ИСТОРИЯ

Доминика Ванеева-Труховская и ее детский сад

На календаре был конец февраля 1920 года. Она умирала в тифозном бараке местной больницы. Сюда попали дети из созданного ею детского сада, юные граждане молодой советской республики. Она ухаживала за ними, потом слегла сама: сказались тюремное заключение, ссылка, недоедание, большие нагрузки в последнее время. Мы никогда не узнаем, о чем думала эта хрупкая женщина, когда сознание возвращалось к ней.
Из состоятельной семьи – в революцию
В село Бор Семеновского уезда Нижегородской губернии, ныне город Бор Нижегородской области, Доминика Васильевна Ванеева-Труховская с семьей приехала в 1916 году.
До этого она жила в Украине, где родилась в зажиточной купеческой семье. С золотой медалью окончила гимназию. Это давало ей право учительствовать. Училась на Высших женских Бестужевских курсах в Петербурге. Здесь познакомилась с Н.К. Крупской, работала в воскресной школе, вошла в революционную среду, распространяла листовки среди рабочих.
После ареста членов Петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса ее «назначили невестой» студента Технологического института Анатолия Александровича Ванеева, соратника В.И. Ульянова (Ленина). Она посещала его в тюрьме, носила передачи. За Ванеевым Доминика отправилась в ссылку. Здесь молодые люди поженились.
Их семейное счастье было коротким. Ванеев был болен туберкулезом. Он умер 9 сентября 1899 г. в селе Ермаковском Красноярской губернии в возрасте 27 лет. Из Сибири Доминика Васильевна вместе с сыном Анатолием вернулась в Нижний Новгород. Брат Анатолия Ванеева, Василий, предложил ей стать его женой и вместе воспитывать сына. Так Доминика Васильевна навсегда связала себя с нижегородской землей и семьей Ванеевых.
Сад для детей
Бор 1916 года был крупным зажиточным селом с населением 2000 человек, двумя церквями, памятником царю Александру II, двумя крупными заводами – Марачевским и «Нижегородским Теп­ло­ходом», единственной в России сельской пассажирской конной железной дорогой, каменной пожарной каланчой.
Здесь Доминика Васильевна продолжила свою педагогическую деятельность, она преподавала словесность в Борской прогимназии.
После революции в селе Бор появилось много солдаток, которые, потеряв мужей на фронтах Первой мировой и гражданской войн, в одиночку воспитывали детей. Рабочие заводов узнали, что такое безработица. Самыми незащищенными оказались дети, особенно малыши.
Казалось, что у самой Доминики Васильевны было все: муж, четверо детей, любимая работа. Но она взялась за дело, сложное и важное и для земляков, и для новой власти, и для нее, – создание детского сада.
В одном из отчетов того времени говорилось, что «…в связи с войной ухудшилось положение детей вообще, а малышей в особенности. Недое­дание, благодаря безработице и продовольственному кризису, должно было вести к физическому и духовному вырождению детей». Все это заставило обратить внимание власти на воспитание детей дошкольного возраста.
Создать детский сад в селе Бор было сложно. О том, что это такое, здесь никто не знал. В Нижнем Новгороде до революции, по архивным данным, было всего шесть детских садов. Необходимо было подыскать и оборудовать здание, подобрать и обучить сотрудников, а главное – набрать воспитанников.
С домом для сада помогли органы власти: выделили второй этаж национализированного дома купца Попенова. Сложнее было набрать детей. Матери, хотя и испытывали трудности, не очень доверяли темноволосой женщине с украинским говорком. Ей приходилось убеждать каждую мать, по нескольку раз встречаться и беседовать. Тут пригодились и ее революционный опыт, и твердость характера, терпение и сопереживание, умение вести диалог и убеждать, доверять и выполнять обещания. Доминике Васильевне удалось растопить лед и преодолеть сопротивление матерей.
История одной фотографии
Существует единственная фотография первого состава воспитанников. На ней, сделанной, вероятно, осенью 1918 года (одежда воспитателя, грозди рябины на окнах), мы видим группу детей в количестве 35 человек в возрасте от 2–3 до 7–8 лет. В группе 12 мальчиков и 23 девочки. Дети одеты скромно, но опрятно, на ногах кожаная обувь. Платьица и косоворотки в основном белого цвета. Может быть, их сшили руководительницы. Доминика Василь­евна была большой рукодельницей. В музее села Шушенского хранится более 20 вещей, выполненных ее руками.
Из головных уборов – платки, панамки, картузы, фуражки. В руках детей – самодельные игрушки: бумажные куклы, барабан, инвентарь – лопаты. Вероятно, дети много времени находились на свежем воздухе, ухаживали за цветами и деревьями. Теперь понятно, почему на фото мальчики стоят с лопатами.
Ребятишки немного скованны. Возможно, это первая в их жизни фотография и первый большой коллектив.
Справа стоит Доминика Васильевна, слева – известная на Бору Артемия Михайловна Дутова, в будущем учительница нашей школы.
Сегодня мы можем назвать имя только одной воспитанницы. В первом ряду третьей слева стоит 5-летняя Оля Панкратова. Семья Панкратовых проживала недалеко от детского сада, дружила с учительницей соседнего начального училища Софьей Константиновной Григорьевой. Известно, что Софья Константиновна, прекрасно знающая семьи своих учеников, помогала Доминике Васильевне с набором воспитанников. Так Оля с легкой руки Софьи Константиновны оказалась среди воспитанников детского сада. Светловолосая девочка с аккуратной стрижкой, в белом платьице, ботиночках и носочках держит в руках картонную раскрашенную куклу. Серьезно, сосредоточенно, с прищуром она смотрит на нас, еще ничего не зная о своей судьбе.
Ольга Яковлевна Панкратова-Соколова (1913–1997 годы) прожила долгую жизнь. Выросла и стала бухгалтером. В семейном альбоме хранила эту фотографию. В школьный музей ее передала дочь Ольги Яковлевны, Людмила Александровна Павловская, выпускница нашей школы 1952 года.
Жизнь первого детсада
Глядя на эту фотографию, нам представляется благополучная жизнь воспитанников в детском саду. Архивные документы говорят об обратном. Труд организаторов детского сада был нелегким и напряженным. Нужно было приобрести оборудование, обеспечить воспитанников бесплатным питанием. Несмотря на декрет Совета Народных Комиссаров от 17 мая 1919 года: «Вменить всем продорганам в обязанность продукты детского питания отпускать в первую очередь», с продовольствием дела обстояли туго. В стране царили голод, разруха, шла война. За продуктами часто приходилось ездить в Нижний Новгород. Для этого нужно было найти лошадь, и в любую погоду – зимой ли, через Волгу по льду, летом ли, на речном пароме, – отправляться в путь.
Штат детского сада был небольшим: заведующая, воспитатель (их тогда называли руководительницами), нянечка и повар. По воспоминаниям Анны Михайловны Артемьевой, преемницы Доминики Васильевны, работали тогда, да и позже, по методу свободного воспитания.
Все зависело от желания детей. Нельзя было ущемлять их свободу. Им нельзя было указывать, заставлять. Удивительно, но сказки им тогда не читали, считали пережитком прошлого. Дети много времени находились на свежем воздухе, ухаживали за цветами и деревьями, совершали прогулки в борские луга, лес, поле. Детям предлагались рисование, лепка, ручной труд, вырезание, беседы и разъяснения руководительниц, различные игры. Согласно инструкциям Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения) от 1919 г., в детском саду не было расписания занятий, обучение счету и письму «как предмету в школьном смысле понимаемому» предлагалось вести «естественным путем».
Память и памятники
В одном из писем А.А. Ванеев писал о Доминике: «Она типичная малороссиянка – черные вьющиеся волосы, большие темные глаза. В ее характере, вообще сильном и твердом, много женственной мягкости, много доброты».
Так она и шла по жизни, с сильным и одновременно женственным характером. Ее дореволюционная жизнь описана очень подробно, а вот материал о созданном ею первом детском саде мы собирали буквально по крупинкам. Нам помогали архивы, музеи, воспоминания земляков, потомков.
Много планов, наверное, вынашивала в голове и сердце создательница первого детского сада в селе, но ее жизнь оборвалась в 45 лет. Добровольно ухаживая за своими воспитанниками, заболевшими тифом, она спасла их, но зарази­лась сама и не смогла победить болезнь. 3 марта 1920 года ее не стало. Доминика Васильевна была похоронена на сельском кладбище. 1 июня 1972 года, в Международный день защиты детей, на ее могиле был установлен памятник со словами: «Труховская-Ванеева Доминика Васильевна. 1874–1920 гг. Участник Петербургского Союза борьбы». Хотелось бы добавить: «Педагог, основатель первого детского сада на Бору».
В нашем городе живут потомки Доминики Васильевны, продолжатели ее педагогической династии уже в пятом поколении. В нашей школе, средней школе № 4 г. Бор, учились ее внук, правнучка, праправнуки. Сейчас время ее прапраправнуков.
* * *
Сегодня на Бору создана сеть дошкольных образовательных учреждений. Она включает 48 муниципальных детских садов, 6 из которых имеют такое структурное подразделение, как семейный детский сад.
Тогда, в 1918 году, 105 лет тому назад, именно она, Доминика Васильевна Ванеева-Труховская, стояла у истоков дошкольного образования в нашем городе. И современные «Полянки», «Дюймовочки», «Цветики-семи­цветики», «Золушки», «Боровички», «Ягодки», «Ласточки», «Росинки»  – тоже памятники Д.В. Ванеевой-Труховской, герою нашей малой родины, человеку с непростой судьбой, но твердым характером. Она решительно поменяла свою жизнь, шагнув из обеспеченной жизни в революцию. Умела ставить цели и достигать их, убеждать, не боялась браться за новое дело, рисковала своей жизнью ради других, выбрала для себя профессию педагога и осталась верной ей всю свою жизнь. Ее пример достоин подражания.
Вероника Федянина, учащаяся средней школы № 4, Людмила Моисеевна Добролюбова, учитель, руководитель музея школы

Лента новостей