, коммерческая, финансовая) преобладали первые два, иногда в смешанном виде.
Иван Гоголев и Иван Шерстнев были производственниками. В 1908 г. на Перевозе Шерстнев построил паровую мельницу и торговал мукой и крупами в лавке на Крестовоздвиженской улице (ныне ул. Ленина). Здесь же можно было купить бакалею, табак, чай. Были у него также мучные склады и дом-зимовка в Муромском затоне, где жили его рабочие-речники. У Шерстнева были суда «Работник», «Мельник» и «Иван Шерстнев». Он сдавал помещения под булочную и кондитерскую.
И.Н. Гоголев торговал весовыми коромыслами – рычагами весов и безменов. Изготовляли их в Красной Рамени, а И.Н. Гоголев был одним из посредников в продаже кустарных изделий, поэтому его можно отнести к числу «тысячников», предприимчивых торговцев, чей оборот исчислялся в десятках тысяч рублей. Имел лавку на Нижегородской ярмарке, в 1896 г. участвовал в XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. В 1910 году Иван Николаевич состоял кандидатом в члены ярмарочного комитета.
А.Л. Старов имел лавку при доме и торговал икрой и рыбой, доставляемой из Астрахани доверенными лицами. М.Е. Жуков владел восьмью буксирными пароходами, несколькими баржами, четырьмя домами и пристанью в Нижнем Новгороде. Все использовали наемных рабочих.
Способ вхождения в бизнес практически у всех одинаковый: начинали с нуля, добивались всего сами. Разве что можно выделить А. Старова. Ведь торговля не была его основным занятием, так как он был картежником. Поэтому его способ вхождения в бизнес был не очень легальный.
Рубеж XIX–XX вв. – время активного развития технического прогресса. Очень четко просматриваются технические новинки у И. Шерстнева. У него была трехэтажная электрическая паровая мельница на два постава с нефтяным двигателем в 40 л. с. Хозяин оборудовал мельницу в соответствии с современными тогда требованиями. Двигатель на нефтяном топливе вращал электрогенератор на всех трех этажах. На первом – в машинном зале, на втором – где располагались жернова, и на третьем – где стояли мучные лари и сортировочные станки, было светло как днем. У Ивана Шерстнева и Михаила Жукова были современные по тем временам грузовые пароходы.
Умение рисковать – одно из важных качеств предпринимателей. Самым склонным к риску был А.Л. Старов. Архивные документы утверждают, что Старов имел судимость, пристрастился к картам и стал настоящим игроком-виртуозом. Играть ездил в Нижний Новгород, часто в сопровождении своей снохи, красавицы Зинаиды. В игре мог и поддаться, проиграть, чтобы потом обчистить противника до нитки. Выигрывал по-крупному: плоты унженского леса, вагоны бухарского каракуля, а не только деньги. Но это был риск не предпринимателя, а азартного человека с вредной привычкой. Правда, деньги, полученные от карточной игры, Старов вкладывал в торговлю, создавал свой имидж другой деятельностью.
Хвалитьсянехорошо, но хочется
В наших предпринимателях заметна такая черта характера, как желание выделиться, то есть внешняя демонстративность. Например, у А. Старова был двухэтажный особняк, во дворе которого можно было увидеть живого медведя, а на крышах – экзотических индюшек. Особняк отличался и внутренним убранством: изразцовые печи, дубовый паркет, лепные потолки, большие окна, анфилада комнат, обстановка четырех из которых была посвящена временам года. Дом Ивана Шерстнева выделялся обилием декора, лавкой с крутобокими стеклянными витринами и обилием зеркал в торговом помещении. У остальных были каменные дома.
На построенном здании женского начального училища, где Александр Старов был здравствующим попечителем, висела доска с надписью «Борское земское училище имени А.Л. Старова». У И.И. Шерстнева был корабль «Иван Шерстнев». Одну моторную лодку Жуков назвал своим именем – «Миша».
Все наши герои были семейными людьми. Михаил Жуков был женат дважды (первая жена умерла родами), к семье относился уважительно. У Ивана Гоголева была большая семья: жена и пятеро детей. Все их дети учились в престижных учебных заведениях: сыновья – в МГУ, дочери – в Нижегородских гимназиях. В доме Гоголевых была прекрасная библиотека. У Александра Старова было трое детей: два сына и дочь Евдокия. У Ивана Шерстнева было пять дочерей и единственный сын, тезка отца, Иван Иванович–младший.
Твори добро
Наши герои активно занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Иван Николаевич Гоголев участвовал и поддерживал театральную жизнь Бора. Супруги Гоголевы были попечителями Борского городского и Кононовского училищ. Они присутствовали на экзаменах, концертах, вечерах, проводимых учителями и учащимися, организовывали для детей дополнительное питание.
М.Е. Жуков, А.Л. Старов, И.И. Шерстнев занимали должность церковных старост. Александр Старов – в Успенской церкви села Мухино. Михаил Жуков и Иван Шерстнев в разные периоды были старостами главной борской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы. Иван Шерстнев принимал участие в сборе средств на золочение куполов Знаменской церкви. В 1900 г. было собрано 4000 рублей.
С 1899 года и до 1922 г. А.Л. Старов был старостой Успенской церкви с. Мухино. С 1900 по 1915 г. ежегодно выделял личные средства на оборудование и украшение церкви, за 15 лет пожертвовав 14 230 рублей.
В 1899 г. Старов построил на мухинской земле здание для Борской женской начальной школы стоимостью 400 рублей. Кроме содержания здания, обеспечивал воспитанниц тетрадями, ручками, чернилами, особо нуждающихся – одеждой и обувью. Попечитель организовывал праздники, рождественские елки, участвовал в выпускных экзаменах. Помогал Старов и Пикинской пожарной дружине. Ежегодно во дворе собственного дома Александр Старов устраивал поминки по умершим родителям. Для именитых гостей столы накрывали во дворе. Всех прочих угощали рюмкой водки и ложкой черной икры. Число жаждущих помянуть старовских родителей к вечеру резко увеличивалось. Прежде чем угостить поминальщиков, помощники Старова требовали открыть рот. Кто-то получал заветную рюмку, а кто-то – отказ. Все было просто: в икру добавляли сажу, и она, оставшись на языке и зубах, выдавала любителя «вкусить зелья вторично». Это, кроме находчивости, свидетельствует и об умении предусмотреть поведение боровлян, и быстро найти выход из непростого положения.
Награды нашли героев
Наши герои не остались без наград за свою деятельность. И.Н. Гоголев получил серебряную медаль за весовые коромысла на Всероссийской выставке. М.Е. Жуков – участник Цусимского сражения. Награжден знаком отличия Военного ордена IV степени, Георгиевским крестом «за отличие, оказанное 15 мая 1905 г.». А.Л. Старов из-за судимости долгое время не имел возможности получить награду. В 1902 г. награжден несчитанием судимости, препятствующей к награде и другим преимуществам по службе, за усердную и полезную деятельность по учреждениям Министерства народного просвещения. В 1905 г. удостоен золотой медали на Станиславской ленте за «пожертвования на украшение и ремонт церкви» и за то, что «проходил следующие особенные должности: почетного смотрителя Борского высшего начального училища, почетного члена Владимирского училища, состоял членом Семеновского училищного совета и в учреждениях императрицы Марии Федоровны в г. Семенове». И.И. Шерстнев за ревностное служение – 15 лет церковным старостой – в 1902 г. был удостоен золотой медали на Анненской ленте для ношения на груди, в 1907 г. – серебряной медали для ношения на шее на Станиславской ленте.
Это модное слово «коммуникация»
Коммуникативные навыки, или отношения с людьми, являются важным пунктом, когда ты влиятельный человек. Недобрая слава осталась на Бору об Иване Ивановиче Шерстневе. Его считали причиной пожара 1893 г., от которого сгорело все село. В годы Первой мировой войны он, будучи церковным старостой, ставит свои интересы, интересы торговли выше каких-либо нравственных ценностей. Свидетельство тому – «бабий бунт» 2 июня 1916 г. В голодные годы Первой мировой войны Шерстнев резко взвинтил цены на продукты питания. Так, фунт сахара у него стоил 80 коп. при оптовой цене 26 коп. и средней розничной по губернии 40 коп. Доведенные до отчаяния солдатки разгромили его лавку.
Отношения Александра Лукояновича Старова с сотрудниками были иными. Он был крестным отцом их детей, подносил им щедрые подарки к праздникам, организовывал свадьбы подчиненных в собственном доме. В 1916 г. во время «бабьего бунта» на Бору разъяренная толпа после разгрома шерстневской лавки подошла к дому Старова. Александр Лукоянович из дома вышел и сказал, что, если кому-то что-то нужно в лавке или в доме, возьмите. Он положил на крыльцо связку ключей и ушел. Но из толпы никто не вышел. Многие помнили, что после пожара 1893 г. Старов пожертвовал погорельцам по 10 рублей на семью и плоты с унженским лесом, протянувшиеся от поселка Нобеля до Знаменской церкви на восстановление сгоревшего села.
Времена не выбирают
Судьбы наших героев после революции сложились практически одинаково. Старов отдал свой дом советской власти добровольно. Он использовался под клуб, политпросветтехникум, горком комсомола, а после того как из него выехало управление сельского хозяйства, в этом здании расположился городской краеведческий музей. Имя Александра Лукояновича Старова здесь вспоминают часто. Умер Старов в 1922 г. на Бору. Могила его не сохранилась. В связи со смертью в 1922 г. Старов не лишался избирательных прав, не подвергался судебному преследованию, в списках репрессированных по Горьковской области не числится.
Дома Ивана Николаевича Гоголева были национализированы. Он жил у своих детей. Умер на Бору. Могила не сохранилась.
После революции в шерстневском доме размещалась прогимназия. Мельница на Перевозе долгое время носила название «Мельзавод № 1». И.И. Шерстнев уехал в Нижний Новгород, где и умер в годы Великой Отечественной войны. Похоронен на кладбище Высоковской церкви.
Кавалер Георгиевского креста М.Е. Жуков был лишен избирательных прав, дом стал муниципальной собственностью. В августе 1937 г. лодочник райпотребсоюза Жуков был арестован «за контрреволюционную деятельность, направленную против Советской власти», приговорен к исправительно-трудовым лагерям на 10 лет. Отбывал наказание, вероятно, в СЛОНе (Соловецкий лагерь особого назначения). Именно оттуда с оказией передавал письма. Писал, что вернется и заживут все, как прежде. Домой он не вернулся. Дата его смерти, место могилы не известны. Решением прокурора Нижегородской области от 10.09.1992 М.Е. Жуков был реабилитирован.
* * *
Пришло время выводов. Борские крестьяне-предприниматели были разными людьми, но их объединяли экономическая и социальная активность, стремление к самореализации, благотворительность, организаторский талант. Думаем, нынешнему поколению борских предпринимателей есть чему поучиться у своих предшественников. Мы предлагаем каждому сегодняшнему представителю бизнеса составить свой социально-психологический портрет по нашей схеме и сделать выводы хотя бы для себя.
Валерия Беляева,
учащаяся средней школы № 4,
Людмила Добролюбова,
руководитель школьного музея

Лента новостей