ИСТОРИЯ

Неумолим поток времени

Участники Великой Отечественной войны ныне уже почти все ушли в Бессмертный полк. Все меньше и нас, детей войны, помнящих еженочные бомбежки г. Горького и наших незабываемых учителей того времени, сберегавших наши души и вселявших в нас веру в Победу. Эти мысли нахлынули вновь, когда пришло известие о том, что 10 февраля этого года, 2019-го, ушла из жизни наша учительница и классный руководитель тех военных и послевоенных лет – Софья Алексеевна Стронина. Живущих из нашего класса и траспортабельных ныне на Бору нашлось четверо: Тамара Яковлева, Катя Баташева, Ира Кузовцова и старшеклассница Вера Кочина. Теперь мы с прискорбием поведаем о ее жизни и кончине.

В годы войны мы, дети 1934–35 г.р., сначала учились в любимой деревянной двухэтажной школе № 3 на ул. Ленина. Класс был сборный, разновозрастный. Большую часть его составляли девочки и мальчики из затона им. К. Маркса. Их именовали одним словом – «затонские». Местные дети и затонские жили в классе душа в душу во главе с учительницей Екатериной Григорьевной Воробьевой. По окончании в 1946 г. четырех классов нам пришлось расстаться: мальчики ушли в мужскую шк. № 7, девочки – в среднюю шк. № 4.
Пятый класс. Новые учителя. Новые предметы и среди них – иностранный язык. Им стал английский язык, неведомый в борских школах. Его начала преподавать С.А. Стронина. Она же стала и классным руководителем нашего класса. Пять лет ежедневного общения с удивительным человеком, красивым и требовательным, с добрым другом, с изящной и неповторимой «иностранкой».
Дружба с ней (не поверите!) растянулась на все последующие десятилетия. Так сложилась судьба и ее, и наша.
Софья Алексеевна родилась 18 мая 1925 г. в семье Алексея Андреевича Стронина 1887 г.р. и Евгении Александровны 1902 г.р. Кроме Сонечки, у родителей уже была старшая дочь – Верочка – 1921 г.р. Семья проживала в Нижегородском кремле, ибо отец занимал должность коменданта биржи труда. В горестный 1929 г. умирает мама, а в 1935 г. подвергается репрессии отец. Девочки остаются с няней Марией Матвеевной Моисеевой. Наша «Матвевна» (так они ее звали) осталась с ними навсегда, не отдав в детдом и заменив им родителей. Теперь семью переселяют в маленькую тесную комнату в коммунальной квартире в центре ул. Свердлова.
Война. Бомбежки. Все пережито, след в памяти и в душе остался. Девочки учатся. Учеба превыше всего. Вера становится зубным врачом, Соня за 1943–1946 гг. оканчивает иняз, будучи принята в него без экзаменов по документам. Направление – переводчик в органах, далее – преподавание английского языка на Бору в шк. № 4. Проработала в ней до 1961 г. Запомнились ее слова о пребывании у нас: «Тринадцать с лишним лет между жизнью и смертью!». Она имела в виду тяжелейшую и каждодневную во все времена года переправу через Волгу.
С 1946 по 1961 гг. исхожены пешком сотни километров от Дмитриевской башни до причала к парому, далее – от перевоза до Бора. А как зимой ходить по замерзшей и в полыньях Волге? Все эти превратности пути испытывали и наши затонские девочки. Эти испытания крепили их истинную дружбу.
В 1954 г. Софья Алексеевна выходит замуж за инженера-строителя Владимира Алексеевича Кузенкова, продолжая работать на Бору. Родившегося сына назовут Алексеем, а позднее и внуку дадут то же имя в память о дедушке. Не сразу из тесной квартиры на Свердловке семья переедет в новую квартиру на ул. Ванеева. Софья Алексеевна начинает трудиться в средней школе г. Горького. Помним, что она радовалась, как приняли ее коллеги и ученики, видя в ней опытнейшую «англичанку».
Горести настигли семью, когда очень сильно заболел муж при тяжелейшем диагнозе – сахарном диабете. Он доживал век с ампутированными ногами.
И все-таки Бор не забывался. На юбилеи, школьные и классные, приезжала она с подъемом чувств и объятиями, а мы хором произносили со сцены: «Софья Алексеевна, we love you!»
Ирина Гоголева

Лента новостей

Кусачая тема

25.04.24 15:28